Надо Знать

добавить знаний



Польская литература



План:


Введение

Польская литература ( пол. Literatura polska ) - Литературные традиции Польше. Хотя большая часть польской литературы написана польском языке, к польской литературной традиции относятся также произведения, написанные на других языках: на идиш, литовском языке, Украинский, белорусском, немецком, эсперанто и других языках, которые веками использовались на территории Польши. К началу XVIII века основным языком в польской литературе была латинский, в то время распространена практически по всей Центральной и Западной Европе [1].


1. История

1.1. Средневековья

Практически ничего не сохранилось от польской литературы периода до христианизации Польши в 966 году. Языческая литературная традиция существовала исключительно в устной форме и христианские авторы не сочли нужным зафиксировать ее в письменной форме.

Особенностью этого периода является то, что практически все произведения, относящиеся к Польше написаны не поляками. Например автор древнейшей польской хроники, работы которого сохранились до нашего времени, был иностранцем, скорее венгром. В Польше его считали французом, и отсюда его прозвище Галл Аноним. Летопись его доведен до 1113 года. Его работа, написанная на латыни, является основоположником польской литературной традиции на латыни.

Викентий Кадлубек

Эту традицию в польской историографии продолжил первый автор-поляк епископ Кракова Викентий Кадлубек. По поручению короля Казимира Справедливого Кадлубек написал историю Польши. Это произведение период польской истории до начала XIII века.

Впервые польский была использована в Книге Хенрикова, летописи цистерцианського монастыря в Хенрик, Силезия, написанном между 1269 и 1273 годами.

Большая часть ранних польских текстов находились под сильным влиянием латинской религиозной литературы. Например, древнейший памятник польской литературы - религиозный гимн и боевая песня, написанная в X - XIII веках, Богородица. Кроме этой песни сохранились также отрывки францисканских проповедей в записях, относящихся к XIV века. Эти произведения известны под названием Проповедей Святого Креста, - по местности, где хранились эти проповеди (монастырь на Лысой горе, позже названная горой Святого Креста). Они представляют собой краткие конспекты, которые ксендзы использовали для проповедей.

XIII века - эпоха массового "обращения" польских крестьянских масс в христианство - было одновременно веком полонизации католической церкви. В среде высшего духовенства появляется все больше поляков. В этот период происходят также глубокие хозяйственные изменения. В окрестностях замков начинают развиваться городские поселения. Вследствие экономических условий, прекращается обычный до того времени экспорт невольников. Усиленно заселяются города и земли. Пришельцами были преимущественно немцы, которые приносили с собой более высокую сельскохозяйственную культуру, создавали ремесла и торговлю. Обычаи и феодальные учреждения также приходят из Германии. Влияние немецкого языка на польский был очень большим. И в XIV веке в рыцарских замках, монастырях и в городах процветала немецкий язык. Писали значительно больше, но исключительно по-латыни. Самым значительным произведением этого периода является летопись Янка с Чернкова


1.2. Возрождение

Польский историк и дипломат Ян Длугош

XV века - это эпоха наибольшего могущества польского государства и вместе с тем эпоха перемен во внутренней структуре государства. Во время правления династии королей Ягеллонов происходит расцвет польской культуры и искусства. Многие иностранные поэтов и писателей, например Филипп Калима и Конрад Цельтис, переезжают в Польшу, принося с собой новые литературные традиции. Многие польских писателей уезжают учиться за границу. Ягеллонский университет становится центром искусства и науки.

Весьма значительно возросла обеспеченность городов, а также состоятельность и хозяйственное значение средней шляхты. Поднимается уровень образования. В 1400 году учреждается Краковский университет, так называемая Академия. Академия того времени славится такими учеными, как например астроном Войцех с Брудзева, лекции которого в конце XV века посещал Николай Коперник. В Краковской академии преподавалась прежде схоластика; языком преподавания, как и во всех школах того времени, была латина. Начали однако уделять внимание и польском языке.

С Краковской академии вышел известный польский писатель XV века, историк и дипломат, значительный католический иерарх Ян Длугош ( 1415 - 1480). Главное его сочинение - "История Польши" в 12 томах, начинается с древних времен и доведена почти до смерти ее автора.

Несмотря на то, что Краковская академия занималась главным образом схоластикой, уже в первой половине XV века в Академию начинают проникать с Италии гуманистические идеи. Первыми польскими гуманистами в Краковской академии были - Ян с Лудзиска и Григорий с Санока. Ян из Лудзиска, доктор и профессор медицины, был первым в Польше поклонником Цицерона и сам прославился как знаменитый оратор. Григорий с Санока (умер в сане львовского архиепископа в 1477 году) читал в Академии лекции о идиллии Вергилия.

В 1488 году в Кракове основывается первый в мире клуб писателей Sodalitas Litterarum Vistulana. Туда входили Альберт Бружевський, Вавжинец Корвин и другие известные художники.

Также в этот период, такими писателями, как Рей Николай и Ян Кохановский создается фундамент польского литературного языка и современной польской грамматики.

Входит первая книга полностью на польском языке, это молитвенник Биерната с Люблино Hortulus Animae ( укр. Сад души ), Изданный в Кракове в 1513 году в первом польском издательстве Фориана Унглера.

Гуманизм вообще произвел на польскую литературу XV века не очень значительное влияние, но существует произведение, в котором гуманизм оставил глубокий след. Это Monumentum pro rei publicae ordinatione ( укр. Мемориал по вопросу о правильном устройстве Речи Посполитой ). Автором мемориала был познанский вельможа Ян Остророг. Его сочинение содержит критику католической церкви с точки зрения интересов Польского государства и критику некоторых польских государственных учреждений. Это - начало политической литературы и политической публицистики в Польше.

В то время, когда польско-латинский проза XV века достигает уже уровня таких произведений, как "Летопись" Длугоша и трактат Остророга, собственно польскую прозу составляют почти исключительно переводы различных религиозных сочинений, сделанные из латинского языка, чаще всего не с оригинала, а за чешским переводам. Эти произведения таким образом были по сути памятниками не польской литературы, а польского языка, на которую в то время очень большое влияние оказывала чешский язык. Важнейшим языковым памятником этого рода является библия королевы Софии.

Флорианские псалтырь. XIV / XV в.

Польский поэзия XV века богаче прозы. Так например Клеменс Яник становится одним из самых известных латинских поэтов своего времени и даже был награжден Папой римским.

Проза этого периода в основном состоит из религиозных песен, которые создаются для женщин и невежественных людей, не знали латыни. Этих песен сохранилось довольно много. Авторы большей части неизвестны. Кроме религиозных песен сохранились еще легенды XV века, написанные стихами. Среди них самый обработана легенда о святом Алексия. Сохранилась также (со второй половины XV века) сатира на крестьян, автор которой - шляхтич - упрекает им в лени и в недоброжелательном отношении к господам.


1.3. Польское барокко

Период барокко в польской литературе продолжается с 1620 по 1764 год. В настоящее время на польскую литературную традицию большое влияние оказывает иезуитские учебные заведения, где обучение в основном велось на латинском языке. В этот период именно с иезуитских колледжей выходит большинство латиноамериканских и польскоязычных поэтов и писателей. Среди них можно отметить Вацлава Полоцкого, известного писателя польского барокко; Мацея Сарбевського, поэта и теоретика литературы, известного как Христианский Гораций и др..


1.4. Литература нового времени

Политическая борьба в Польше XVI века, также как и в других европейских странах, принимает в значительной степени форму религиозной борьбы. Правда, в Польше социальные конфликты под лозунгами Реформации не разворачивались в такой острой форме, как в других странах, но Реформация, тем не менее, оказала большое влияние на политическую борьбу в Польше и оставила свой ​​след в литературе. Историк польской литературы Игнатий Хржановский пишет: "Главным фактором победы польского языка в польской литературе была Реформация". Реформация не в узком, церковном смысле этого слова, а социально-политическая борьба, в которую была втянута шляхта.

В период Реформации наибольшей популярностью среди зажиточной шляхты пользовался кальвинизм. Левым группировкам Реформации была секта ариан, которые выступали против угнетения шляхтой крестьян, требовали полного равноправия мещан со шляхтой и осуждали благородный милитаризм. Впоследствии, в XVII веке, во время католической реакции ариане подвергались гонению, и принадлежность к этой секте стала рассматриваться как тяжкое преступление. В результате этого секта была уничтожена. После ариан остались лишь исторические воспоминания и сохранилось девять томов под названием Bibliotheca Fratrum Polonorum ( укр. Библиотека польских братьев ). Эти книги представляют собой сборник произведений целого ряда польских ариан.

Рассматривая литературу того времени, необходимо принять во внимание своеобразную структуру польского шляхетства, состоявшее из относительно большого количества крупных и мелких землевладельцев. В большинстве своем шляхта состояла из людей малоимущих, что, однако, обладали политическими правами наравне с магнатами. Эта масса имела большой процент голосов в сеймах. Ее необходимо было политически мобилизовать. Это обстоятельство и стало главным фактором победы польского языка над латынью в литературе.

В первой половине XVI века латынь в польской литературе несомненно преобладает. Серьезные научные сочинения и стихи, были подражанием римских поэтов, написанные на латыни. Польской же пишутся только популярные книги.

Латинском языке ( 1519 год) выходит первый печатное пособие по истории Польши Chronica Polonorum ( укр. Польськbq летопись ), Написанный Матвей Меховита.

Исключительное положение в истории польской литературы XVI века занимает политический деятель, иезуит Петр Скарга, политический боец за интересы церкви, противник реформации и шляхетской демократии, проповедник абсолютизма. Своим устным и письменным политическим выступлениям он придавал форму церковных проповедей.

XVII века - это период крестьянских бунтов. Решающим фактором во всем польском культурной жизни становится теперь орден иезуитов, который держал в своих руках все школы, впрочем весьма немногочисленны и доступны только для шляхты.

Самым известным польским поэтом этого периода является Вацлав Потоцкий, последний польский арианин. Его поэтическое наследие колоссальная: она включает в себя около трехсот тысяч строк. Главный его произведение - поэма "Хотымская война", в двенадцать тысяч строк, относится к классическим произведений польской литературы. Эта поэма долгое время хранилась в рукописи и была издана только в 1850 году.

Этот период однако дал много сатириков, из которых самым выдающимся был магнат Кристоф Опалинский. Его многочисленные сатиры направлены прежде всего против шляхетского своеволия.

Сатириком был брат Кристофа, Лукаш Опалинский. Из писателей этого периода известны: Андрей Максимильян Фредро, Иероним Морштын, Андрей Морштын, Самуэль Твардовский, Веспасьян Коховський, Станислав Ираклий Любомирский.

В XVIII веке распространенным жанром польской литературы является панегиристична литература в стиле барокко. Панегирики состояли придворными поэтами в честь вельмож, жен, их лошадей, их садов и т.д.. Часто они были написаны на испорченном польском языке, пестрит латинских слов и оборотов.

Примечательным поэтом того времени является иезуит Юзеф Бака, чьи стихи при жизни считались казусом, были переосмыслены потомками. Сейчас Бака - выдающийся поэт позднего ("сарматского") барокко, его стихи сравнивают с лирикой Джона Донна и других английских поэтов-метафизиков.

Польская литература XVIII века, поскольку она находилась под влиянием французского просвещения, носит дидактический характер. Особое развитие получила байка. Публицистические жанры (политический трактат, памфлет) преобладали над чисто художественными.

В то время развивались и журналы. Первый польский периодический журнал появился еще в 1651 в Кракове, но расцвет журнального дела началось только в конце XVIII века, когда в Польше число журналов дошло до 90. Самым известным был "Монитор", редактором которого был иезуит Франциск Богомолец из Беларуси, который считается также первым польским сценическим писателем, он - автор 25 театральных пьес.

Польша была знакома также с литературными взглядами французских теоретиков. Франциск Ксаверий Дмоховский написал поэму под названием "Искусство рифмовки", которая является частично переводом, частично переработкой "Поэтического искусства" Буало-Депрео Никола. Дмоховский однако выступал против известных "трех единств" классического французского театра.

Игнатий Красицкий

С тогдашних литературных журналов можно выделить "Приятные и полезные забавы", редактором которого был иезуит Адам Нарушевич, известен прежде всего как автор многотомной "Истории польского народа", написанной по поручению короля Станислава Августа.

Одним из самых известных представителем литературы того времени был Игнатий Красицкий. Прозаических произведений Красицкий оставил гораздо больше, чем стихотворных. Он составил первую общедоступную польскую энциклопедию в двух больших томах, большинство статей которой принадлежит ему самому. Написал также восемь комедий.

Известным польским баснописцем был и Станислав Трембецкий. Трембецкий выступал в защиту угнетенного крестьянства.

Острым сатириком был Фома Каетан Венгерский, что писал вольнодумные стихи в честь "ума без предрассудков".

Человеком совсем иных убеждений был Франциск Карпинский, набожный и сентиментальный преромантик, который пользовался огромной популярностью, особенно среди беднейшей шляхты. Он является автором сентиментальных и религиозных песен.

Общественным реформатором был ксендз Гуго Коллонтай. Он сыграл большую роль как реформатор школы. Свои взгляды изложил в известном произведении "Несколько писем анонима".

Юлиан Урсин Немцевич принимал деятельное участие в политической жизни шляхетской Речи Посполитой в последние годы ее существования, но литературную деятельность начал развивать уже после раздела Польши.


1.5. Романтизм

1.6. Реализм

Известным польским писателем-реалистом является Вацлав Берент.

Примечания

  1. Mikoś, Michael J. (1999). "MIDDLE AGES LITERARY BACKGROUND" - staropolska.gimnazjum.com.pl / ang / middleages / Mikos_middle / Literary_m.html. Staropolska on-line . http://staropolska.gimnazjum.com.pl/ang/middleages/Mikos_middle/Literary_m.html - staropolska.gimnazjum.com.pl / ang / middleages / Mikos_middle / Literary_m.html .

Литература

  • Czesław Miłosz, The History of Polish Literature, 2nd edition, Berkeley, University of California Press, 1983, ISBN 0-520-04477-0.
  • Jan Zygmunt Jakubowski, ed., Literatura polska od średniowiecza do pozytywizmu (Polish Literature from the Middle Ages to Positivism), Warsaw, Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1979, ISBN 83-01-00201-8.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам