Надо Знать

добавить знаний



Плотин


Plotinos.jpg

План:


Введение

Плотин ( греч. Πλωτῖνος ) ( 205 - 270) - древнегреческий философ - идеалист, виднейший представитель неоплатонизма. Его учение вобрало в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Неоплатонизм Плотина - последняя крупная философская система античности. В противоположность системе Филона, в ней философские элементы преобладали над элементами религии, дух Греции преобладал над духом Востока.


1. Из биографии

Плотин родился в Ликополи в Египте в 205 году. Молодость прошла в Александрии. Там же в возрасте 28 лет начал заниматься философией. В возрасте 30-40 лет был учеником Аммония Саккаса в Александрии, затем совершил путешествия Персии и Индии, в течение последних 26 лет своей жизни жил в Риме. Плотин прожил жизнь, не интересуясь его материальной стороной, потому был поглощен ее духовной стороной. Он стеснялся, как писал его ученик и биограф Порфирий, что он обладает телом. Был оригинальным мыслителем и вместе с тем необычным эрудитом, знатоком античности, ее философских взглядов и идей. В Риме он нашел сторонников своего учения. Здесь он преподавал свое неоплатоновского учения, мистически - аллегорическую смесь из греческих систем в сочетании с восточными, египетскими и еврейско- христианскими взглядами. Его вдохновение и строго моральное жизни дали ему много сторонников. Плотин был вполне созерцательной натурой: он искал цель в сочетании с божеством, во внутреннем, духовном созерцании, которому, конечно, должно было отвечать суровую жизнь, чтобы освободить душу из того состояния, в которое она погрязла. Он одевался как старый пифагореец и хотел восстановить одно разоренное город Кампанию, чтобы основать там государство на платоновских принципах. Император Галлиен дал свое разрешение, но министры отсоветовали ему, и план совсем не удался. Плотин умер в имении одного из своих друзей в Кампании в 270 году.


2. Философские взгляды

Можно выделить три периода в эволюции взглядов Плотина. В первый период он изучал Платона и развивал учение о душе и ее очистки. Во второй период перешел от этих особых задач к поиску общей теории бытия и одновременно от заимствованного у Платона к собственному взгляду на мир, от платонизма в неоплатонизма. В третий период стареющий Плотин оставил абстрактные рассуждения и сконцентрировался на более актуальных, главным образом нравственно-религиозных проблемах.

Плотин начал писать поздно, в возрасте около пятидесяти лет. Писал несистематически, в одной работе не изложил своих основных взглядов. Оставил после себя пятьдесят четыре произведения. В произведениях Плотина, которые были разобраны и упорядочены его учеником Порфирием, мы найдем стремление человека к тому, чтобы душа вернулась множественности земного мира к единому началу. Порфирий разделил все трактаты на 6 отделов согласно сути учения Плотина. Каждый отдел Порфирий, в свою очередь, разделил на 9 частей, в результате чего трактаты Плотина получили название "Эннеады", т.е. "Девятки".

Темы его "Енеад" такие:

  1. о человеке и мораль;
  2. о мире и его физические законы;
  3. о судьбе и провидения;
  4. все, что относится к души;
  5. о ум;
  6. обобщение всех предыдущих. Бытие и Единого.

Настоящее бытия остается у Плотина, как это было в платоников вообще, главной темой философии.

Настоящее бытие Бог, но уже его имя "единое" (или "первое") следует понимать негативно, то есть мы не знаем и не можем назвать его признаков. Поэтому все его признаки "негативные". "Единственное" не является лучше земля у него, оно не требует ничего, оно неделимо, не пространственное, не временное, в основе не такое, как все объекты в мире. Оно не Материальное, но также не дух, ни душа, не имеет якости или количества. О его сущности ничего определенного не можем сказать, потому что есть надо спрашивать можно определить его только отрицательно ("негативная теология"). "Единое" выше все вещи, (над-бытия), поэтому ни от чего не зависит, действительно свободное, зависящее только от себя, основанное на себе самом. Отрицательные определения указывают на то, что "Единое" занимает абсолютную полноту бытия. Оно не имеет в себе никакой дифференциации (разделения), поэтому остается в абсолютном покое, без движения. Но все, что существует, зависит от "Единого", даже исходит от него. Оно является, таким образом, абсолютное источник всякого бытия. Но зависимость всякого бытие от Единого не имеет того характера, о котором говорит философская традиция в отношении Бога. "Единственное" не упорядочивает мира, не образует его, не находится в нем. Те положительные определения, которые все же называет Плотин, характеризующие это своеобразное положение Единого: оно, говоря терминами Аристотеля, "чистая энергия" (= действительность), действие, активность. Но, поскольку оно не имеет за собой никакого объекта, его действие направлено на самого себя, оно есть творчество, что творит самого себя: здесь нет разницы между творцом и образованным. Свобода и воля - еще другие положительные определения, которые решается принимать Плотин.

От Единого начинается процесс (вневременной) восстание всех других сфер бытия. Полнота бытия "Единого" будто переливается через край, не теряя своего содержания. Единое есть вроде источник или свет, посылает из себя лучи, вовсе не заслаблюе интенсивности света или есть оригинал, что отражается в зеркале, не уменьшая тем святого существования. Причина есть безмерно выше, полнее, сильнее, за свое следствие. Так путем такого "лучиння" ("эманация") восстает из Единого Дух (нус - мышления). В Духе есть уже множнисть: деление на субъект, который думает, и на объект - предметы мышления; объект мышления сам по себе множительных - это идеи. Дух также совершенный, неизменный и блажен. Его тоже можно назвать божественным, Богом (Бог-Сын). Содержание духа есть духовный вселенная ("космос ноетос") - гармоничное организм вне времени и пространства.

В этом духовном космосе есть образцы всех вещей и всех ценностей. Как сам дух, так и отдельные идеи Плотин представляет себя как активные силы.

Подобная эманация приводит к восстанию от Духа Души. Это единственная Душа вселенной распадается на отдельные души, которые связаны между собой (симпатия). И мировую душу Плотин не считает божественным существом, хотя она стоит ниже Духа, появляясь будто его тенью, или отражением. Душа находится уже во времени, с ее восстанием восстает время. Душа, с одной стороны, смотрит вверх, принимая от Духа формы бытия, с другой стороны, она действует в отношении низшей сферы (материи) втискивая в ней формы идеального бытия, формируя ее. Этот двойной характер души резко проявляется в человеческой душе, принадлежащий "двум мирам", и предопределяет собой посредственное положение человека в мире.

Формируя материи (низкую форму бытия), Душа приводит к восстанию мира, Космоса. Это как образ духовного мира, что отражается в зеркале материи. Космос Плотин рисует вполне в духе греческих традиций, как полный красоты, гармоничный организм, отдельные части которого связаны между собой взаемочиннистю симпатии. Плотин символизирует Вселенную в образе крупного растения. Красота и гармония Вселенной происходит с чинности Души: красота вообще только выявление высшей сферы в низшей, выше будто просвечивает сквозь низшие слои бытия. Плотин, следовательно, разумеется, значительно примирливише относится к искусства, чем Платон. Низкий слой бытие есть материя, что, собственно, есть небытие, полностью лишенная признаков, ее признаки есть собственно брак, "избавление" (стересис) определенных признаков. Лишь влияние идей восстает материальный мир. Материя как таковая является только чистая "возможность" (даже не возможность-динамис в смысле Аристотеля, поскольку это определенная активная способность чем-нибудь). Она лишь принимает влияния сверху. Брак положительных признаков в материи характеризует ее, как источник зла, также и морального зла.

Картина мира, разумеется, значительно отличается от христианского мировоззрения, но она и не пантеизм : Бог-Единственное отличается от мира, стоящего над ним. Бог не действует творец мира, процесс "эманации" в основе отличается от "образования" мира по представлению христианской религии. Но целый ряд мотивов по меньшей мере напоминает соответствующие мнения христианского мировоззрения, в частности идей "негативной теологии" . То же самое и в представлении о человека. Человек принадлежит к разным слоям бытия : тело - до самого низкого материального слоя, душа - к сфере душевного бытия (есть и другие души, одушевленный есть целый мир, здесь находят себе место и языческие боги). С этим связаны и различные функции души: физическое, способность приема и способность мышления. Душа есть в теле будто в тюрьме и естественно стремится освободиться из низшей сферы и подняться к высшим, а, собственно, к своему "источника". Это то стремление низшего к высшему, что знают и другие греческие философы ( Эрос Платона, подобное в Аристотеля, и даже в стоиков). Этот поворот к высшему, "путь вверх" является этический и религиозный путь человека. Этот путь вверх проводит душу через все сферы в порядке, противоположном эманации : душа, а собственно, умная сила в ней стремится освободить сущность человека, выше в ней от всего низшего и внешнего. Добродетели Платона является лишь подготовкой, они удерживают страсти человека, образующих определенную душевную гармонию. Но свой путь вверх уходит глубже и есть собственно мистическим путем. Во-первых, душа "очищается" ( катарсис) от тела и связанных с ним страстей. Это позволяет созерцание (теория) высшего, а через это уподобление ему (обожение). На этом пути душа поднимается к "просветлению"; душа не может достичь обожения собственными силами, в душе имеет влиться сверху божественный свет; высокая степень является слияние, соединение души с Единым. Это лишь момент экстазы, не длится долго. Задача человека остаются в сфере его бытия в этом мире, и Плотин требует выполнения нравственных задач в семье, в обществе, в государстве. Благотворительность является вместе с тем и блаженство. Плотин не забывает и тех других сфер, через которые ведет путь вверх: красота и познания.


3. Ученики и последователи

Плотин с учениками.

Среди его учеников особенно выделялся Амели, который проучился в нем 24 года. Самым известным учеником Плотина и его биографом был Порфирий. Плотин завещал своему ученику, Порфирию (ок. 233 - ок. 304) привести в порядок и издать его произведения. Порфирий проявлял большое внимание к изучению произведений Плотина, издавал и комментировал их, составил биографию Плотина. Мистическое учение Плотина продолжают две другие неоплатонические школы. Основателем и крупнейшим представителем первой (сирийской) школы был Ямвлих. Другую школу неоплатонизма преставляе Прокл.


4. Влияние

Неоплатонизм был последним философским направлением, которое дала нам Греция. Под его знаком завершилась античная философия, но он пережил античность, поскольку был усвоен христианским мышлением. Системы христианской философии, которые появились на Востоке, начиная с Оригена, который слушал вместе с Плотину Аммония, через Псевдо-Дионисия и до Иоанна Дамаскина - все они использовали принципиальные идеи неоплатонизма. Даже на Западе, где создавалась самостоятельная христианская метафизика, неоплатоническую идеи оказали свое влияние. Метафизика, которая оставалась верной традициям неоплатоников, не потеряла своих сторонников в средние - от Эриугена в Николая Кузанского - и оказалась одним из значительных направлений средневековой философии. Не только среди философов латинской культуры неоплатонизм находил своих знатоков, но также и среди арабов : их наиболее крупные философы хотя и выдавали себя за учеников Аристотеля, фактически были учениками Плотина. Мистическая теория Плотина не оригинальна, но она вполне соответствует поздним представлением христианской мистики. Влияние Плотина, непосредственно коснулся некоторых Отцов церкви ( Евсевий Кесарийский (260 - 340)), принадлежит, однако, не столько средневековью, сколько новейшем времени.

Плотин оказал значительное влияние на философию Августина и особенно на мыслителей Возрождение (М. Фичино, Пико делла Мирандола), на представителей английского (Шефтсбери, Беркли Джордж) и немецкого ( Шеллинг, Гегель) идеализма, а также на И. В. Гете и йенских романтизм.


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам