Половица

Координаты : 48 ? 27'55 "с. ш. 35 ? 03ь27 "вост. д. / 48.4655194 ? с. ш. 35.0575444 ? в. д. / 48.4655194; 35.0575444

Половица - бывшая запорожская слобода, на месте которой позднее был построен исторический центр Екатеринослав - Днепропетровская.

Слобода была расположена на берегу Днепра и реке Половица и ее притоки Жабокряч в низине. На ее территории лежит центр Днепропетровска. Центральные современные улицы Днепропетровска: Каменная, Литейная, Ломаная, Баррикадная, Харьковская, Ширшова, Колодезная) являются бывшими Половицкая улицам.

Половица входила в Кодак паланки Запорожья.

Местность Половици была важна для запорожцев. Холм, под которым было село возвышался над окружающий приднепровскими пространствами. Он напоминал запорожцам о Киевских горах, его лавру и Межигорье. Существовало много сказать об этой местности. так в 176 году генерал Исаков, главный Командир Новороссийской губернии находясь в Новом Кодак посетил Половице, удивлялся ее красотой и выслушал переводы запорожцев Ивана Тыквы и Петра Бобыря. Именно здесь Потемкин нашел приличное место для переноски Екатеринослава.


1. Название половица

Дмитрий Яворницкий выводил название от значения слова "половица", широко використовувлася в украинском языке 16-18 веков и означало половину чего-то.

Слобода была названа по реке Половица, что образовывалась двумя притоками-рукавами. Одна река начиналась от Озерки и протекала Большим проспектом, отклоняясь влево. Вторая река начиналась в Бобровой (Жандармской, Красноповстанческой балке) и называлась Жабокряч, протекала вдоль Исполкомовской улице и затем на запад вдоль проспекта. Сливаясь текли 1 км параллельно Днепру на восток и влияли в Днепр у современного Нового моста.


2. Половица по Киевской Руси

Здесь на острове князьями построили монахи монастырь. После нашествия монголо-татар в 1223 году местность запустела, а монастырь на Монастырском острове был зпустошений, разграблен и разрушен. По обычаю древности у монастырей формировалось поселения, указывает на возможное поселение на острове и напротив острова в центре Днепропетровска в районе современного Фестивального площади, улиц Литейная и Каменная.

3. Половица по казаков

После княжества населения края известное под именем бродники. С приходом литовской вооруженной силы степняки стали на защите границ. Около 1400 года украинские казаки восстановили монастырь на острове. Тогда на берегу, на землях принадлежавший монастырю, напротив острова начала формироваться городок. Возможно именно с этого времени закрепилось название половица, которое определяло степной состав населения деревни. Уже в 1655 году по Русского княжества здесь в монастыре уже много монахов.

Около 1700 года на склоне холма где Потемкинский дворец, парк Шевченко стояла Преображенская церковь. принадлежавшей монастырском хутора. Примерно в 1750 году и в 1768 и 1769 годах по агарянського нападения, население слободы быстро возросло из-за переселения сюда запорожцев. При разрушении Сечи в 1775 году многие запорожцы переселились в спокойную Половице. Половица имела статус государственной слободы в Российской империи. Также были заселены запорожцами балки Бобырева и Войцехова.

При увеличении населения в слободе возникла потребность построить церковь. До этого жители половчане пользовались Новокодацькои Свято-Николаевской церковью в которой было трудно ходить через крутые овраги перед Новым Кодаком в межсезонье. Восток слободы положил задача построить церковь на полковых есаулов Лазаря Глобу, Игната Каплуна, Андрея Мандрик, полкового хорунжего Даниилу Косолапа, ктиторы Федора крошки и Федора Скока, на общественного батрака-писаря Василия Кияницю. Избранные обществом представили это новороссийском губернатору Николаю Языкову. В своем сообщении Словенской духовной Консистатории губернатор сообщил о желании жителей государственной слободы Половицы с 125 дворами в Новом Кодаке Саксаганского уезда Новороссийской губернии построить деревянную церковь Петра и Павла свой ​​счет и об отводе 120 десятин земли под церковь. Для этого был нанят строительный мастер по Каменки Даниил Деревянко. Словенский духовная Консистатория нашла в Половици 125 дворов, в которых проживали государственные поселяне, люди свободны. Они были частью малороссиянами и частью людьми из Польши. Расстояние до Нового Кодака была 9 верст и в Старый Кодак - 14 верст. Слобода забовьязалася платить на содержание церкви по 20 копеек из дома.

24 июля 1781 место под церковь была освящена. Однако 19 августа 1783 уже построена церковь полностью сгорела.


4. Начало Екатеринослава

В августе 1786 избранные общиной люди просили преосвященного Никифора освятить молитвенный дом и объяснили, что остановились восстанавливать церковь, по причине неопределенности кварталов Екатеринослав, начавший строиться в Половици, потому что не было возможным определить лучшее место для церкви. Молитвенный дом существовал на месте современного дома по адресу площадь Демьяна Бедного, 1.

В ноябре 1786 протопоп дал в пользование походную церковь Казанской Богоматери в Половице, которая была установлена ​​на месте сгорилои. В 1788 году эту церковь было решено перестроить крепким деревом и переименовать на церковь Казанской Божьей матери. Католическая церковь с 1-го Екатеринослава была разобрана и отстроена к 15 января 1791 в Половици-Екатеринославе как церковь Казанской Божьей Матери вместо сгоревшего Петропавловской.

Императрица Екатерина II остановилась 9 (20) мая 1787 в доме, который сохранился до сих пор на углу улицы Литейная и Крутогорная (современная Рогалева).

На 1790 в Половици, где уже образовался Екатеринослав насчитывалось 155 дворов с 1450 жителями.

Древнее степное и казачье население слободы в зв'зку со строительством города было вынуждено переселяться в окрестные села Сухачивка и Мандрыковка.

1793 старую Казанскую церковь была перенесена в Сухачивка, где было переселено украинских жителей Половицы. В том же году духовное правление протоирея был переведен из Нового Кодака в Екатеринослав. Центр Новокодацького уезда перенесен в Екатеринослав, а сам уезд переименован в Екатеринославский уезд.

1794 на западе города была образована государственная фабрика по суконным и шелковисто-чулочной производствами.

Ветхую деревянную церковь Казанской Божьей матери заменили на Свято-Успенскую церковь, начали строить возле деревянной 1796 и закончено в июле 1797. По Радянке церковь превращена в корпус больницы # 10 на улице Коцюбинского, к которой пристроена бывшая школа # 22.

Казанскую церковь было решено восстановить на юго высоте Половици на Большой Привозной площади (современная площадь Ленина) и назвать во имя Сошествия Святого Духа. Современный Свято-Троицкий кафедральный собор стоит на месте той церкви. Казанской улице называлась современная Карла Либнехта, которая была названа по бывшей церковью.

1897 году в бывшую Половице проложен трамвай по проспекту, в центр Половици по улице Караимской (бывшая Торговая, современная Ширшова) в Иорданской (современная Коцюбинского), и по Александровской (современная Артема) до Великой Базарной (современная Чкалова).

В 1916 году на углу Казанской и Вознесенской улиц была построена Вознесенская церковь по проекту архитектора Миклашевского. Сюда был проложен трамвайный путь, который является современным трамваем 4. Церковь была разрушена в 1936 году.


5. Достопримечательности

  • Древние дома на Литейном, Колодезной, Каменной, Крутогорной улицах
  • Дом губернатора
  • Городская управа (Театральное училище)
  • Свято-Успенская церковь (Сучана больница 10)
  • Свято-Троицкий собор
  • Синагога "Золотая Роза"
  • Отель Астория (1912-13)
  • Дом Хреникова (гостиница Украина)
  • Цирк