Надо Знать

добавить знаний



Политическая партия



План:


Введение

Политическая партия - это зарегистрированное в соответствии с законом Украина ?О политических партиях в Украине" добровольное объединение граждан - сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, имеющее своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических мероприятиях.


1. История

Термин "партия" ( лат. pars / partis - Часть, отрасль, отдел) существует еще с древнеримских времен, понятие "политическая партия" как мы понимаем его сейчас - произведение новейшей эпохи. Конечно, различные политические группы, клубы и клики такие же старые, как и сама политика, но политические партии в современном их значении тесно связаны со становлением и развитием представительной демократии и основного ее элемента - парламентаризма как формы и метода организации и осуществления власти .

В большинстве западных демократий возникновения политических партий происходило наряду с распространением права участия в выборах на все более широкие слои общества. Расширение народного представительства в органах власти не могло не повлиять на сам механизм избирательного процесса и его действующих лиц. Политики не могли больше игнорировать значительное количество своих потенциальных сторонников. С растущим количеством лиц, которые не только имеют право выбирать, но и право быть избранными, появилась опасность беспорядков в свободном политическом соперничестве. В условиях, когда на политической арене происходит пестрая суета большого количества кандидатов с разноцветными политическими лозунгами и программами, избиратель в таком хаосе политических флагов вряд ли мог сделать обдуманный и взвешенный выбор.

Кроме того, формирование правительства в парламентской системе по такого огромного разнообразия представленных точек зрения было крайне сложной, если не сказать невозможной, делом. Таким образом, возникла необходимость определенных форм организации между официальными лицами или кандидатами на политические должности и теми группами граждан, которые их поддерживают, с целью содействия этим лицам в получении или сохранении власти. Так, в течение XIX - начале XX веков в западных демократиях возникают политические партии, которые объединяют граждан в более или менее формально организованные структуры, предназначенные обеспечить кандидатов на политические должности в государстве и культивировать общественную поддержку в обществе, необходимую для их избрания на основе их общих заявлений принципов и программ деятельности .

Сначала это были так называемые "внутренне созданные" партии в пределах определенной парламентской ассамблеи, в дальнейшем преобладали "внешне созданы" (вне парламента) партии, которые отражали требования и потребности различных социальных слоев и классов для их законодательного и самоуправляющегося представительства. Ярким примером таких "внешне созданных" партий есть социалистические рабочие партии, распространившихся в Европе с начала нынешнего века. Чуть позже таким образом возникли коммунистические, националистические и фашистские партии, которые требовали уже не только реформ, но полной трансформации обществ, в которых они действовали. Появление и развитие этих партий находили благоприятную почву именно среди обществ с неразвитыми демократическими институтами, прежде всего такими как парламент и другие представительные органы власти, а также при слабой, шаткой исполнительной власти.

Политическая партия становилась практическим средством, открывающим каналы связи, коммуникации среди различных социальных групп, выявляя и представляя их интересы; инструментом, который выражает под общим знаменателем объединенный политический выбор ее членов и сторонников.

Идентификация должностных лиц за определенной партией служила продолжением политического процесса. Отдельные лица, наконец, оставляли политическую деятельность, но то, что они сделали, находясь на должностях, создавало имидж их партии. Когда время рассуждений выходил избиратель часто поддерживал или отвергал ту или иную партию безотносительно к изменениям в составе ее кандидатов. На многих избирателей со временем названия партий уже действовали как определенные кодовые символы, которые вызвали благосклонное или неодобрительную реакцию, даже если избиратель мало знал о составе и личные качества партийных кандидатов.

Таким образом, природа политической партии состоит в том, что она объединяет в своей структуре граждан определенных социальных слоев и групп, а также благодаря этой структуре партия участвует в процессах получения, содержания и влияния на государственную власть.

С другой стороны, политическая партия как организованная часть определенной социальной группы отражает ее политическую идеологию в стремлении изменить или сохранить существующие в обществе отношения, а также роль, характер и реализацию государственной власти. Партия или несколько партий представляют соответствующий политическое движение, которое несет в себе определенную идеологию относительно развития общества. В русле любого движения политических идей партия играет роль организованной структуры этого общественного движения, реализатора и воплотителя его идеологии в обществе через участие в политическом процессе. Поэтому справедливым является также определение политической партии как организации, которая стремится достичь политической власти путем избрания своих членов на государственные должности с тем, чтобы ее политическая философия могла быть отражена в государственной политике 1).

Политическая партия в политической системе общества является важным и необходимым элементом получения, влияния и осуществления политической власти. Она является тем институтом политической системы, которая аккумулирует и выражает политические интересы тех или иных субъектов политики, направленные на получение или удержания государственной власти, сквозь призму их идеологических принципов.


2. Функции партий

1. Представительство интересов. Партии выступают важными выразителями интересов социальных классов, слоев и групп, трансформируя большое количество этих разнообразных и специфических потребностей и требований в более системные, удобные для оперирования пакеты предложений. Однако, в то время как группы давления только выражают определенные интересы, политические партии отбирают, рационализируют и упорядочивают интересы, как правило, различных групп, объединяя их в единую систему. При этом многие из этих требований отбрасываются зависимости от их соответствия партийной идеологии, что объясняется двусторонней связью политической партии с ее социальной базой. Таким образом, политическая партия является важным фактором в определении, отборе, систематизации и выражении общественных интересов в политике.

2. Коммуникативная функция. Многие западные авторы особенно подчеркивают этой функции политических партий, отмечая, что именно они в значительной мере обеспечивают необходимую связь между теми, кто осуществляет политическое руководство, и теми, на кого оно распространяется, то есть практически на всех остальных граждан. Партия, таким образом, выполняет роль канала выражения и формирования идей, целей, задач и т.п., который направлен как вверх - к вершине властной пирамиды в государстве, так и вниз - до самых низких социальных слоев, и является определяющим для политического управления в обществе. В конкурентных партийных системах восходящий канал коммуникации (связи) от управляемых к управляющим достаточно интенсивным и постоянным. Однако даже в таких системах партия функционирует как средство выражения и распространения информации, образования, влияния на общественное мнение. Именно это имел в виду Дюверже, отмечая, что партийная система в меньшей степени является отражением общественного мнения, чем общественное мнение - проекцией партийной системы. В однопартийных системах, где существует только правящая партия, поток политической коммуникации направлен преимущественно вниз.

3. Формирование и подбор политических элит и социализация. Партии служат главным механизмом в комплектовании и пополнении элит, через который кандидаты на политические посты готовятся и отбираются на всех уровнях партийной пирамиды и через который, в частности, избирается национальный (государственный) политическое руководство. Отбор кандидатов внутри партий часто являются решающим этапом, чем последующие всенародные или региональные выборы. Это справедливо для всех партийных систем, в том числе и для однопартийных. А в системах пропорционального представительства по партийным спискам, которые преобладают в континентальной Европе, позиции кандидатов в избирательном списке практически определяют их шансы на выборах. Какой бы ни была избирательная система, предварительный отбор кандидатов на те или иные государственные должности часто осуществляется узким "электоратом" партийных деятелей. Кроме того, с помощью партий происходит политическая социализация своих членов и сторонников, воспитания и идентификация их в определенном политико-идеологическом русле. Часто передача этих социальных ценностей и политических предпочтений осуществляется из поколения в поколение. Например, в Великобритании и США значительная часть избирательных округов в течение более века сохраняет свою приверженность кандидатов одной и той же политической партии.

4. Разработка политики и осуществления политического курса. В правящей партии ее лидеры, осуществляющих политическое руководство страной, решают двойную задачу по установлению, упорядочению и обеспечению выполнения общих для всего общества целей, национальных интересов данного государства. Политические партии были главными движущими силами в революционных преобразованиях современной эпохи. Так, грандиозные трансформации обществ в СССР и Китае, которые произошли в этом веке, были проведены "передовыми отрядами пролетариата" - коммунистическими партиями, что привело к радикальным, коренных социальных изменений. А националистические партии в большинстве стран, сыграли решающую роль в получении государственной независимости и дальнейшего сплочения новых наций в "традиционные" общества. Подобный процесс можно наблюдать с распадом СССР и Югославии в так называемых новых независимых государствах. Коротко говоря, политические партии задают направление и берут или стремятся принимать активное участие в осуществлении государственной политики.

5. Функции социальной интеграции. Политические партии, неся в себе определенную систему идейных ценностей по отношению к осуществлению политической власти в обществе, выступают объектами эмоциональной привязанности (преданности) или противодействия (вражды). Оказывая, таким образом, значительное влияние на общественное мнение и поведение граждан (избирателей), партии играют роль своеобразного "лакмусовой бумажки" - социального индикатора и соответственно - интегрирующего фактора для тех или иных социальных слоев, общностей и групп, которые видят в конкретной партии выразителя своих политических потребностей и интересов, с которой они связывают свои надежды на решение определенных общественных задач и развитие страны, с которой, наконец, они идентифицируют себя в отношении к различным проблемам, которые существуют в обществе. Политические партии являются, как определяют социологи, референтными группами для своих поклонников. Довольно часто избиратель обычно голосует за "свою" партию, не заглубляя в суть ее программ или состава и качеств ее кандидатов, просто потому, что психологически он ориентирован именно на эту конкретную партию, с которой он ассоциирует и свой политический выбор. Партия становится "определенным реальным явлением в памяти и эмоциях электората, независимо от мнения и действий" (Г.Уоллес) 2). Это подтверждается многими научными исследованиями избирательного поведения, хотя очевидным сегодня является и снижение уровня идентификации избирателей с политическими партиями во многих демократиях мира.


3. Идеологические типы политических партий

Термін ?ідеологія? вперше з'явився на зламі XVIII-XIX століть у працях французького економіста і філософа Дестют де Трасі для позначення ?вчення, науки про ідею?, котрі є основою формування громадської думки, політичних поглядів, поведінки людей, а отже і політики. У сучасному розумінні, ідеологія -- це система поглядів стосовно основних принципів організації суспільства, його цінностей та місця в ній людини. Ідеологія складається з трьох елементів: -образу дійсності (того, що відбувається в конкретному суспільстві та поза ним); -аксіологічної системи (ієрархії цінностей); -практичних вказівок (методології діяльності для зміни або збереження існуючого стану справ у суспільстві). Політичними ідеологіями називають ?політичні концепції?, що стали ідеологіями, тобто відіграють інтегрувальну роль стосовно політичних рухів і зміщують наголоси від концептів до цінностей. Кожна з політичних ідеологій має одну (іноді кілька) центральну цінність - Бога, людину, націю, клас, людство, порядок, безпеку, свободу тощо? . Найвпливовішими політичними ідеологіями є лібералізм, консерватизм, соціал-демократія (або соціалізм), комунізм, націоналізм, фашизм. Кожна з цих ідеологій має широке теоретичне підґрунтя і в процесі історичного розвитку виникали нові синтетичні їх різновиди, що поєднували особливості, як близьких, дотичних так і, на перший погляд, несумісних політико-ідеологічних платформ.

Комунізм. Витоки цієї політичної ідеології беруть свій початок з комуналістських утопій Томаса Мора і Томмазо Кампанелли, знаходять свій розвиток у соціалістів-утопістів початку XIX століття - А. Сен-Сімона, Шарля Фур'є і Р. Оуена. Оформленням в чітку політико-ідеологічну концепцію комунізм завдячує К. Марксу та Ф.Енгельсу, а пізніше продовжувачу і втілювачу його ідей -- В.І. Леніну. В основу системи цінностей комунізму покладено пролетаріат - - найбідніший клас найманих робітників, ?найреволюційніший клас суспільства?. Основоположники комуністичної теорії наголошують на тому, що економічні відносини як базисні в суспільстві визначають усі інші. Оскільки капіталізм ґрунтується на економічній несправедливості та експлуатації пролетаріату, котрий, за К. Марксом, єдиний створює присвоювану власниками засобів виробництва додаткову вартість, то він як суспільно-політична формація призводить до загострення внутрішніх протиріч і класової боротьби та має бути зруйнований шляхом пролетарських революцій. Комунізм як політична ідеологія та система організації суспільства має дві стадії розвитку -- першу (або нижчу) соціалізм, який готує матеріальні та соціальні передумови для виникнення вищої (або завершальної) стадії -- власне комунізму. Характерними ознаками цієї політико-ідеологічної системи є: -виключне панування суспільної (на першій стадії -- державної і колгоспно-кооперативної) власності на засоби виробництва; -централізоване планування й адміністративно-командне управління в економіці, спрямовані на максимізацію виробництва та кількісні показники при соціалізмі з метою створення бази матеріального достатку для запровадження комунізму; -регламентація з боку держави розподілу продуктів і послуг у суспільстві, відповідно до потреб його членів; -декларована рівність умов, що має забезпечити громадянам всебічний соціальний розвиток і необхідне отримання матеріальних і культурних благ; -прагнення нівелювати будь-які відмінності між соціальними класами, групами, а також націями. Крім того, комунізм дав поштовх для виникнення і трансформації різноманітних неокомуністичних та ультралівих течій, таких як маоїзм, троцькізм, сталінізм, ходжизм та інші.

Соціал-демократія, або демократичний соціалізм. Уперше термін ?демократичний соціалізм? застосував відомий англійський письменник і драматург Бернард Шоу. Сама політико-ідеологічна концепція виділилася у робітничому русі як його реформістська течія до кінця Другого Інтернаціоналу (1889-1914 рр.), і вже у 20-х роках соціал-демократія оформилася в самостійний політичний напрямок, засудивши революційний екстремізм більшовицьких сил після Жовтневого перевороту та політичні репресії ?диктатури пролетаріату?. Ідеологія демократичного соціалізму постійно змінювалась і розвивалась, еволюціонуючи від спроб повалення капіталізму до його поступового реформування, гармонізації соціальних відносин та орієнтації цієї економічної системи в бік суспільних потреб. Власне, для демократичного соціалізму завжди було актуальним питання: як поєднати соціальну справедливість зі свободою ліберальних демократій, оскільки значна бюрократизація економіки, як відомо, веде до збільшення соціального контролю та зменшення свободи у суспільстві. Усвідомлюючи це, соціал-демократи намагаються знайти рівновагу між вільним ринком та спробами його регулювання, між ефективним виробництвом та справедливим розподілом, між розвитком підприємництва, економічними стимулами до праці та достатнім рівнем оподаткування для забезпечення соціальних програм і зрештою переваг соціалізму, що проголошуються. Соціал-демократія ґрунтується на трьох основних принципах: свободі, соціальній справедливості та солідарності. Поняття свободи, запозичене з класичного лібералізму, означає передовсім права людини та свободу її поглядів і дій за умови, якщо це не заподіює шкоди іншим. "Справедливість, --як сказано в Декларації принципів Соціалістичного інтернаціоналу (1989 р.),--означає припинення будь-якої дискримінації особистості, а також рівність у правах і можливостях?. Під рівністю, у свою чергу, розуміють ? вираження однакової цінності всіх людей", вона є "обов'язковою умовою вільного розвитку особистості"). Солідарність же розглядається як відповідальність індивідуумів один за одного, за все суспільство, а також суспільства -- за кожного з його членів.

Лібералізм. Ідея свободи індивіда, що є наріжним каменем системи цінностей лібералізму, постала наслідком європейського культурного Ренесансу та Просвітництва, і вперше з?явилася у працях Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтеск'є. Основоположниками лібералізму вважаються Б.Констан і А. де Токвіль, серед його визначних теоретиків були Дж.С.Мілль, Дж.Медісон, Т.Джефферсон, В.Гумбольдт, А.Сміт. Лібералізм ознаменував утвердження прав і свобод людини, незалежно від її походження, відкидаючи станові привілеї, а також парламентську демократію та вільну ринкову конкуренцію. У політичному плані він став підґрунтям конституціоналізму та поділу державної влади (на законодавчу, виконавчу і судову), спрямованих у кінцевому підсумку на обмеження політичної влади та пом'якшення різних форм державного і суспільного примусу щодо індивіда. Зрештою, за Б.Констаном, будь-яка влада, котра порушує права людини, стає незаконною. Характерними рисами лібералізму є індивідуалізм, гуманізм, толерантність і демократизм. Поряд із самоцінністю особистості, ця політична ідеологія наголошує на нерозривності свободи індивіда та його соціальної відповідальності перед суспільством, обстоює існування правової держави та необхідність верховенства в ній закону. У першій половині ХХ століття сформувався новий тип лібералізму, що увібрав у себе значну частину консервативної традиції, -- неолібералізм. Він характеризується зростаючою роллю держави у сфері регулювання економіки та перерозподілу певної частини суспільного продукту, здійснення соціально-економічних програм. На основі цього синтезу ліберальних і консервативних ідей виникло поняття ?держави загального добробуту?, де поєднуються індивідуальна ініціатива її громадян з державним втручанням у соціальне й економічне життя. Ідея ?відповідальності держави? за творення сприятливих умов для реалізації принципів класичного лібералізму, за розвиток всього суспільства та відповідно добробут його громадян зближує неолібералізм також із соціал-демократією, що дає багатьом політологам підстави говорити про існування такого політико-ідеологічного напряму, як соціал-лібералізм.

Консерватизм. Його виникнення як політичної ідеології пов'язане з крахом системи феодалізму та династично-монархічного режиму в Європі внаслідок грандіозних змін, які започаткували доба Просвітництва і Велика Французька революція кінця XVIII століття. Вперше термін ?консерватизм? було вжито французьким письменником Франсуа-Рене де Шатобріаном, який жалкував за зруйнованими аристократичними устоями старих монархій. Визначним фундатором політико-ідеологічної теорії консерватизму по праву вважається англійський філософ і політик Едмунд Берк, книга якого ?Роздуми про Французьку революцію? довго залишалася для його численних послідовників ?Біблією консерватизму?. Центральне місце в системі цінностей консерватизму належить державі та її інтеграційній ролі для суспільства. Серед його визначальних ознак можна виділити безперечно традиційну для даного народу мораль, що зберігає його як єдине культурне ціле, та ієрархічність, чітка стратифікація суспільства. Крім того, поняттями, котрі наповнюють сенс консерватизму завжди були порядок, авторитет, відповідальність, стабільність, релігійність, патріотизм, обов'язковість, честь, праця, сім'я, право та дисципліна. В економіці консерватизм сповідує недоторканість приватної власності, розглядаючи її як передумову досягнення особистої свободи і збереження соціального порядку, принципи вільної конкуренції та необхідність мінімального державного регулювання економіки. У процесі перегляду та залучення до своєї ідеологічної орбіти ліберальних ідей і цінностей з консерватизму класичного витворився неоконсерватизм. У політичній системі суспільства він прагне створити гнучкіші й ефективніші структури влади, відновити традиційні моральні цінності та забезпечити належні законність і порядок. В економічних відносинах неоконсерватизм орієнтується на всебічне стимулювання приватного підприємництва, зменшення державного втручання, запровадження монетаристської моделі розвитку. У соціальній сфері спостерігається жорстка державна економія, скорочення соціальних програм, підтримка стабільної структури суспільства з переважаючою часткою ?середніх класів?.

Национализм. В западной политической науке это понятие касается идеологии, тесно связанной со строительством государств-наций и возникновением индустриального общества в течение XIX и в значительной степени ХХ веков. Как политико-идеологическая концепция национализм стал продуктом борьбы против феодализма и последующего утверждения буржуазно-демократических принципов общественного устройства. Национализм возникает с осознанием социальной сообществом своих общих национальных признаков на основании этнической, культурной, религиозной принадлежности, а также представлений о совместных происхождения, территорию проживания, язык и своеобразную специфику психологии и черт характера членов этого сообщества. Однако позже национализм часто использовался как важный компонент агрессивного екпансионистськои политики государств-наций, которые пытались пересмотреть существующий геополитический порядок и занять господствующее положение в мире, как этого хотели гитлеровская Германия, Италия времен Муссолини и милитаристская Япония во время Второй мировой войны. В иерархии идеологических и политических ценностей национализма ведущее место принадлежит нации, производной от которой является национальное государство, которое служит для него средством самоутверждения и развития. Нация рассматривается как "родина идеологическая" (Ст.Оссовський), принадлежность к которой определяется через участие отдельной личности в ее общественно-политической жизни. Государственность нации является необходимым условием ее существования, поэтому каждый последователь национализма, есть "национально сознательный патриот", обязан бороться за ее получение. Последнее утверждение отражает суть идеологической установки украинских националистов в их борьбе за независимость Украины. Причем, на украинской почве национализма сформировался в виде двух основных типов: демократического и интегрального. Первый подобный национализма в европейском смысле, ставя целью создание украинской национальной демократического государства путем права народов на самоопределение в его этнических границах, рассматривая нацию в ее субъективном смысле, т.е. как нацию политическую. Национализм интегральный подчеркивает этнический характер нации и соответственно ее государства, понимая под политическим режимом национальную диктатуру во главе с ведущим слоем "украинских патриотов".

Фашизм. К определяющих признаков этой политической идеологии относят: тотальный контроль со стороны партийной фашистской элиты над общественным и личной жизнью граждан, уничтожение демократических прав и свобод; зависимость индивида от интересов и потребностей нации, социальных масс, заранее определенных фашистским руководством; иерархичность социальной структуры общества ; сращения сверхцентрализованной бюрократической машины государства с фашистской партией; перенос внутриполитических проблем в плоскость геополитики и формирование "образа врага". Фашизм исповедует политику так называемого "социального дарвинизма", по которому "сильнее" народам или расам не только определены господствовать над "слабыми", но также их правом и обязанностью является установить это господство. Фашизм как идеология возник после Первой мировой войны в Италии, и уже 1922 фашисты пришли к власти в этой стране, получив значительное большинство в парламенте. Пресса попала под строгую цензуру, политические партии были ликвидированы, фашистский партийный аппарат сконцентрировал всю политическую власть в стране, запрещались любые забастовки, а вновь промышленные "корпорации", которые призваны были объединять предпринимателей и рабочих, поставили экономику Италии под фашистский контроль . Гитлеровский национал-социализм (нацизм) наряду с этими "достижениями" фашизма подчеркивал исключительной роли арийской расы среди других народов мира и неограниченной диктатуре одного человека - вождя, олицетворяющего нацию и стоит на вершине властной пирамиды в фашистском государстве. Хотя фашизм был запрещен в результате победы во Второй мировой войне сил антигитлеровской коалиции, организации, исповедующие неофашистскую идеологию, существуют сегодня во многих странах мира.

Неофашизм имеет две формы проявления: 1) нелегального традиционного фашистского движения, приспособленного к современным условиям; и 2) легальной и полулегальной организации деятельности с соблюдением внешней лояльности к законности, демократических политических институтов, а также участие в парламентских выборах. Основные политические идеологии согласно своих базовых характеристик могут рассматриваться в виде определенной циклической системы, расположенной в двухосные плоскости координат, где каждый вектор, выходящий из условного "нуля", указывает на ту или иную ценностную ориентацию. Базовыми признаками, или ценностями, на которых основывается данная политико-идеологическая типология, выступают: 1) по оси абсцисс (горизонталь) - полюс приоритета общественных интересов и коллективной собственности с одной стороны и полюс приоритета государства и / или нации, а также частной собственности с Кроме, 2) по оси ординат (вертикаль) - диктаторский-централистский полюс монистического мировоззрения на одной стороне и, соответственно, демократически федералистский полюс плюралистического мировоззрения на другой. Конечно, эта схема, как и любая другая, несколько условной, но она позволяет наглядно представить размещение влиятельных политических идеологий относительно друг друга в определенной целостной картине, которая является сравнительно удобной для определения, скажем, места конкретного политического об "единения или партії за її політико-ідеологічними критеріями та базовими ціннісними орієнтаціями.


См.. также

Литература

Источники


Политика Это незавершенная статья политики.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам