Площадь Рынок (Львов)

Площадь Рынок. Бывший дом "Просвиты", Дворец Любомирских. Художник Ропяник Игорь Остапович
Вид из Ратуши

Площадь Рынок - центральная площадь в Львове, историческое сердце города, характерное явление для средневековой архитектуры европейских городов.


1. История

Упоминания о главную площадь Львова содержит книга протоколов судебных заседаний Львовского городского совета 1382 - 1389 лет (старейшая в Украине). Там она фигурирует как circulo, что является калькой с немецкого ring, слова которое в дальнейшем трансформировалось в привычное славянское рынок. [1]

Площадь возникла в княжение Льва Даниловича во второй половине XIII в. вследствие регулярного планирования застройки по образцу средневековых западноевропейских городов, как центр торговой и общественной жизни города. Для парцелляции было применено давнюю Галицкую, производную от греческого локтя, систему мер. Еще до пожара 1381 года на площади преобладала каменная застройка. [2] Из каждого угла площади выходят две взаимоперпендикулярных улицы, которые заканчивались у городских фортификаций, опоясывали средневековый город. Площадь размером 142 ? 129 м образуют 44 дома и ратуша в центре. От начальной готической застройки, которая погибла во время пожара 1527 г., сохранились подвалы и фрагменты стен с готическими деталями. Бережно восстанавливая уцелевшие стены, новые дома после разрушительного пожара горожане строят только из камня и кирпича и называют их домами.

Архитектурный облик площади формировался в период расцвета ренессанса во Львове. Ансамбль создавали лучшие архитекторы - П. Красовский, М. Градовский, П. Барбон, П. Римлянин, Б. Меретин, С. Фесингер и другие. Здания возводились по заказу богатой знати и зажиточных купцов, так как участки на центральной площади города были очень дорогими. Только дворяне и высшее духовенство имели право строить дома выше трех этажей высотой; только они имели право размещать на фасаде более трех окон на одном этаже Это наложило свой отпечаток на архитектурный облик зданий: большинство домов построены на узких, вытянутых в глубину участках, состоят из главного здания , внутреннего двора и флигеля.

Фасады домов основном тривиконни с асимметрично расположенными проемами соответствует ренессансной структуре планирования: двухоконный горница и однооконный боковая комната (чулан). К XVI в. первые этажи домов имели крытые галереи-пидсиння. Подвалы выходили за линию фасада под настоящее тротуар и имели вход с улицы. Нумерации домов не было. Каждая каменничкой называлась от фамилии владельца или элементами декоративного оформления фасада: "Под львом?, ?Под оленем?, ?каменный Лукашевичей".

На протяжении многих веков площадь Рынок была центром всей жизни Львова - экономической, политической, культурной. Здесь бушевал базар, который посещали персы и англичане, турки и голландцы, русские и французы. На площади размещалось городское управление, выполнялись судебные приговоры, устраивались разнообразные торжества, представления, шествия.

Рынок на пл. Рынок существовал до 1944 г. Но в XIX-XX вв. здесь торговали только продуктами полеводства - овощами, фруктами, молочными продуктами, а также цветами.


2. Достопримечательности

2.1. Ратуша

В центре площади стоит здание ратуши. Здесь во все времена и в настоящее время правят избирательные органы городской власти. В средние городом руководил бургомистр, совет, ведала городским бюджетом и налогами, и лава, оказывала суд. Нынешняя ратуша, стоит в центре площади, построенная в 1827 - 1835 гг в стиле классицизм.

2.2. Каменица Бандинелли

Lviv - Bandinelli Palace.jpg

Современная пл. Рынок № 2. Свое название получила от фамилии владельца итальянца Роберта Бандинелли, в 1629 г. организовал в доме почту, откуда почтовые курьеры дважды в неделю отвозили корреспонденцию в разные уголки Европы. На фасаде дома изображены дельфины, которые являются символом успешной торговли. В этом доме есть исторический музей, в частности, выставка драгоценностей.


2.3. Каменица Убальдини

Каменица № 3 названа по фамилии семьи львовских мещан итальянского происхождения, обладавшие предыдущим домом на этом месте. Нынешний барочный построен 1772 году по проекту Петра Полейовского на старых фундаментах, происходили вероятно еще с XV в. Скульптурное убранство, в частности фигуры атлантов, поддерживающих балкон выполнил Франциск Оленский. Росписи интерьеров сделал Станислав Строинский (не сохранилось). В дальнейшем из-за изменения владельцев каменное время называемой "Бзовською" и "Валентинивською". В 1834 - 1840 годах здесь проживал граф Станислав Скарбек. [3]


2.4. Черный каменный

Ukraine-Lviv-Streets-17.jpg

Современная пл. Рынок № 4. Построена в 1588 - 1589 гг итальянскими архитекторами Павлом Римлянином и Петром Барбоном. Фасад дома покрыт каменным бриллиантовым рустом, который потемнел со временем. Отсюда и название дома. Дом имеет богатый декор интерьеров, которые можно свободно осмотреть, посетив размещен здесь исторический музей г. Львова.


2.5. Дворец Корнякта

Lviv - Kornyakt Palace.jpg
Итальянское двор дворца

Современная пл. Рынок № 6. Построена в 1580 г. теми же архитекторами, которые строили Черную каменный. Заказчиком был богат греческий купец Корнякт, который мог себе позволить роскошный шестиоконный дом на центральной площади средневекового города. Внутренний дворик дома окружен с трех сторон открытой аркадой. Львовяне называют его итальянским за сходство с ренессансными двориками Флоренции и Рима. Теперь в здании размещен исторический музей, а в итальянском дворике летом работает кафе, а по вечерам бывают концерты классической музыки. Как и предыдущие два дома, построенный в стиле ренессанса.


2.6. Дворец Любомирских

Современная пл. Рынок № 10. Классический образец барокко. Своим названием обязан графу Любомирскому, который перестроил здание для собственного жилья в 1760 г. В 1895 г. дворец купило общество Просвещение, объединившее творческие силы украинской интеллигенции вокруг идеи просвещения простого народа и улучшения его судьбы. В 1975 г. после адаптации в доме открыта экспозиция из фондов музея этнографии и художественного промысла.


2.7. Венецианская каменица

Современная пл. Рынок, № 14. Имеет над входным порталом каменный герб Венеции - лев с раскрытой книгой. Дом построил архитектор Павел Счастливый в 1589 г. на заказ венецианского консула и купца Антонио Массари [1]

2.8. Каменица Шольц-Вольфович

Современная пл. Рынок № 23. Построен в 1570 г. на заказ выходцев из Силезии Шольц-Вольфович в стиле ренессанс. Фасад здания богато декорирован как библейскими скульптурными композициями, так и скульптурными портретами обычных львовян.

2.9. Каменица Массаровская

Современная пл. Рынок № 24. Восстановленный после пожара 1527 г. в ренессансных традициях. В свое время его владельцем также, как и Венецианской каменные, был Антонио Массари. Это еще один дом на площади, где можно осмотреть экспозицию исторического музея.


2.10. Каменица Гепнеривська (также "Камяница с афоризмами")

Современная пл. Рынок № 28. Сохранилось в неизменном виде с момента своего восстановления в начале XVII в. Это один из лучших памятников львовской жилой архитектуры эпохи Ренессанса. Здание построил львовский райца и доктор медицины Павел Доминик Гепнер. Он поселился в помещении 1610 года. С тех пор дом называли Гепнеривським, Докторивським и Доминикивським.

Все здание над окнами "усыпана" латинскими пословицами - они намекают на профессию владельца: "Quis dives? Qui nil cupiat quis pauper? Avarus" ("Кто же богач? Кого нет желаний. А кто беден? Надменный". Фраза из произведения позднелатинского поэта Авзония), "Nunquam discrepat utile a decoro" ("Никогда не диссонирует полезное с красивым". Фраза из произведения Авзония), "Deus meus et omnia" ("Ты мой Бог и мое все". Лозунг францисканцев), "Ubi charitas ibi Deus" ("Где милосердие, там Бог". Перекликается с первым посланием Иоанна Богослова), "Ubi uber ibi tuber" ("До предела добра есть - выпирает". Латинская пословица), "Ubi opes ibi amici" ("Где богатство, там и друзья". Овидий), "Probus invidet nemini" ("Добрый не завидует никому". "Тимей" Цицерона), "Domat omnia virtus" ("Достоинство преодолевает все"), "Virtutis praemium honor" ("Награда за добродетель - уважение". "Никомахова эстетика" Аристотеля), "Sola triumfatat virtus" ("Только добродетель торжествует"), "Imis alta" ("Низким высокая"). Несколько аналогичных фраз также можно увидеть и на фасаде другого здания - № 23.


2.11. Каменица Корытовских

Современная пл. Рынок № 29. Построено 1766 - 1678 гг Дом с большим внутренним двором, имеет сквозной проход на улицу Театральную. В XIX в. этот проход назывался пассаж Андреолли от имени купца Доминико Андреолли, прибывший во Львов в 1803 г. с Швейцарии и открыл здесь кондитерскую.

Северная сторона площади наиболее изменена. Как свидетельствуют архивные источники, в 1765 г. все строения этой стороны площади были разрушены. Фасады первоначальных зданий изменены, где-где сохранилась средневековая планировка, уцелели отдельные фрагменты.


2.12. Торговый дом Циппер

Дом № 32, бывший универмаг "Trust" семьи Циппер, сводный 1912 года фирмой Эдмунда Жиховича по проекту Михала Лужецкого в стиле модерн с элементами историзма. [4]

Предшественницей была каменный капитана Доминика Вильчека, построенная в конце XVIII в. на месте четырех или пяти старших домов площади Рынок и нынешней Сапожной. Один из них Вильчек унаследовал, соседние же - приобрел в течение 1765 - 1777 лет. [5]


2.13. Каменица Гелазинивська

Современная пл. Рынок № 36. Построенный в 1778 - 1781 годах по проекту французского архитектора Пьера-Дени Гибо. В конце 1700-х годов здесь жил польский военный деятель Юзеф Понятовский. В начале ХХ века в доме был магазин "Народной торговли" украинским Краевого потребительского союза. В каменном остались надписи на латыни: "Иисус дня 1 июля" и "Мария года Божьего 1730".


3. Фонтаны

Для обеспечения города водой на восточной стороне площади Рынок в 1407 году построили водораспределительный пункт, куда совпадала вода из водопроводов.

В XVIII в. этих водопроводов было уже шестнадцать. Они стекались в водоем "Мелюзина" - название происходит от огромной бронзовой статуи нимфы Мелюзина, которая украшала водоем. Но город рос, одного водоема было мало и в 1697 г. на юго-западном углу площади Рынок построили еще одну. Ее назвали "Нептун" - от деревянной статуи бога морей, которой она была украшена. Третья водоем была сооружена в 1744 г. на юго-восточном углу площади (ныне фонтан "Диана").

В начале XIX в. на Рынке было построено четыре фонтана - по одному на каждом углу площади. При строительстве двух из них (теперь - "Нептун" и "Диана") использовали уже упомянутые водоемы. Каждый фонтан имеет восьмигранную чашу, которая стоит на мостовой, - в центре звезды, изложенной красным и черным камнем. В центре чаши - статуя персонажа античной мифологии: бог морей Нептун, у ног которого разместился дельфин, его жена Амфитрита, также с дельфином, богиня охота Диана с двумя собаками и среди этих бессмертных - герой Адонис с собакой и убитым им кабаном. Дата сооружения статуй точно неизвестна. В документах впервые упоминаются 1815 года. По мнению львовского искусствоведа Юрия Бирюлева они могли быть созданы в период с 1810 по 1814 года. Вероятно установленные перед торжествами на Рынке по случаю возвращения императора Франца I к Вены. Автором статуй был известный скульптор Гартман Витвер. [6]

Фонтаны рынка не является фонтанами в прямом смысле этого слова - это колодца. Вода из них не бьет, а вытекает двумя струями. Чаши фонтанов наполнялись водой, а торговки, торговавших на рынке, мыли здесь зелень и видсвижувалы фрукты. А в 1914 г. казаки поили из фонтанов лошадей. После очередного акта вандализма над скульптурой Нептуна, в 2007 г. Львовский городской совет принял решение о расположении камер наблюдения по периметру площади.

На рынке есть еще один Нептун, или, как его чаще называют, Посейдон (что одно и то же). На доме № 8 на ул. Рынок является рельеф, где Посейдон мчится на морских конях. Этот дом в XVII в. принадлежал армянам Бернатовича, одной из самых богатых семей Львова. В XIX в. дом был капитально перестроен, на фасаде появились рельефы, в том числе "Посейдон" работы скульптора Г. Красуцкого.

Дельфины, как символы морской торговли, появились на домах № 2 и № 3 на ул. Рынок. На ул.Русской, 8, и на ул. Краковской, 11, можно увидеть рельефы дельфинов. Есть дельфин и на здании Национального банка на ул.Коперника, 4. У ворот дома № 4 на ул. Словацкого также скульптура дельфина, на котором сидит путти.


Примечания

  1. Могитич Р.И. Старейшая городская книга о строительстве Львова в XIV веке / / Галицкая брама. - 1999. - № 11-12 (59-60). - С. 6.
  2. Могитич Р.И. Планировочная структура львовского центра города и проблемы его датировки / / Записки Научного общества имени Шевченко. - Том ССХХVII. Труды Секции искусствоведения. - 1994. - С. 279-88.
  3. Вуйцик В.С. Из истории львовских зданий. Площадь Рынок, 3. / / Вестник института "Укрзападпроектреставрация". - Вып. 14 Львов, 2004. - С. 117-123. - ISBN 966-95066-4-13.
  4. Архитектура Львова: Время и стиле. XIII-XXI вв. - М.: Центр Европы, 2008. - С. 424, 425. - ISBN 978-966-7022-77-8 .
  5. Jaworski F. Narożnik rynku и UL. Trybunalskiej / / O szarym Lwowie. - Lw?w, [br]. - S. 207-211.
  6. Biriulow J. Rzeźba Lwowska. - Warszawa: Neriton, 2007. - S. 35, 36. - ISBN 978-83-7543-009-7.

Литература

Содомора А., Домбровский М., Кись А. Anno Domini. Года Божьего: Латинские надписи Львова / Автор проекта Василий Габор. - М.: ЛА "Пирамида", 2008. - 288 с.