Надо Знать

добавить знаний



Политеизм



План:


Введение

"Олимпийские боги", Никола Андре Монсио

Политеизм (от греч. Πολύς - многочисленный и θεός - бог) - многобожие, вера во многих богов / богинь. Присущий всем первоначальным религиям. Противоположное понятие - монотеизм.

Вера во многих богов не исключает веры в всемогущий и всезнающий верховное божество, которое может считаться царем богов или предком богов и людей. В политеистических верованиях боги воспринимаются как отдельные лица с большим или меньшим статусом (верховные и второстепенные), с индивидуальными возможностями, потребностями, желаниями, собственным прошлым. Эти боги / богини не всегда всемогущие или всеведущ. Часто они изображаются подобными людей (антропоморфными), но, в отличие от людей, имеющих дополнительные качества, власть, знание подобное.

Философское восприятие богов отличается в зависимости от того, как они изображены в мифологии. В философских традициях боги считаются бессмертными, совершенными и всемогущими.

В политеистических верованиях, за каждым божеством закрепляется определенная роль, функция, власть над определенной сферой жизни или над частью вселенной. Например, в древнегреческой мифологии Аполлон считался богом музыки, Деметра - богиней урожая, Афродита - богиней любви. Бог также может занимать определенную роль в божественной иерархии (например, Зевс - верховный бог), или быть связанным с определенным географическим явлением или объектом (горы, реки и т.д.), космологическим феноменом, быть покровителем отдельной семьи или даже отвечать за некую абстрактную идею. Боги могут находиться между собой в различных социальных отношениях: быть друзьями или врагами, супружеской парой или любовниками, они могли иметь человеческие эмоции, такие как ревность, капризы, неконтролируемую ярость, изменять или быть наказанными. Они могут быть рожденными, или могут умирать, чтобы возродиться вновь.

Большинство ?народных? религий (которые в ходе истории выкристаллизовались в пределах одного или нескольких близких народов) является политеистическими.


1. Происхождение

Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшим форме религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отожнюеться с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, где осуществлялось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагон, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.


2. Виды политеизма

Выделяют различные виды политеизма: анимизм, по которому все явления природы одухотворены, источником которых служат влияние духов и демонов; фетишизм - поклонение материальным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; тотемизм - вера в близкую связь между племенем с одной стороны и определенной животным, растением или явлением природы - с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни наследников. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном сплетении друг с другом.


3. Религиозная практика

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена ​​на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на подарок ( жертвоприношения) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала - это магия. Политеизм магический по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе, ибо любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека сталкивается с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечит ее успешность. Поскольку ритуал является повторением сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие - повторение первоначальных действий бога- демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанных актов в этой реальности нет места. Поэтому политеистические общество традиционным обществом, в котором любой развитие и изменения не имеют ценности.


4. Современное состояние

Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как индуизм, синтоизм, африканские культы и других. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма часто связано с изучением мифов, которые являются собранием сказаний о богах и героев. Различают теогонични мифы - мифы о происхождении богов и космогонические - мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурное достояние, о жизни и смерти, выполняют функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первоначальный миф - это простая, образная и часто поэтическая схема мира, что объясняет и приписывает определенный способ существования в нем.


5. Изучение политеизма

Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождение. Однако в XVIII века в Европе изучалась в основном античная мифология. В христианской традиции Политея считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и уход от единого Бога, связанный с моральным упадком человечества; это состояние, должен быть преодолен. Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человека. Так, Дэвид Юм называет политеизм "первоначальной религией неосвидченного человечества", сформировавшаяся "заботой о житейсьски дела, надеждами и старахамы" [ ]. Соответственно, развитие человеческого разума и созерцания творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия и Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизмуи отойти от теории мифа как "первобытного невежества". Так, шотландский поэт Джеймс Макферсон, немецкий писменник и философ Иоганн Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общественной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф рассматривается как особый способ рационализации мира. Люсьен Леви-Брюль говорит о первобытном мышление как "дологическое", принципиально отличается от современного мышления. Структурная антропология (французский ученый Клод Леви-Стросс) видит в мифологии поле болезненное логических операций, должны решить противоречия человеческой сознания. Карл Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мира есть указания на первоочередную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особое интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных источников любой рационализации.


См.. также

Литература

  • До А., Люди, идолы и боги, пер. с Итал., 2 изд., М., 1966.
  • Мананников И. политеизма / / Католическая энциклопедия. Том 3, Издательство францисканцев, 2007 г.
  • Юм Д. Малые произведения: Эссе; Естественная история религии; Диалоги о естественной религии, М., 1996;
  • Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930;
  • Лосев А. Ф., Античная мифология в Ее историческом развитии, М., 1957;
  • Элиаде М. Космос и история. М., 1987;
  • Элиаде М., История веры и религиозных идей, т.1. Вот каменного века до элевсинских мистерий, М., 2002;
  • Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.


Религия Это незавершенная статья религии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам