Площадь Галицкая (Львов)

Площадь Галицкая
Хоругвь Львова.png Львов
Halytska-square-lviv.JPG
Площадь Галицкая
Район Галицкий
Историческая информация
Общая информация
Координаты 49 ? 50ь22 "с. ш. 24 ? 01ь56 "вост. д. / 49.8395111 ? с. ш. 24.0324750 ? в. д. / 49.8395111; 24.0324750
Транспорт
Здания

Площадь Галицкая образовалась перед Галицкой воротами еще в XIII в. - От нее расходились пути на Галич, Глиняны и в карпатских перевалов и соляных копей. Перед воротами была незастроенная площадь, при которой начиналась осада ремесленников и гостеприимных домов, которую называли Под охрану. В современном виде площадь образовалась в конце XVIII в., Когда стали разбирать городские фортификации.

В плане Галицкая площадь напоминает букву Т, грубый козырек которой упирается в пл.Соборную, а широкая ножка - в пл. Мицкевича. Дома, фасады которых выходят на северную сторону площади, относятся к ул.Валовой и Галицкой. На месте бывшего оборонительного рва по Галицкой воротами появилась здание, приписана под № 20 до ул. Галицкой. Несмотря на несколько перестроек, каменный сохранила элементы стиля, лестничную клетку и планирования первой половины XIX в. Рог дома от площади Галицкой срезан, на уровне второго этажа в нише установлена ​​фигурка Архангела Михаила.

Напротив этой дома на самой площади на ул. Валовой стояли три небольших дома под конскрипцийнимы номерами 408, 410, 411. Эти дома разобрали ок. 1890 К тому времени на площади, где стоит король Даниил на коне, был Галицкий базар, который в 1892 перенесли на территорию сада за дворцом Бельских и Коморовских. Строительный львовских парков Арнольд Реринг заложил в 1893 на прежний базаре сквер, вокруг которого начали вырастать новые каменные. В 2001 г. на площади поставили конный памятник королю Данилу Галицкому, который создали скульпторы Василий Ярич и Роман Романович, архитектор Ярема Чурилик. Король Данило сидит на лошади без короны, которая, вместе с трезубцем, прикреплена к постаменту под копытами. На четыре стороны света смотрят львы в углах постамента и грифоны на седле всадника.

Монументальные здания № 7 и № 9 построили на улице Валовой в 1909-1911 гг по заказу доктора Теодора Баллабана и Общества взаимного кредита по проектам Альфреда Захаревича и Юзефа Сосновского в стиле модной тогда рациональной сецессии. Их фасады украшают массивные рельефные фигуры работы Зигмунта Курчинского. Недавно дома перекрыли блестящей оцинкованной жестью, после чего эти серые сооружения стали еще мрачнее. С ними контрастирует свежевыкрашенная постсецесийно-неоготическая каменный № 11, построенная в 1909-1910 гг по проекту Артура Шлеена для Сабины Фридлер. Средневековые рыцари на фасаде держат геральдические щиты с гербами Королевского столичного города Львова и королевства Галиции и Лодомерии. Их фигуры в доспехах западного образца будто дополняют варяжскую статую короля Даниила, который пальцем показывает нам путь в Европу. (Однако не легче - через Перемышль, а сложный, южный - через Карпатские перевалы).

Еще в 1888 по проекту Винцента Кузневича построили каменный с круглой угловой баней для москвофильского Общества им. Николая Качковского на углу площади Галицкой № 6 и ул. Валовой № 14 на первом этаже которого сейчас почтовое отделение.

Соседняя каменный № 7 на Галицкой площади была сооружена в 1902 г. Хотя тогда во Львов уже пришла мода на сецессию, архитектор чешского происхождения Карел Боублик спроектировал дом в историческом стиле с элементами маньеризма и барокко. Его фасады удачно дополняют фронтон костела Св. Андрея отцов бернардинцев (теперь Ордена Святого Василия Великого). При пл. Галицкой, 7 до 1934 г. находилась кофейня "Центральная", в которой собирались в начале ХХ в. поэты "Молодой музы". Ранее на этом месте стояла "Бойковский каменный", где жили бойки, которые привозили свои товары на Галицкий базар. В этом доме находили временное убежище выходцы из Бойковщины, прибывающих во Львов на учебу. Останавливался здесь также Иван Франко.

Напротив памятника королю Даниилу с другой стороны Галицкой площади, стоит фонтан. До войны его украшала скульптура Свитезянка (нимфы озера Свитязь, героини поэмы Адама Мицкевича), которую в 1880 создал Тадеуш Блотницького. А в XVI-XVIII вв. на этом месте стоял небольшой деревянный костел Святого Креста. Этот деревянный костелик горел при осадах Львова, а в спокойные времена всегда отстраивался.

По костелом в XVIII в. построили дворец, который сейчас имеет адрес - площадь Галицкая, 10. Впервые каменный дворец на этом месте построил в 1730-х гг доктор медицины, райца Львова Карло Гарани. После смерти доктора его потомки продали усадьбу коронном ловчими (охотнику) Антону Бельскому, который поручил перестроить дворец французском капитану Пьеру Рико де Тирргею. Перестройку завершили в 1760, однако уже в 1780-м Бельский осуществляет реставрацию дворца по проекту архитектора Пьера Дени Гибо и в следующем году продает дворец. Затем дворцом владели представители семей Винницких, Мнишеков, Потоцких, Коморовских, Бесядецьких ... Дворец использовался не только как резиденция. Некоторое время здесь находилась почта, а с 1839 г. в большом зале проводились контракты. Одно из помещений дворца использовали как часовню для православной общины города. В конце XIX в. дворец перешел в собственность города и в нем разместилась торгово-промышленная палата.

Нынешний вид дворца был предоставлен здания при реставрации в 1935 г., после которой планировалось создать здесь музей. До недавнего времени во дворце находилась Львовская областная библиотека им. Я. Галана. Сейчас его хозяином стал ЛНУ им. Ив. Франко, который занялся капитальной реставрацией здания.

К Галицкой площади принадлежат две узкие каменные № № 12 и 13, по которым начинается ул.Князя Романа, некогда продолжением ул. Галицкой. Дом № 12 с тремя окнами на этажах будто перенесли из Львовского рынка. Соседнюю "тринадцятку" капитально перестроили в 1930-х. Ранее этот дом имел номер 12 А (еще один способ обойти несчастливое число 13) и принадлежал известному фотографу Давиду Мазуру, который в 1911 перенес сюда свой фотосалон с ул. Пекарской, 11. На четвертом этаже каменные располагалось застекленное, будто оранжерея, ателье для фотографирования при натуральном верхнем освещении.

Между домами № 14 и № 15 начинается ул. Нижанковского. До 1963 г. ее отрезок при пл. Галицкой считался отдельной улице, которая называлась Кривой. Сейчас бывшая Кривая, зажатая между высоким стенами и еще прикрыта от пл. Галицкой тремя билбордами, даже в солнечные дни в полумраке. По этой узкой улочки-щели можно через боковую ворота зайти во двор каменные при пл. Галицкой, 15. В этом дворе стоит обратить внимание на построенную в советское время котельную с высоким металлическим дымоходом. Чтобы попасть в нее, надо спуститься по лестнице из розового теребовлянского камня. На каждой ступеньке можно увидеть еще затертые буквы еврейского письма. Для лестницы использованы плиты из могил еврейского кладбища. Коммунистическая власть не уступала немцам в деле вандализма. Плиты из мацев и кресты из стрелецких могил в 1950-1970 гг часто использовали для мощения дорог, сооружения лестниц и фундаментов.

Сама каменный № 15 при ул. Галицкой на углу Академической (теперь проспекта. Шевченко) была построена в 1872 для Галицкого акционерного ипотечного банка по проекту Филиппа Покутинского. Это один из первых во Львове образцов неоренессанса, который стал довольно распространенным в отделке львовских каменных в 1870-1890-х гг На углу каменные в 1990-х гг был вход в кассовый зал кинотеатра "Украина", в один прекрасный из самых престижных во Львове.


Литература

  • Мельник Игорь. Львовские улицы и дома, стены, уголки, пригород и другие особенности Королевского столичного города Галичины - Львов: Центр Европы, 2008. - 384 с.: 330 ил. ISBN 978-966-7022-79-2