Надо Знать

добавить знаний



Полотенце



План:


Введение

Украинские рушники в экспозиции Миргородского краеведческого музея

Рушник - прямоугольный кусок льняного или конопляного полотна. Полотенце имеет на концах, а часто и на всем поле различные вышитые или сотканные композиции, отражающие мировоззрение и обычаи наших предков, несут информацию о добро, достаток, здоровья. Полотенца является символом материальной культуры славян, важной составляющей обрядов и ритуалов.

Вышивать полотенца - давний украинский народный обычай.

Вышитый рушник доныне не потерял своего значения в быту. И теперь им украшают интерьеры помещений, алтари и иконы в церквях. И в дальнейшем он остается атрибутом народных обычаев и обрядов. На полотенце новорожденного ребенка на крещение, на нем провожали человека в последний путь.


1. Образно-символическое значение

Вышитые полотенца распространены в современной Украина как непременный атрибут народного быта, свадебной и праздничной обрядности, как традиционное украшение крестьянского жилья. Важные события в жизни народа никогда не обходятся без полотенец, которые, кроме декоративного назначения, имеют большой образно-символический смысл. Во всем декоративно-прикладном искусстве нет другого такого предмета, который бы концентрировал в себе столько разнообразных символических значений.

Полотенце сопровождает украинская течение всего жизни и в радости и в горе.

  • Использование полотенец в быту
  • Prelesne 0020.jpg
  • Museum of Folk Architecture and Ethnography in Pyrohiv 2302.jpg
  • Przykładowe wykorzystanie rusznika.jpg
  • Rusinski vez.JPG

1.1. Крещение

На рушнике, вышитом светлыми, веселыми цветами, без всякого черного стежка, несли ребенка до крещение. Крестная мать готовила его заранее, а заворачивая в него младенца, приговаривая "красную дорогу" новорожденному, чтобы жизненный путь был такой же светлый и добрый, как тот полотенце. После крещенской купели ребенка снова заворачивали в полотенце, а поверх него каждый из крестных родителей непременно клал "крижмо" - золотую или серебряную монету с пожеланием благополучия. Этого рушника и "крыжма" нельзя было никому передаривать. Считали, что через "е" сломается дорога жизни. В первой половине XX века полотенце (во время грубого атеизма), "крижмо" - заменено на чистое белое полотно, которому должно быть нечетное количество метров. С того полотна этому ребенку шили рубашки или платья.


1.2. Свадьба

Важная функция рушника в обрядах сватовства и венчание. В некоторых селах Галичины, Надсяння, Лемковины, Холмщины, кроме полотенец для сватов, девушка должна была вышить еще двенадцать. Двенадцать дружок несли их перед ней через все село, если она переходила жить в дом молодого, а сундук с приданым везли на телеге. Если парень шел в доверие к теще, то также происходил торжественный поход через село, чтобы все видели, какая та молодая трудолюбивая и "красивая". Вот почему каждую девушку приучали к вышивания детства, и в орнаменты она вкладывала свое видение красоты, но при этом старалась сохранить детали узора и язык знаков, которые передавали из рода в род. Орнаменты на свадебных рушниках вышивали геометрическими или растительными мотивами, часто с изображением голубей, которые в народных обрядах были символом любви, честности, искренности и верности молодоженов. Именно щедро украшали.

Когда девушка выходила юной замуж и еще не приобрела традиционных двенадцати полотенец, тогда помогали их вышивать все женщины рода чтобы не было осуждения, что девушка ленивая. Упомянутый поход дружок остроумными ритуальными песнями и поговорками сопровождали дружбы, свахи и молодежь. Лучшего рушника первую дружбу стелили молодым под ноги во время венчания в церкви, чтобы их супружеская жизнь была счастливой, а еще верили - кто первый станет на полотенце, то верховодить в семье. Молодых, которые после венчания возвращались домой, на пороге дома встречали родители с караваем на вышитом рушнике и добрыми пожеланиями. Каравай украшали голубками, колосьями, цветками. Полотенце, на котором вводились в брака, вывешивали над образами или на видном месте в комнате.


1.3. Строительство

Сохранился обычай, строя дом, последнюю стропила на завершение крыши заносить на полотенцах (эти полотенца дарят мастерам, в знак уважения), затем младший из мастеров должен поставить на вершину крыши ?венок? - букет из веток березы или дуба (не сухие ветки, а свежие, потому что может погибнуть род), вместе с цветами, связанные полотенцем, которого для этой цели вышивала будущая хозяйка дома. В наше время в некоторых районах Галичины его заменяют цветной лентой, которой связывают "веху".

1.4. Хлебницы

Ходили также небольшие по размеру так называемые "хлебницы" (в лемков из польских Бескидов и лемков словацких - ?хлибовкы"), в которые заворачивали хлеб. Их украшали по краям двумя небольшими полосками орнамента. Порой "хлебницы" хорошо вышивали и посередине, а их края завершали узенькими полосками орнамента.

1.5. Дорога

Рушник дарила иметь сыну в дорогу на счастья в новой жизни. Его берегли как память о родном доме, семье.

И в дальний путь ты меня на заре провожала,
И полотенце вышито к счастью, на долю дала. ( Малышко Андрей Самойлович)

1.6. Гостеприимство

Полотенце всегда был символом гостеприимства - на нем преподносят дорогим гостям хлеб-соль.

1.7. Смерть

И сегодня на полотенцах гроб с умершим спускают до могилы.

2. Полотенце на стене - давний обычай

Реконструкция традиционного вбранства украинской хаты

Не было, кажется, в Украине ни дома, которого не украшали бы рушниками. Как бы суждено им убого жить, а все же эстетическая прелесть всегда находила место в помещениях - будь то была одинокая хата вдовы или тесна многодетная дом, приземистая мазанка на юге Украины или пыльная дом помещика - везде полыхали богатством цветов рушники. Дом без рушников, говорили в народе, что семья без детей. Рушник издавна символизировал не только эстетические вкусы, он был своеобразной визиткой, а если точнее - лицом дома, значит и хозяйки. За тем, сколько и какие были рушники, создавалось впечатление о женщине, ее дочерей. Ничто, кажется, так предметно и точно не характеризовало женскую ловкость, мастерство, наконец аккуратность и трудолюбие, чем вимережани произведения. Они всегда были на людях, раскрывались художественным богатством, оценивались настоящими ценителей.


3. Музей украинского рушника

В начале 1990-х годов в Черкасском национальном университете имени Богдана Хмельницкого профессором вуза Светланой китовой (далее - директор) был основан Одесский музей украинского рушника. Время ( 2011) в экспозиции этого уникального музейного учреждения выставлено более 500 вышитых полотенец конца XIX - начале XX веков, в первую очередь, с Поднепровье; еще столько же хранится в запасниках [1].


См.. также

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам