Надо Знать

добавить знаний



Познание



План:


Введение

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явления и закономерности объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Познание - высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Сначала познания было одной из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества познания стало особой деятельностью. В познании выделяют два уровня: чувственное познание, осуществляется с помощью ощущение, восприятие, представление ( сенсуализм), и рациональное познание, протекающей в понятиях, суждениях, выводах и фиксируется в теориях ( рационализм). Различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках последнего - познание природы и познание общества. Различные стороны процесса познания исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т.д.. Общее учение о познании дает философская теория познания ( гносеология).


1. Исторический обзор

Познанием называют как процесс, который правильнее было бы обозначить словом "узнавание", так и результат этого процесса. В познании всегда содержится узнавания. Новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познания может возникнуть только как следствие творческой фантазии.

Познание исследуется со времен греческой философии. Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось как особая область философии, получив название "Теория познания", и которое в 19 в., а также в начале 20 в. иногда доминировало почти над всеми другими направлениями философии.

Внутри познания проводят различие между (ложным) формальным или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным или конкретным познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания согласно важнейших предметных областей.

Прогресс познания обретает свою окончательную границу в пределы узнаваемости. За этой чертой начинается непознаваемое (часто ошибочно называемое иррациональным). Существование непознаваемого - это такое существование, которое не дает прекратиться процесса познания.

Вопросы познания занимают центральное место в философии Канта. Обобщая философию британского эмпиризма, он соглашается с тем, что всякое наше познание начинается с опыта. Однако опыт имеет сложную структуру. С одной стороны, опыт является действием предметов на наши органы чувств. Однако смотреть и видеть - разные вещи. Эта разница продиктована трансцендентальным - ключевым понятием Канта. Трансцендентальное - это призма ума, которая открывает и искажает подлинную реальность. Трансцендентальное - это то, что делит реальность на мир в себе ( ноуменального) и мир для нас ( феноменальный). К области трансцендентального относятся пространство и время - формы априорного созерцания (трансцендентальная эстетика) категории сознания, оформляющие восприятия ( трансцендентальная логика) неразрешимые вопросы (трансцендентальная диалектика), пытаясь ответить на которые мы неизбежно попадаем в область трансцендентальной иллюзии, ибо это знание лежит за пределами возможного опыта (элементы, Бог, свобода, вечность мира).

По версии Канта, мир чувств и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных ощущений и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир превращается посредством априорных форм, какими являются время и пространство. Время и пространство существуют только в феноменальном мире. Они существуют без опыта и вне опыта. Наложение связей в мире феноменов находится с помощью категорий рассудка. С помощью этих связей познавая превращает хаос на порядок и закономерный движущийся мир.


2. Виды (методы) познания

Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, пожалуй, с одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и ум : с помощью чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся. Кант

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.п. - соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякое задачи и связано с описанием, объяснением и прогнозом процессов и явлений действительности.

Различают также формы знания, имеющие терминологическую, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаукове, лженаучных, квазинаучной, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личное, "народная наука". Поскольку разная совокупность нерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантное наука.

Изначальную структуру познания представляет субъектно-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.


3. Пути познания

Существует несколько типов познания:

  • мифологическое
тип познания характерен для первобытной культуры (тип целостного теоретическому объяснению действительности посредством чувственно - наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонофикациею, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
  • религиозное
объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, есть Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, должен персонально-диалогический характер.
Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован самим Иисусом Христом в "заповедях блаженства":
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят." (Мф., 5,8)
  • философское
философское познание есть особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нем. Философское познание основано на определенных мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.
В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нем, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал.
  • чувственное
для характеристики этого типа познания допустимо привести слова из книги Бытия "Узнал Адам Еву, и родила Ева сына ".
  • научное
Научное познание - это исследование, характерно своими особыми целями и задачами, методами получения и проверки новых знаний. Оно призвано прокладывать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем. Движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления и обоснования, создает надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности. Путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего - к практике. Это является главной функцией научной деятельности.

Главными этапами научного исследования являются:

  • возникновения идеи, формулировка темы;
  • формирование цели и задач исследования;
  • выдвижение гипотезы, теоретические исследования;
  • проведения эксперимента, обобщение научных фактов и результатов;
  • анализ и оформление научных исследований;
  • внедрения и определения эффективности научных исследований.

См.. также

Источники


Аристотель Это незавершенная статья по философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам