Платонизм

Платон в Нюрнбергском летописи

Платонизм (Платонический реализм) - философская традиция, возникшая (ок. 385 г. до н. Х.) в греческой Академии Платона (427-347 гг. Х.), ученика Сократа и учителя Аристотеля. В период среднего платонизма (1 в. До н. Х. - 2 ст.) Интерес сосредоточивался на мысли Платона о Бога и сверхчувствительный мир. Впоследствии философы Александрии (см. Плотин) творческое систематизировали эти и другие аспекты работы своих предшественников в неоплатонизм. Работы платонической характера созданы такими авторами как Августин Блаженный, Боэций, и Макробий передали платонизм средневековому Западу. Влияние аристотелизма в 13-м веке привел к временному затмение, но в эпоху Возрождения, платонизм поддержан такими учеными как Фичино и Николай Кузанский, вновь заявил о себе и имел огромное влияние на художников и ученых, таких как Сандро Боттичелли и Герберт Спенсер, в равной степени на философов и богословов (см. Кембриджские платонисты). Несмотря на опровержение платонистичнои космологии современной наукой, его элементы все еще пронизывают западную мысль в разнообразных областях от реалистической логики (см. реализм) к христианской этике.


1. Учение

Платонический реализм является философским термином, определяет теорию реализма относительно существования метафизических идей. Поэтому, иногда, доктрина Платона называется платонической идеализмом. Сам Платон описывает двор идей в диалоге "Федр" так: "занебесного область не воспел никто из здешних поэтов ... Она же вот какая: эту область занимает бесцветная, неопределенный, неощутимо сущность, истинно существующая, зримая лишь кормильцу души - умственные, на нее и направлен истинный род знания ". занебесного область пребывания идей вошла в традицию под названием" Гиперурания "(" Федр "). Это место над небом и над космосом, которое, однако, не есть некое локальное место, а скорее - выражение позапросторности. Гиперурания есть образ непространственных, надфизичноого мира. Явление "второй навигации" - открытие сверхчувственного, сверхъестественного миру и придания ему статуса истинного, правильного бытия - момент, принципиальный для понимания платонизма. Ранее, до Платона, философия физиса искала причины феноменов в реальностях физического порядка. Платон же утверждает, что любая вещь физического мира имеет высшую и последнюю причину в метафизической реальности. Таким образом, только с открытием "второй навигации" можно с достаточной корректностью говорить о оппозиции материализма и идеализма. Идеи Платона сущностью вещей, тем, что делает каждую вещь именно "той", данной, а не другой. Другими словами, идеи - это то, что делает каждую вещь тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма", указывая тем самым, что идеи образуют вневременную (постоянную) модель каждой вещи. Платон понимает сверхчувствительную реальность как иерархию идей: нижние идеи подчинены верхним. На вершине иерархии - идея Блага в себе - она ​​ничем не обусловлена, а отсюда, абсолютная. В диалоге "Государство", Платон пишет о ней как о том, что порождает само бытие. Чувственно построен мир (космос) построенным идеями. Физический мир происходит от идей. Чувственный мир у Платона является совершенным порядком ( космосом), что является выражением логоса над слепой необходимостью материи. Материя есть логовищем чувственного, по определению Платона, - это "хора" (просторнисть). Она находится во власти бесформенное и хаотического движения.


См.. также

Источники

  • Энциклопедия Макмиллан: The Macmillan Encyclopedia. Лондон: Макмиллан Лондон Лимитед, 1981, 1983, 1984, 1985. (Англ.)
  • Celestine N. Bittle. Reality and the Mind. Epistemology. New York, Milwakee, Chicago: The Bruce Publishing Company, 1936, 1938. (Англ.)
  • Античная философия Платона (Рус.)