Надо Знать

добавить знаний



Позитивизм



План:


Введение

Позитивизм ( лат. positivus - Положительный) - парадигмальная гносео - методологическая установка, согласно которой положительное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Программно- сциентистский пафос позитивизма заключается в отказе от философии ( "Метафизики") как познавательной деятельности, что в контексте развития конкретно-научного познания имеет синтезирующий и прогностический потенциал.

В философии позитивизм - направление, основанное на указанной установке. Позитивизм, как направление философии, зародившееся в конце 19 в., и в значительной степени сформировал современную научную методологию: понимание взаимодействия между исследовательским и теоретическим знаниям, распознавания истинных и ложных утверждений, и тому подобное.

В эволюции философии позитивизма могут быть выделены несколько этапов.


1. Первый позитивизм

Первый, начальный позитивизм, представителями которого были Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан и другие, сложившийся в 19 в.. Предпосылкой возникновения позитивизма было стремительное развитие науки: математики, физики, химии, биологии.

Теоретическим источником позитивизма было Просвещение с его верой во всемогущество ума. Позитивизм также существенно опирался на эмпиризм Локка и Юма. Программа начального позитивизма состояла в таких принципов:

  • познания необходимо освободить от всякой философской интерпретации;
  • вся традиционная философия должна быть отменена и изменена специальными науками (каждая наука сама себе философия)
  • в философии необходимо проложить третий путь, который преодолел бы противоречие между материализмом и идеализмом.
  • изучение человеческого общества тоже можно и нужно проводить научными методами.

Эти и другие положения были изложены Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии" и Гербертом Спенсером в 10-томник "Синтетическая философия". Огюст Конт был основателем социологии - науки, изучающей общество.


2. Второй позитивизм, эмпириокритицизм

Второй позитивизм, или эмпириокритицизм, вырос с первого. Его видными представителями были австрийский физик Эрнст Мах, немецкий философ Рихард Авенариус, французский математик Анри Пуанкаре. Они обратили внимание на факт релятивности (т.е. относительности) научного знания и сделали вывод о том, что наука не дает истинной картины реальности, а предоставляет лишь символы, знаки практики. Отрицается объективная реальность наших знаний. Философия сводится к теории познания, оторванной от мира.


3. Третий позитивизм, неопозитивизм

Третья форма позитивизма - неопозитивизм, имеет две разновидности: логический (иначе - эмпирический) позитивизм и семантический. Предметом философии, по мнению логических позитивистов, должна быть логика науки, логика языка, логический анализ предложений, логический синтаксис языка. Вторая разновидность неопозитивизма способствовал развитию семантики. Это направление определяет новую главную роль в во всех сферах деятельности. Все социальные коллизии обусловлены несовершенством языка и человеческого общения. Представители: Бертран Рассел, Альфред Тарский, Карл Поппер, Людвиг Витгенштейн и др..

Неопозитивизм, представленный аналитической философией (Квайна, Карл Поппер, Казимеж Айдукевич, Ян Лукасевич, Котарбиньский, Г. Райл, Дж. Уиздом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.). и венским кружком, на основе которого оформился логический позитивизм ( Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, Курт Гедель и др..)


4. Постпозитивизм

Современный позитивизм - это постпозитивизм, в рамках которого ожидается очевидна тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки ( Кун, Лакатош, Тулмин, Фейерабенд, аналитическая философия, венский кружок). Он выдвигает так называемую методологию исследовательских программ, идеи гуманизации науки, теоретического плюрализма и исторического контекста науки.


Источники

п ? о ? р Философия
Западная философия ? Восточная философия
История философии
Отрасли
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучение ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Эпифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизма ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам