Полный привод

Схема F4

Полный привод (4x4, 4WD, AWD) - конструкция трансмиссии автомобиля, когда крутящий момент, создаваемый двигателем, передается на все колеса.

До восьмидесятых годов, полный привод ассоциировался исключительно с внедорожной техникой, а полноприводные автомобили имели увеличенный дорожный просвет и другие атрибуты повышенной проходимости.

Однако, после появления системы quattro на легковых автомобилях Audi и ряда аналогичных систем в других компаниях, привод на все колеса стал рассматриваться как средство повышения ходовых качеств обычных автомобилей без задачи повышения проходимости. В этом случае обеспечивается эффективное использование мощности двигателя при любом режиме движения, улучшается управляемость, особенно на скользких покрытиях.

Именно с этими целями полный привод используется на спортивных автомобилях, например, Lamborghini Murci?lago и некоторых моделях Porsche, а также на представительских автомобилях для повышения уровня активной безопасности - примеры такого использования включают системы 4Matic (на автомобилях Mercedes-Benz), XWD ( Saab), xDrive ( BMW), а из отечественных разработок - трансмиссию мелкосерийное представительной "Волги" ГАЗ-3105.

Можно выделить три основные схемы полного привода: подключаемый полный привод (part-time), постоянный полный привод (full-time) и постоянный по требованию полный привод (on-demand full-time).


Полный привод, Двигатель спереди (F4)

Двигатель спереди, полный привод, F4 ( англ. Front-engine, Four-wheel drive ). Обычно такая компоновка выбирают для лучшего управления на многих покрытиях. Полный привод является важной частью раллийных автомобилей (начиная с 1980-х), а также внедорожников. Примером таких автомобилей являются:


Полный привод, Двигатель в колесной базе (M4)

Двигатель в колесной базе, полный привод, M4 ( англ. Mid-engine, Four-wheel drive ). Несмотря на то, что двигатель при такой компоновке может быть расположен и впереди, и сзади салона, используют, в основном, вариацию RM4, т.е. двигатель расположен у задней оси. Обычно это компоновки используют только для спорткаров, суперкаров и гоночных автомобилей, поскольку она является очень сложной и дорогой. Примером таких автомобилей являются:

Обычно это компоновки является логическим развитием RMR. Момент передается в обычном состоянии только на задние колеса, но когда они не могут полностью утилизировать его и начинают буксовать, то часть момента перенаправляется на переднюю ось.


Полный привод, Двигатель сзади (R4)

Двигатель сзади, полный привод, R4 ( англ. Rear-engine, Four-wheel drive ). Это компоновки выбирают для улучшения сцепления и управления существующих конструкций, использующих RR-компоновку. Фактически, используется только Porsche : 959 с 1986 года, 911 Carrera 4 с 1989 года (964-я серия) и 911 Turbo с внедрением турбированная версия 993-й серии в 1995 году.