Надо Знать

добавить знаний



Плутарх



План:


Введение

Плутарх, Нюрнбергский летопись

Плутарх ( греч. Πλούταρχος , лат. Plutarch Около 46 - 120 нашей эры - древнегреческий писатель, историк и философ-моралист. Автор знаменитых Сравнительных жизнеописаний и ряда философских произведений, написанных в русле традиции платонизма.


1. Биография

Плутарх происходил из зажиточной семьи, проживающей в небольшом городке Херонея в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом в платоника Аммония. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Риме, где встретился с неопифагорейцямы, а также завязал дружбу со многими выдающимися людьми, в том числе с Луцием Местрием Флорой, близким соратником императора Веспасиана, который помог Плутарху получить римское гражданство. Однако вскоре Плутарх возвратился в Херон. Он верно служил своему городу на общественных должностях, собирал в своем доме молодежь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода "частную академию", в которой играл роль наставника и лектора. Благодаря этой своеобразной филиала афинской платоновской Академии Беотийский Херонея стала одним из центров платонизма в I ст.н.е. На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах, старался вернуть святилищу и оракулу былое значение. Плутарх был типичным представителем греческой городской аристократии этого времени: выступая иногда на более широкой политической арене, он старался оставаться преимущественно местным деятелем родной Херонее.


2. Творчество

Многочисленные произведения Плутарха не представляют собой сколько-нибудь оригинального творчества, но является плодом огромной начитанности. Список произведений Плутарха содержит 207 наименований, из них сохранилось свыше 150 (в том числе несколько ложных). Их принято делить на две группы: 1) популярно-философские (так наз. "Моральные") трактаты на различные темы - религиозные, философские, естественно-научные, антикварные, но чаще этические (напр. о любопытстве, о лести, о корыстолюбие, о болтливости, о добродетели и пороке, супружеские наставления и др.) и 2) биографии. Этот раздел происходит от издания Плутарха, совершенного византийским монахом Максимом плана действий ( XIII в.) и достаточно условен.

В произведениях первой группы обычно используется форма диалога, послания или диатриба, интересного сообщения на философские темы и широко используется в выписках и пересказах философская продукция прошлых веков. Вопросы литературы интересовали Плутарха главным образом в связи с моральными и педагогическими проблемами. Ценные исторические сведения содержатся в трактате "О музыке".

Биографии - это главное произведение Плутарха "Сравнительные биографии" греческих и римских государственных деятелей. Исторические события являются для Плутарха лишь материалом для воссоздания образов великих людей прошлого как объектов подражания, мелкие личные черты привлекают к себе особое внимание моралиста-характеролога, который не брезгует и анекдотами. В понимании критического отношения к источникам и понимания причин исторических событий Плутарх не был на уровне даже античной науки. Для современного историка его "биографии" ценные прежде как богатые сборники материалов историографической литературы, дошло до нас.

Хотя Плутарх не был оригинальным писателем, он собирал и обрабатывал то, что другие писатели и мыслители, написали к нему. Но в обработке Плутарха целая традиция получила новый облик и именно он определял течение многих веков европейскую мысль и литературу. Разнообразия интересов Плутарха соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины.


3. Философия

Философия Плутарха эклектичная : религиозно-консервативная направленность обусловливает обращение к позднему Платона, и формально он был платоником, однако преимущественно интересовался религиозными и этическими вопросами. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония и готовила почву для неоплатонического толкования Библии. Полемизируя со стоическим натурализмом и стоицизмом, Плутарх склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, что дуалистично противостоит трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом - демоны (гении) демонология дает возможность примирить философский монотеизм с традиционной греческой мифологией.

Философия для Плутарха - не систематическая дисциплина, а средство самообразования универсально развитого человека. Плутарх пользуется учением скептиков о недостаточности знания, а в вопросах прикладной морали позаимствовал многое у стоиков, устраняя радикальные моменты их учения, и даже в ненавистных ему эпикурейцев. Высшей этической ценностью для Плутарха является "благодушие", душевный покой, достичь которого можно только добрыми делами, дружественным отношением к людям ("филантропия"), строгим исполнением обязанностей по отношению к окружающим. В этике Плутарх следовал за Аристотелю, хотя исходил из характерного платонического понимания цели жизни как "уподобление богу", что достигается через упражнение в добродетели. Стержнем этических воззрений были понятия образованности и "филантропии" - центральные и для биографического цикла, дополняющего теоретические трактаты по этике. Требуя внедрения этического содержания во все области жизненной деятельности, Плутарх не выходил за пределы обыденного морализирования: типичный эпигон, он вполне доволен своей культурой. Этической нормой для него выступает идеализированная практика старой полисной Греции, что не мешало ему однако оставаться верным гражданином Римской империи; тирады против деспотизма и угнетения остаются политически безобидной фразеологией, тем более, что и официальная стоическая теория трактовала государя как слугу граждан, воодушевленного стремлением к общему благу.


4. Наследие

Интересен и благодушное изложение, не заостряет спорных проблем, сбор культурного наследия эллинизма в примирительной эклектике "филантропического" миросозерцания позволяли представителям различных эпох и направлений находить у Плутарха ценный для них материал и обеспечили ему большой интерес со стороны поздних веков, которым пользовались далеко не все древние авторы. Отцы церкви находили в религиозности и этике Плутарха многие черты христианского учения, и называли его "напивхристиянином"; византийцы ценили его как эрудита, который сохранил огромное количество сведений (отсюда и относительная сохранность значительной части наследства Плутарха). Враждебная к всевозможным крайностей, в том числе и аскетизма, этика Плутарха привлекала внимание вождей Реформации (Меланхтон, Цвингли), в Германии его популяризировали Г. Сакс и Фишарт, в Франции - Рабле и Монтень. Плутарх становится любимым чтением в Новое время. Шекспир ("Юлий Цезарь", "Кориолан", "Антоний и Клеопатра" ), Корнель ("Серторий", "Агесилай"), Расин ("Митридат") находят у Плутарха сюжеты своих драм. Стремление аристократии к показу своих героев породило в XVII в. многочисленные "жизнеописания" знаменитых людей по образцу Плутарха. Но особенно близок был Плутарх возраста Просвещения своей "Филантропией" ( Ж. Ж. Руссо, Мирабо), а идеология французской революции находила в "Биография" Плутарха прославление республиканских добродетелей и ненависть к тиранам (в России Плутарх интересовал с этой стороны декабристов). Следы увлечения Плутархом заметны в Шиллера. В XIX в. интерес к Плутарха падает, для социальной и философской проблематики наивный эклектизм Плутарха не мог представлять сколько-нибудь актуального интереса.


Литература

См.. также

Alea iacta est


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам