Надо Знать

добавить знаний



Политика



План:


Введение

Политика (от греч. πολιτική мастерство самоуправления полиса (города), а подальше - "искусство управления" государством и обществом) - целенаправленное деятельность в области взаимоотношений между различными общественными группами, государствами и народами, связанная с борьбой за получение или удержание государственной власти, как орудие регулирования и формирования этих отношений.

В узком смысле политика - определенная часть, программа или направление такого деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов ради достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В демократических обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Изучением политического поведения, методами достижения политических целей занимается политология. Один из теоретиков Гарольд Лассвел дал такое определение политики:

"Кто чего добивается, когда и как"
Исходный текст (Англ.)

"Who gets what, when, and how"


1. История понятия

Термин "политика" распространился под влиянием одноименного трактата Аристотеля - "Политика", содержанием которого является обобщение проблем развития древнегреческих государств, правлений и правительств. В античные времена политику рассматривали как одну из доминирующих сфер деятельности, определяющий статус индивида, возможность утвердить свои силы и ум и основывается преимущественно на двух принципах: свободы и традиции. Политика определялась как тотальный процесс, жить в обществе означало жить обязательно политически, поскольку политика выступала как всеобщая форма социальных связей.

В средние века политику трактовали как проявление воли и действия Бога ( Фома Аквинский, Августин). С началом эпохи Возрождение политику начинают трактовать как категорию, которая связана с действиями человека, борьбу между силой и законом. Если недостаточно действия закона, их может заменить или дополнить сила. Сами законы только тогда чего-то стоят, когда опираются на внутреннюю силу подчинения им и силу внешней организации такого подчинения. В Новое время Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи де Монтескье определяют политику как отношения с утверждения человеческого свободы за счет права, ума, морали. В 19 веке политику определяют как искусство использования возможностей.

Классик политической науки немецкий социолог Макс Вебер подчеркивал, что политика "означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себе заключает ... Кто занимается политикой, тот стремится к власти" [1 ]. Вебер определял политику как стремление каждого человека участвовать во власти или влиять на распределение ее между группами внутри государства, как надежду всегда находить встречный понимание других членов общества относительно своих действий. Определял сущность политики как деятельность по руководству, управлению. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей - Никколо Макиавелли, Вильфредо Парето, Карла Маркса и других. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

Ленин считал существенным в политике устройство государственной власти. Политика возникает в этом случае как участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основное назначение политики - управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное политическое влияние на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя.

Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций - управление, поддержание порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей. Сторонниками функционального подхода к пониманию политики были преимущественно американские ученые Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, Габриэль Алмонд и другие представители системного анализа. Толкотт Парсонс писал:

Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей ". [2]

В марксистско-ленинском понимании политика - борьба классов по власть, а государственная власть выражает интересы господствующего в обществе класса. Определение политики как борьбы, стремление к господству было устойчивым направлением в политической мысли XX века. Немецкий политолог Карл Шмитт изучал природу политики через дихотомию "друг - враг", "наши - ваши. Сторонники политического реализма определяют политику как реальность, которая существует и изменяется не на основе абстрактных идеалов, а набора реальных сил. После распада мировой системы социализма, распада СССР, уничтожение биполярности в международных отношениях ослабли основания для трактовки политики как борьбы, противостояния, видение политики через "друг - враг". Однако из политики не исчезла ориентация на силу, победу в противостоянии, стремление к господству, подавление одних другими.


2. Сущность политики

Размышляя о политике, чаще говорят о власть одного класса над другим, одной социальной группы над другими, одного личности над массой подобное. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти, одновременно политическая власть представляет собой реальную способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Таким образом, политика - сфера властных отношений:

"Политика в любом обществе, на любых исторических этапах его развития становится средством обеспечения прежде собственных интересов индивида или больших групп людей: состояний, территориальных единиц, классов и наций. Целью политики как осознанной деятельности является нацеленность на обеспечение оптимально возможного в данном обществе и конкретных условиях осуществления общественных процессов, изучение их и регулирование и развитие в этом направлении, которого желает доминирующая или оппозиционная группа. Политика - это реализация определенной цели преимущественно через отношения противоборства (не обязательно революционности, ведь политический компромисс, например, - также преодоление, преодоление собственных амбиций одной из сил, преодоление нетерпимости к инших). " [3]

3. Структура политики

Наличие и взаимодействие структурных элементов политической организации предоставляет политике внутренней целостности, благодаря чему она имеет возможность выполнять определенные функции. В структурных составляющих политики следует отнести:

  • политические отношения, отражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти;
  • политическое сознание, характеризующая зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим интересам;
  • политический интерес, который представляет собой внутреннее, осознанное источник политического поведения, которое побуждает людей к постановке определенных политических целей и к действиям, направленных на воплощение этих целей в жизни;
  • политический процесс как совокупность видов деятельности субъектов политики, которые охватывают все стадии функционирования политической системы и направлены на достижение политических целей;
  • политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления системными процессами. Это совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, партийных и общественных организаций, групп давления, представляющих политические интересы различных слоев общества в целом, составляют организационный костяк политики. Политическая организация концентрирует властное волеизъявление народа, включая принятие и организацию управленческого решения, задавая тем самым определенную направленность всему политическому процессу.

4. Функции политики

В политологии существуют разные взгляды на функции политики. Толкотт Парсонс относит к ним определение коллективной цели общественного развития, мобилизации и принятия решений, сохранение стабильности в обществе и распределение ресурсов. Французский политолог Рене Д. видел функции политики в сохранении целостности и стабильности общества; Дэвид Истон - в авторитарном присвоении ценностей.

В отечественной политологии [4] выделяют следующие функции политики:

  • руководство и управление обществом, сохранения организованности и общего порядка;
  • обеспечение защиты основных прав человека;
  • управленческая (политическое руководство обществом);
  • интегрирующая, что обеспечивает консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
  • регулятивная, что способствует упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
  • теоретико-прогностическую, цель которой - выработка концепции, курса развития общества;
  • содействие выявлению интересов различных групп общества и согласование этих интересов;
  • нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
  • социализации личности - функция привлечения, включение индивида в общественную жизнь, определенное политическое среду;
  • обеспечение общества действенным принципом распределительной справедливости;
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития как общества в целом, так и отдельной личности;
  • обеспечение как внутри самой государства, так и за ее пределами безопасности для всех групп и слоев общества.

Вместе политике присущи и латентные функции. Американский социолог, нобелевский лауреат, Роберт Кинг Мертон считал, что в конкретном обществе отдельные функции могут быть неразвитыми, по характеру осуществления основных функций можно определить зрелость политической жизни общества и государства.


5. Виды политики

Британский парламент

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов государственной власти по регулированию взаимодействия людей внутри страны. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического влияния, внутреннюю политику можно классифицировать на:

Национальная политика представляет собой научно обоснованную систему мер, направленных на реализацию национальных интересов, разрешения противоречий в сфере этнонациональных отношений [5].

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующего его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, другими общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется главным образом характером ее внутренней политики, и в тоже время существенно влияет на внутреннюю политику. Наконец и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - сохранение и укрепление существующей в государстве системы общественных отношений.

По приоритетами политика делится на нейтральную, открытых дверей, национального примирения, компромиссов, за содержанием и характером - на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристическую подобное.


6. Политический курс

Под политическим курсом обычно понимают направление государственной политики на достижение глобальных политических целей. Политический курс отражает цели отдельного государственного политика или общества в целом, сообщества, которые реализуют свою власть, достижение политических целей путем их восприятия и признания международным сообществом.

Элементами политического курса является государственный строй, политическая тактика и экономическая политика.


См.. также

Примечания

  1. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990, с. 646
  2. Цитата по: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995.
  3. Политология / Ф. М. Кирилюк, Н. И. Обушный, М. И. Хилько и др. Под ред. Ф. М. Кирилюка. - М.:, 2004, с.15
  4. Политология / Ф. М. Кирилюк, Н. И. Обушный, М. И. Хилько и др. Под ред. Ф. М. Кирилюка. - М.:, 2004, с. 22-23
  5. Этнонациональные отношения и национальная политика - www.grinchuk.lviv.ua/referat/1/691.html

Источники

  • Политологический энциклопедический словарь. Под ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкина. - М., изд. "Генезис", 1997, с.258 - 259
  • Аристотель. Политика - www.gumer.info / bibliotek_Buks / Polit / aristot / index.php (рус.)
  • Вебер М. Политика как призвание и профессия. - М., 1990
  • Панарин А. С. Философия политики. - М., 1996 (Рус.)
  • Все для политолога - ukrpolitolog.ru

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам