Надо Знать

добавить знаний



Политический кризис в Бельгии (2007-2011)



План:


Введение

Политический кризис в Бельгии (2007 - настоящее время) - длительный период политической нестабильности в Королевстве Бельгия, вызванный экономическими и этнолингвистических противоречиями.


1. Предпосылки кризиса

Сразу после провозглашения независимости Бельгии были заложены предпосылки противоречий между Фландрией и Валлонии, которые после Второй мировой войны превратились в мощный дестабилизирующий фактор. С первых лет существования Бельгии ведущую роль в ее развитии сыграла франкоязычная Валлония, экономика которой была ядром промышленной революции. Валлония была лидером в добыче угля, производстве стали, строительстве железных дорог. Нидерландоязычные Фландрия зато была вспомогательным элементом в экономической системе Бельгии: ее порты использовались для экспорта продукции валлонской промышленности, а сама она оставалась аграрным регионом. В этих условиях было закономерным то, что единственным государственным языком оставался французский.

  • 1847 год - сформировался фламандский культурное движение за равенство нидерландской и французского языков.
  • 1873 год - нидерландский язык стал языком судопроизводства во Фландрии (в 1878 г. ее разрешили использовать в органах управления, в 1890 г. - в университетах).
  • 1932 год - принято лингвистические законы, по которым каждая коммуна получила право самостоятельно определять свой языковой режим [1, c. 109]. Таким образом, потребности фламандцев в признании их прав пользоваться родным языком были выполнены. Вторая мировая война и послевоенное восстановление страны отодвинули на второй план межэтнические противоречия. В 1960-х гг экономическая ситуация начала меняться: промышленная структура Валлонии, которая базировалась на добыче угля и металлургии, постепенно устаревала, инвесторы все меньше вкладывали капитал в традиционные отрасли, отдавая предпочтение новым, более перспективным. Ухудшалась и демографическая ситуация в Валлонии: если в 1880 г. там проживали 42,23% всех бельгийцев, то в 1961 г. лишь 33,07% [2, c. 16]. Зато Фландрия удачно воспользовалась новыми возможностями, которые открылись в послевоенное время. Удачное географическое положение, наличие морских портов (в частности, Брюгге), политическая стабильность стали факторами инвестиционной привлекательности региона. Новая экономика Фландрии опередила традиционную индустрию Валлонии. Экономическое превосходство Севера, вызвала рост фламандского национального сознания, вместе с демографической преимуществом Фландрии вызвала подъем массового национального движения.

2. Федерализация Бельгии

Vlaamse GemeenschapLocatie.png
Фламандская община
( нидерландскоязычных)
Franse GemeenschapLocatie.png
Французская община
( франкоязычная)
Duitstalige GemeenschapLocatie.png
Немецкоязычная община
Vlaams GewestLocatie.png
Фландрия
Wallonia (Belgium). Png
Валлония

BelgiumBrussels.png
Брюссельский столичный регион

Создание федеративного государства началось в 1962 г., когда был принят Закон о фиксации лингвистической границы. В 1970 г. было законодательно закреплено существование трех общин и трех регионов. В 1971 г. общинам были предоставлены широкие культурные права. Но компетенция регионов в экономической сфере, по мнению лидеров фламандского движения, оказалась недостаточной. Фландрия пыталась "взять реванш" за долгие годы существования в качестве сырьевого придатка.

  • 1980 Фландрия и Валлония получили статус автономий, а их финансовые и законодательные полномочия были расширены. Были созданы две национальные ассамблеи, которые формировались из депутатов национального парламента от избирательных округов в соответствующих регионах. В 1989 г. статус региона получил Брюссель.
  • 1993 г. - подписание Сен-Мишельських соглашений ведущими политическими объединениями фламандцев и франкофонов.
  • 1994 г. - принятие новой Конституции Бельгии, которая предусматривает два типа субъектов федерации: общины и регионы.

Федеральные выборы в Бельгии 2003 показали рост популярности во Фландрии радикальных правых сил, в частности партии Фламандский интерес (Vlaams Belang), которая выступает за более жесткое иммиграционное законодательство и не скрывает амбиций по созданию независимого государства Фландрии с включением в нее Брюсселя. В последние годы центральным предметом конфликта, который является причиной нового обострения политического кризиса, является статус двуязычного избирательного и судебного округа Брюссель-Хал-Вилворде. Данный округ объединяет 19 коммун региона Брюссель и 35 коммун от провинции Фламандский Брабант. В течение последних лет фламандский большинство в загальнобельгийському парламенте неоднократно поднимала вопрос о разделении этого округа. Фламандские активисты выступают за сохранение двуязычного статуса только за городом Брюссель и его ближайшими пригородами, а также "фламандизацию" остального округа. Валлонцы считают такой проект неприемлемым, поскольку он, по их мнению, противоречит Конституции и предыдущим соглашениям, заключенным между представителями валлонской и фламандской общин.


3. Кризис 2007-2011 годов: ход

  • 2007 г. - Выборы в парламент (начало нового этапа политического кризиса). Наибольшее количество мест в нижней палате парламента получила Фламандская Християнско-демократическая партия. Ее основным союзником стала партия Фламандский национальный альянс. Эти ведущие фламандские партии выдвинули требование увеличения автономии Фландрии, но потерпели неудачу при формировании правительства. Компромиссом в ситуации, стало формирование временного Кабинета министров во главе с Ги Верхофстадтом.
  • Март 2008 года - главой правительства стал Ив Летерм, лидер христианских демократов.

В оппозиции к правительству находились франкофоны, среди которых был лидер Валлонского движения обновления (MR) Дидье Рейндерс. Он разработал рекомендации по совместному фламандско-валлонского проекта, который должен способствовать выходу страны из кризиса. Предложения Рейндерс предусматривали приведение каждым уровнем власти к равновесию своих финансов, полномочий и сфер компетенции и обеспечения равного представительства фламандцев и валлонов в Сенате [3, c. 28]. Но план Рейндерс не поддержали не только фламандцы, но и часть франкофонов.

М. Штабенов выделил следующие причины бельгийской политического кризиса: культурно-языковые противоречия между франко-и нидерландофонамы, экономические противоречия между богатым фламандским севером и бедным валлонским югом и кризис межпартийной коалиционного структуры, которая позволяла создавать загальнобельгийський коалиционное правительство [5, S. 1].

  • 13 июня 2010 - парламентские выборы в Бельгии: наибольшее количество мест в нижней палате парламента получили представители сепаратистского Нового фламандского альянса. Король Альберт II поручил лидеру валлонских социалистов Элио ди Рупо координировать переговорный процесс.
  • Сентябрь 2010 г. - переговоры остановлены из-за невозможности ведущих политических сил договориться. Монарх обращался к политикам с просьбой вернуться к переговорам, но стороны продолжали отстаивать собственные интересы вместо попыток прийти к компромиссу. В июле 2011 г. Элио ди Рупо обратился к королю с просьбой освободить его от обязанности сформировать правительство. По мнению экспертов, политический кризис находится в законсервированном состоянии [6, c. 5].

4. Фонд будущего

Сегодня Фландрия инвестирует в собственный "Фонд будущего", направленный на финансирование новых проектов, которые она надеется реализовать в результате реформы федерации. Главная цель фламандской общины - регионализация рынка труда и изменения налогового законодательства: увеличение доли налогов, которые направляются в местный бюджет и сокращение финансирования Брюсселя и дотационной Валлонии. По подсчетам экспертов, эти реформы принесут Фландрии от 360 до 500 млн долларов [4, p. 8]. Выступая в качестве донора для Валлонии и Брюсселя, Фландрия естественным образом добивается и политического доминирования на федеральном уровне.


5. Прогнозы дальнейшего развития Бельгии

Виталий Кривошеин и Руслан Ключник в статье "Политический кризис в Бельгии и перспективы ее решения" выделяют два сценария трансформации страны. Согласно первому, Королевство Бельгия превращается из федерации в конфедерацию, которая будет состоять из трех или четырех (с учетом лингвистического разделения) субъектов, фактически независимых, но связанных общей Конституции. При этом будут максимально учтены интересы Фландрии (бюджетная и налоговая автономия) и Валлонии (сохранение единого государства во главе с королем). Согласно второму сценарию, фламандские политические силы инициируют проведение во Фландрии референдума по вопросу независимости. Учитывая электоральные предпочтения фламандцев, которые не меняются на протяжении последних лет, мы можем прогнозировать, что они согласятся на отделение от Бельгии. Последний вариант является более вероятным, особенно с учетом того, что конфедерации существуют в течение относительно непродолжительного времени. Они тяготеют либо к объединению в федерацию (США, Швейцария), либо к распаду (ОАР, Сенегамбия). В качестве аргумента в пользу возможного отделения Фландрии можно привести успешный опыт мирного распада Чехословакии в 1993 г. и отделения Черногории от Сербии на основании референдума в 2006 г. [8, c. 147] В случае распада страны неопределенной остается судьба города Брюссель, который, как уже отмечалось, является преимущественно франкоязычным, но окружен территорией Фландрии. Если он не присоединится к территории Фландрии, то превратится в своеобразный эксклав, вроде Калининградской области. Среди гипотез, выдвигается бельгийскими политиками относительно возможной судьбы столицы, заслуживает внимания прогноз министра-президента правительства региона Брюссель-столица Шарля Пике, который не исключает возможность создания Брюссельского государственного образования вроде Княжества Монако [7, c. 39]. Р.М. Ключник и В.В. Кривошеин утверждают, что Королевство Бельгия, которое долгое время была примером мирного сосуществования нескольких этносов, языков и культур в рамках одного государства, сегодня находится в состоянии глубокого политического кризиса, который имеет системный характер и демонстрирует тенденцию к дальнейшему углублению. Проанализировав ситуацию, мы можем сделать вывод, что дальнейшее функционирование Бельгии как федерации будет сопровождаться постоянными конфликтами препятствовать стабильному развитию политической системы. А значит, наиболее вероятным и оптимальным для королевства является решение вопроса трансформации государственного строя путем общенационального референдума [8, c. 147].


6. Значение для Украины

Сергей Есаулов, анализируя бельгийскую кризис, отмечает: "Однако, для Украины, как и для других игроков на международной арене, сегодня важно сделать безошибочный прогноз относительно того, каким образом это скажется на наших отношениях с Бельгией, не внесет это беспорядок и неразбериху в многостороннюю дипломатию в рамках международных организаций, в частности ЕС "[7, c.39]. Это позволит, по мнению исследователя, избежать вакуума отношений в случае создания отдельных государств Фландрии или Валлонии.

Литература

  • 1. Крылова И. Бельгия: опыт решения НАЦИОНАЛЬНЫХ проблем [Текст] / И. Крылова / / полит. образование. - 1989. - №

6. - С. 108-112.

  • 2. Намазова А.С. Межнациональные отношения в Бельгии [Текст] / С. Намазова / / Новая и Новейшая история. - 1990.

- № 4. - С. 14-22.

  • 3. Бирюков С.В. Бельгийский федерализм как модель кризиса европейского федерализма [Текст] / С.В. Бирюков / /

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2009. - № 4. - С. 21-37.

  • 4. Lamensch M. Riche la Flandre prepare l'avenir [Text] / M. Lamensch / / Le Soir. - 2008. - 3 jan. - P. 8.
  • 5. Stabenov, M. Belgiens Kernfrage [Text] / M. Stabenov / / Frankfurter Allgemeine. - 2007. - 20 dez. - S. 1.
  • 6. Коваль А. Мы Должны начать готовится к концу Бельгии [Текст] / А. Коваль / / Зеркало недели. - 2010. - № 33 (11-17

сент.). - С. 5.

  • 7. Есаулов С. Внешняя политика "по-бельгийски", или Сепаратизм как следующая стадия федерализма [Текст] / С. Есаулов

/ / Политика и время. - 2007. - № 1. - С. 37-39.

  • 8. Ключник Р.М., Кривошеин В. Политический кризис в Бельгии и перспективы ее решения [Текст] / / Грани. - 2011. - № 1 (75). - С. 145-148.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам