Надо Знать

добавить знаний



Политическая система Германии


Politisches System in Deutschland ua.PNG

План:


Введение

Politisches System in Deutschland ua.PNG

Под политической системой Германии понимают совокупность политических институтов, процессов принятия политических решений и содержание этих политических решений.

Политическая система Германии базируется на принципах федерализма и парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Германии еще часто называют партийной демократией. Выборы в Германии основном базируются на пропорциональной системе, поэтому для создания дееспособного правительства всегда необходима конструктивное сотрудничество конкурирующих партий.

Федеральный парламент - Бундестаг - избирает главу федерального правительства - канцлера, который определяет на федеральном уровне основы внутренней и внешней политики и определяет кандидатуры федеральных министров. Статус органов государственной власти федерации и распределение задач и компетенции между федерацией и землями определяются Основным законом ФРГ. Соблюдение Основного Закона - федеральной конституции ФРГ - контролирует Федеральный Конституционный Суд.


1. Основы государственного строя

Центральной характеристикой политической системы Германии является ее неизменные структурные принципы (Strukturprinzipien), к которым относятся:

  • неприкосновенность человеческого достоинства, закрепленная в ч. 1 ст. 1 конституции,

и закрепленные в статье 20 конституции принципы

Кроме вышеупомянутых статья 20 определяет два дру основных принципов - принцип разделения властей и право немецкого народа на сопротивление попыткам ликвидации существующего конституционного строя.

Германия согласно закрепленному в ст. 20 конституции принципа федерализма федеративным государством, каждая земля соответственно имеет свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Таким образом под федеральным существует второй - земельный - уровень принятия политических решений.

Ч. 3 ст. 79 Конституции запрещает изменять упомянутые выше основные принципы государственного строя, определении в статьях 1 и 20. Все участники политической жизни обязаны признавать и подчинять свою деятельность "свободолюбивого демократическому строю" (freiheitliche demokratische Grundordnung, FDGO), определенном действующим Основновним Законом. Основы этого порядка находятся под защитой конституции, государства и его институтов (принцип демократии, готовой защитите себя самого - wehrhafte Demokratie).

Роль политических партий в Германии является значительной и закреплена в ст. 21 Конституции. Политические партии выдвигают кандидатов на политические должности, влияют на определение личного состава руководящих органов государственной администрации, судов и прокуратуры.

Элементы прямой демократии в Германии на федеральном уровне почти не присутствуют. Граждане в ограниченных рамках возможность участвовать в принятии политических решений на уровне местных общин и земель путем местных референдумов, но их результаты не имеют обязательной юридической силы.


1.1. Парламентская демократия

ФРГ считается парламентской демократией, поскольку глава федерального правительства - федеральный канцлер - обирается прямо федеральным парламентом - Бундестагом. В отличие от президенских демократиях Федеральный президент выполняет в Германии почти исключительно представительские функции. Он не имеет ни права вето, и не может де-факто влиять на принятие решений относительно персонального состава правительства.


1.2. Федерализм

Продолжая традицию больших и малых княжеств Священной Римской империи и как противовес унитарному государству, созданной во времена национал-социалистической диктатуры, по требованию государств-союзников в основу государственного устройства ФРГ был положен принцип федерализма - решение, которое согласно ч. 3 ст. 79 Конституции билше никогда не может быть подвергнут ревизии. Созданные в 1946 г. на территории западных оккупационных зон союзников земли об "объединились в 1949 г. в Федеративную Республику Германию. На тот момент каждый из них уже имела свою конституцию, правительство и систему судов.

Распределение компетенций и задач между федерацией и землями должно происходить в идеальной форме согласно принципу субсидиарности, хотя этот принип в немецкой конституции и не закреплен. Согласно этому принципу федерация принимает только те задачи и компетенции, которые он может выполнять эффективно, чем это делают земли. Но это не следует понимать так, что федерация может перенять любую законодательную комепетнцию только благодаря тому, что смогла успешно аргументировать, что может его эффективно реализовать, чем на земле. Большинство законодательных компетенций в Германии закреплена за федерацией, основными исключениями, закрепленными за землями, является полицейское и коммунальное право, а также политика в области культуры и образования. Кроме того, за землями закрепление большая часть компетенций по организации администрации и судопроизводства. Важной функцией федерации есть функция второго уровня разделения властей, его еще незивають вертикальным распределением власти. Бундесрат - вторая палата парламента - является представительством интересов правительств немецких земель на федеральном уровне, но несмотря на это, Бундесрат остается конституционным органом федерации, а его права и полномочия определяются федеральным и никак не земельным правом.

В Германии постоянно ведется дискуссия о реформировании федерального устройства государства. Темам этих дискуссий является прежде всего об "единения некоторых земель в одну, статус и полномочия Бундесрата и возвращение некоторых компетенций, перенесенных остнанним время на федеральный уровень, земальним ландтагом. Обсуждение реформы федеративного устройства Германии идет таким образом в трех направлениях: (1) розполид компетенций и задач между федерацией и землями, (2) распределение финансовых ресурсов дял реализации этих задач и компетенций, (3) реорганизация территориального устройства ФРГ. Проведенная в 2006 г. реформа федеративного устройства реформировала в относительно большом об "объеме сферу розполиду компетенций между федерацией и землями, реорганизация системы распределения финансовых ресурсов пока только планируется.


1.3. Демократия, которая готова защитить себя

Родители сегодняшней констуции Германии, опираясь на негативный опыт истории Веймарской республики и доминирующего тогда правового позитивизма, исходя из которого правом является то, что провозглашает норма закона, а любая норма может быть изменена, ввели в новую конституцию Германии элементы природного, сверхположительный, права. На естественном праве базируются защиту человеческого достоинства как выше задачи государства (статья 1), структурные принципы государственного строя (статья 20), федеральное устройство и гарантии участия земель в законодательном процессе на уровне федерации. Эти принципы являются основополагающими и неизменными, невозможность их изменения закреплена в ч. 3 статьи 79 Конституции.

Другим элементом обороноспособной демократии можоивисть запрета пользования правами и свободами, закрепленными в немецкой конституции, противникам существующего конституционного строя, а также запрещения деятельности антиконституционных партий и общественных об "соединений. Кроме того, дополнительным инструментом защиты существующего конституционного строя является закрепленная в Уголовном кодексе наказуемость попыток устранения существующего конституционного строя.

Как ultima ratio, последний аргумент защиты "совободолюбивого, демократического строя" ФРГ Конституция в статье 20 часть 4 предусматривает право народа на оказание сопротивления любыми средствами "кому, кто попытается, устранить этот строй".


2. Система государственных органов федерации

2.1. Основной Закон - Конституция федерации

Конституция ФРГ принята 23 мая 1949 г. и носит дословную название "Основной закон для Федеративной Республики Германии". Название Основной Закон (Grundgesetz) объясняется тем, что с самого начала документ задумывался как временная конституция, по которой жить об "объединении в ФРГ западные земли Германии до полного восстановления единого немецкого государства. Конституционный процесс начался 1 июля 1948 г. передачей верховным командованием западных оккупационных зон наз. "Франкфуртских документов" министрам-президентам созданных на территории их зон немецких земель. В этих документах содержались требования создать демократическую, федералистические систему правления, которая бы гарантировала соблюдение личных прав и свобод. Саму разработку проекта будущей конституции осуществляла Парламентский совет. Наибольшие дискуссии вызвало при этом концепция федеративного устройства ФРГ. Одобренная Парламентским советом конституция вступила в действие 23 мая 1949 г. на территории тогдашней ФРГ. Согласно тогдашним планам эта конституция должна действовать до полного восстановления немецкой государственности, но принимая во внимание 40 лет ее безупречного функционирования, она была сохранена почти без изменений и после вступления бывшей Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германия.

Конституция ФРГ сознательно начинается перечнем основных прав и свобод человека и гражданина. Им посвящены первые 19 статей. В следующих статьях Конституция описывает основы построения политической системы и определяет статус и компетенцию органов федерации и суть отношений между ними. Статья 79 часть 3 защищает неприкосновенность человеческого достоинства - основы конституционных прав человека -, федеративное устройство и определены статьей 20 структурные принципы государственного строя ФРГ.

Конституция может быть изменена только двумя третями голосов депутатов Бундестаг и Бундесрата. Контроль над соблюдением конституции осуществляет Федеральный Конституционный Суд.


2.2. Глава государства: федеральный президент

Главная статья: Федеральный президент

Главой государства в ФРГ является федеральный президент (Bundesprsident). Родители германской конституции сознательно отвели федеральном президенту относительно слабую роль в политической системе Германии, чтобы отделить его пост от подобного поста рейхспрезидента (Reichsprsident) в Веймарской республике, и наделили его преимущественно репрезентативными и формальными полномочиями. Его политчна роль ограничение функции надпартийного, нацеленного на политическое компромисс арбитра. Но даже эта функция значительно послабленпа на практике, примером здесь является досрочное притпинення полномочий Бундестаг в 1982 г., когда Федеральный президент выполнил только пожелания задействованных политиков, которые были настоящими инициаторами прекращения полномочий парламента. Самым эффективным средством, которым Федеральный президент может достичь некоторого политического эффекта, является его обращение и речи, через которые он вмешивается в политические дискуссии или даже инициирует в политикуме дискуссии по определенным темам.

Федеральный президент избирается Федеральным Собранием на п "ять лет и может быть один раз переизбранным на следующий срок.


2.3. Законодательная власть федерации

Органы законодательной власти федерации участвуют в принятии федеральных законов и осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета. В законодательной власти федерации относятся Бундестаг и Бундесрат. Однако, несмотря на два органа, которые принимают участие в законодательном процессе, ФРГ не следует воспринимать, как это часто ошибочно делается, как страну с типичной двухпалатной системе как США или Великобританию. Собственно парламентом является только Бундестаг, избираемый на общегерманских выборах, его депутаты обладают свободным представительским мандатом от немецкого народа. Депутаты Бундесрат должны наз. императивный мандат от правительств федеральных земель, то они обязаны "разрешении выполнять указания земельных правительств, интересы которых они представляют на федеральном уровне. Кроме того, Бундесрат и Бундестаг имеют разные полномочия и роль в законодательном процессе, поэтому Бундесрат нельзя рассматривать как полноценную вторую палату парламента.


2.3.1. Бундестаг

Главная статья: Бундестаг

Бундестаг приветствует федеральные законы, избирает федерального канцлера, а также как часть Федерального Собрания, федерального президента, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, контролирует деятельность федерального правительства, принимает решение об использовании вооруженных формирований Бундесвера, образует комитеты для подготовки законопроектов, осуществляет контроль за деятельностью немецких спецслужб.

Немецкая Конституция определяет, что депутат Бундестаг не пов "связан при голосовании или иных действиях ни указаниям своей партии, ни к какой-либо другой группы влияния, однако в парламентской практике наблюдается сильное влияние фракционной дсициплины. Депутаты одной партии, как правило, согласовывают перед голосованием по каждому законопроекту свое поведение при голосовании. Отклонение от оговоренной поведения при голосовании иметь внутрипартийные последствия для отдельного депутата, поскольку повторное прохождение в парламент его кандидатуры в большой степени зависит от поддержки его партии. Поддержание фракционной дисциплины является основной задачей главы фракции партии в Бундестаге.


2.3.2. Бундесрат

Главная статья: Бундесрат

Депутаты Бундесрата в отличие от депутатов Бундестаг назначаются правительствами федеральных земель, а не избираются немецким народом на всеобщих выборах. Поэтому Бундесрат является постоянно действующим органом в то время как полномочия Бундестаг ограничены четырехлетней каденцией. Распределение голосов в Бундесрате изменяется только в этой "связи с изменением составов земельных парламентов и созданных в них правительственных коалиций, поскольку выборы в отдельных землях не совпадают во времени ни между собой, ни с выборами Бундестага. Поэтому в Бундестаге и Бундесрате не исключено возможность создания противоположных большинств.

Бундесрат не является типичным органом законодательной власти, был создан для обеспечения участия федеральных земель в законодательном процессе в тех частях, которые касаются их компетеций. Бундесрат участвует в подготовке всех законов, но его вето может быть преодолено Бундестагом, если соответствующий закон не определен конституцией как таковой, что требует заполнить "обязательного подтверждения Бундесратом.

Каждая земля получает в Бундесрате в зависимости от числа ее жителей от 3 ​​до 6 голосов, депутаты одной земли в Бундесрате могут голосовать только одинаково. Если партии, которые входят в земельное правительство, не могут согласиться на совместное голосование по какому-то законопрект в Бундесрате, то представители земли, как правило, воздерживаются от голосования по этому законопроекту. Де факто такое содержание приравнивается к голосованию за "нет". При возникновении конфликта между Бундесратом и Бундестагом включается общий Согласительный комитет.

Заседание Бундесрата ведет президент Бундесрата. В определенном Конституцией порядке заступництва главы государства - федерального президента - президент Бундесрата стоит на втором месте, т.е. в случае досрочного прекращения полномочий федерального президента функции главы государства временно исполняет перзидент Бундесрата. Президентство в Бундесрате переходит каждые полгода в установленном порядке от одной земли в другую.


2.3.3. Закондавчий процесс

2.4. Исполнительная власть Федерации

Главная статья: Федеральное правительство

Функцией исполнительной власти в ФРГ является выполнение законов и постановлений государства. В зележности от отдельных норм законов органы исполнительной власти могут действовать в определенных пределах по своему усмотрению. Любой административный акт, то есть конкретное действие конкретного органа исполнительной власти относительно определенного гражданина, может быть обжаловано последним в административном суде. Органы исполнительной власти при выполнении своих функций обязательства "связаны соблюдать конституцию. Каждому гражданину гарантировано право после исчерпания всех юридических возможностей обратиться в отдельном случае с конституциною жалобой в Федеральный Конституционный Суд, если он считает, что действия какого-либо органа исполнительной власти нарушают его конституционные права.

Органами исполнительной власти на федеральном уровне является, например, федеральное правительство ( федеральный канцлер и федеральные министры), федеральные органы государственной администрации и их должностные лица, Федеральная полиция, Федеральное бюро по защите конституции, Бундесвер, Внешнеполитическое ведомство. Федеральный канцлер и федеральные министры составляют вместе федеральное правительство Федеративной Республики Германия, росповсюдженою названием есть еще "федеральный кабинет".


2.4.1. Федеральный канцлер

Главная статья: Федеральный канцлер

Федеральный канцлер является главой федерального правительства Федеративной Республики Германии. Федеральный канцлер избирается депутатами Бундестага. По федеральным канцлером таким образом стоит абсолютное большинство голосов депутатов Бундестага, которая возникает, как правило, через создание несколькими партиями коалиции. Это большинство называют еще "канцлерской большинством". Федеральный канцлер назначает и увольняет министров, согласно конституции ему предстоит наз. директивная компетенция, т.е. право определять принципы политики правительства на уровне федерации. До окончания отведенного каденции федеральный канцлер может быть смещен со своего поста только через конструктивный вотум недоверия, т.е. через создание новой правительственной большинства в Бундестаге и избрания нового канцлера. Со своей стороны федеральный канцлер через вотум доверия, есть вопрос о доверии его кандидатуре со стороны правительственной коалиции, может досрочно прекратить полномочия Бундестага. Неподтвержденный вотум доверия канцлеру означает, что действующая правительственная коалиция не является дееспособным, в то же время в парламенте нет другого большинства, для создания нового правительства и переизбрания канцлера через конструктивный вотум недоверия. В таком случае федеральный канцлер просит федерального президента досрочно прекратить полномочия Бундестаг текущей каданции и назначить новые выборы.

Федеральный канцлер считается в ФРГ одним из центров политической власти. Опираясь на большинство в Бундестаге он может значительно влиять на формирование федерального законодательства. Но ввиду заначну роль Бундесрата в законотворческом процессе и пропорциональную систему выборов, которая ведет к прохождению в парламент большего количества партий и формирования правительства только через создание коалиции в парламенте, позиция канцлера на практике значительно ослабленной и ее не следует сравнивать с тем об "объемом полномочий, например имеет премьер-министр Великобритании. Особенно это видно в случае образования различных большинства в Бундестаге и Бундесрате. В таком случае федеральный канцлер вынужден при реализации своей политики идти на большие компромиссы с партиями оппозиции для обеспечения прохождения закона через Бундесрат (при законах, подлежат обязательному "связочно подтверждению через Бундесрат)


2.4.2. Федеральные министерства

Задачей федеральных министерств является организация государственной администрации на федеральном уровне. Политическое руководство федеральным министерством осуществляет соответствующий федеральный министр. Координацию отдельных направлений деятельности министерства осуществляют государственные секретари, вместе с министром они принадлежат к руководству министерства. Государственные секретари представляют промежуточное звено между политическим руководством в лице министра и бюрократическим аппаратом министерства и подчиненных ему органов государственной администрации. Бюрократическая работа осуществляется в министерстве отдельными рефератами, во главе каждого реферата стоит руководитель реферата. Несколько рефератов министерства объединяются в отдел, который возглавляет начальник, который и несет политическую ответственность за работу своего отдела. Государственные секретари и начальникb отделов относятся к категории государственных служащих по политическим статусом, т.е. в отличие от обычных государственных служащих, законодательно защищенных статусом государственного служащего, могут быть в любой момент досрочно отправлены правительством в отставку. Сам федеральный министр статуса государственного служащего не имеет, его должность является должностью политической, а не должности государственной службы.

Несмотря на то, что руководство министерств определяется политиками, на практике в Германии наблюдается относительная автономность деятельности бюрократического аппарата министерства и подчиненных ему органов государственной администрации. Политики не могут неограниченно игнорировать мнение и волю профессиональных государственных служащих на высших ступенях государственной администрации (руководителей рефератов министерств). Возможности министра применить санкции по отношению к отдельной должностного лица сильно ограничены законодательством о государственной службе. Кроме того большом количестве профессиональных государственных служащих корреспондирует незначительное количество политических руководителей министерств и государственной администрации. Поэтому в Германии по сравнению с другими странами слабо выраженный политический контроль за федеральной государственной администрацией. Это имеет особое Значения в том контексте, что большинство законопроектов готовится в федеральных министерствах. В большинстве случаев влияние политики на их конкретную формулировку проявляется в очень поздних стадиях и в незначительном объеме.

Количество федаральних министерств и министров и объем их компетенции определяет федеральный канцлер. В основном партии договариваются об этом во время коалиционных переговоров, а также определяют личный состав политического руководства министерств - кандидатуры федеральных министров и государственных секретарей. В настоящее время в ФРГ существует 15 федеральных министерств.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам