Надо Знать

добавить знаний



Польская православная церковь



План:


Введение

Польская православная церковь ( пол. Polski Autokefaliczny Kości?ł Prawosławny ) - автокефальная поместная православная Церковь в Польши, которая занимает 13-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; по требованию сталинского режима была перезаснована 1948. К Польской церкви канонически относятся также православные приходы Бразилии.


1. История

1.1. Предыстория

Православие на территорию Польши распространялось с территории Киевской Руси. По преданию польский князь Мечислав И был крещен по восточному обряду. [1] Древние летописи упоминают, что в 900 г. в Кракове действовала церковь восточного обряда. На ее руинах 1390 было построено Бернардинский монастырь и церковь Честного Креста, где богослужение отправлялись славянском языке до 1480 года. Во времена правления князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого в состав древнеукраинские государства входили и восточные польские земли. На этих территориях, а через них и во всем Польском княжестве распространялось христианство восточного обряда. Одновременно, через западные границы в Польшу проникал католицизм. Поэтому происходили постоянные столкновения на религиозной почве. Известно что после смерти короля Болеслава Храброго, 1030 года "появился бунт против Церкви. Всташие люди избилы еписпока, и попы своя, и бояре своя ...." [2]

Впоследствии, в Польском государстве господствующей религией стал католицизм. Православие стало религией национальных меньшинств - украинской и белорусов. В XII-XIII вв. был основан и активно действовали православные епископськи кафедры в Перемышле, Галиче (впоследствии - Галицкая митрополия), Холме.

После присоединения Западноукраинских княжеств в Польшу, галицкие бояре и духовенство обратились к королю с просьбой посодействовать восстановлению православной митрополии. 1371 году стараниями короля Казимира III Константинопольский Патриарх возобновил Галицкую митрополию.

Позже польские чиновники и католическое духовенство проводило активную политику окатоличивания и ополячивания относительно православной церкви и ее верных. После трех разделов Польши, часть польских земель оказалась в составе Австро-Венгерской, а часть - в составе Российской империи. 1840 года - царским правительством была создана православную Варшавскую епархии в составе Русской православной церкви.

К началу ХХ века на территориях, входивших в состав Польского государства существовало до 25% православных (преимущественно украинского и белорусы).


1.2. Провозглашения автокефалии

Православная церковь в Перемышле

Согласно Рижского мирного соглашения 1921 года, западноукраинские и западнобелорусские этнические земли оказались под властью Польши. В границах II Речи Посполитой осталось около четырех миллионов православных, в том числе более 2,5 млн. украинских. По национальному составу 70% православных составляли украинские, более 28% - белорусы, а остальные - литовцы, поляки, русские, чехи. В то же время в Польше осталась старая структура епархий Русской православной церкви. Вследствие советско-польской войны и борьбы с церковью СССР, связи с Московской патриархией были затруднены, а сама патриархия находилась под жестоким давлением советских карательных органов. Это заставило православных епископов Польши Юрия (Ярошевского) и Дионисия (Валединского) обратиться, при посредничестве польского дипломатического представителя в Москве, к патриарху Тихона в деле предоставления автокефалии. Патриарх отказался предоставить автокефалию, ограничившись назначением епископа Юрия патриаршим экзархом в Польше с правами митрополита. Что касается автокефалии, то Московский патриарх сказал: "Святые каноны нашей церкви предусматривают автокефалию для отдельных самостоятельных народов. Когда народ польский, недавно обрел независимость, был православным и просил для себя, то мы ему не отказали бы. Но давать автокефалию для разноплеменных православных, находящихся в польском государстве в состоянии национальных и религиозных меньшинств, не позволяют нам ни здравый смысл, ни святые каноны. Что было возможно, то уже дали православным в Польше, а собственно широкую автономию ".

16 июня 1922 года состоялся Собор польских епископов, который рассмотрел вопрос автокефалии и согласился на нее, при условии, что польское правительство будет способствовать признанию церкви автокефальной со стороны поместных православных церквей. Также иерархи обратились за помощью и поддержкой к Константинопольскому партиарха. Тогда же польский власти выдали временный закон, провела реорганизацию православной церкви. Первым митрополитом Польской Православной Церкви стал украинским Юрий Ярошевский.

8 февраля 1923 года митрополит Юрий погиб от руки непримиримого врага автокефалии, российского агента архимадрита Изумруда (Латышенко). 27 февраля 1923 Собор епископов постановил: "... Признать первым епископом области с честью Митрополита Православной Митрополии в Польше Высокопреосвященного Дионисия, Архиепископа Волынского и Кременецкого ... Доказать это постановление до сведения правительства на предмет выражения им согласия на воплощение в жизнь этого постановления, а также на предмет запроса правительством на основе 28 Правил IV Вселенского Собора и учитывая пребывания не у дел Патриарха Московского, благословения Константинопольского Патриарха на бытие Архиепископа Дионисия Митрополитом Варшавским и Волынским и всей Православной церкви в Польше, с присвоением ему всех внешних отличий, предоставленных Митрополиту Варшавскому и всей Польши Святейшим Патриархом Московским и Положением об управлении Православной Церковью в Польше от 14-27 января 1922 "

Патриарха Тихона в то время был заключен, а назначенного им местоблюстителя отстранен большевиками от дел. Управление Московской патриархией ГПУ передало т. н. "Живой церкви". В такой ситуации, Константинопольский патриарх Мелетий IV благословил избрание Дионисия и подтвердил его полномочия.

13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Патриарх Григорий VII подписывает "Патриарший и Синодальный-Канонический Томос Вселенской Царгородской Патриархии о признании Православной церкви в Польше Автокефальной". Торжества по этому случаю состоялись в Варшаве 16-19 сентября 1925 г., в них приняли участие представители Константинопольской и Румынской церквей, а также члены польского правительства. 17 сентября 1925 в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное зачитывание Патриарший Томос. Томос было зачитано греческом, польском, русском и украинском языках, министр вероисповеданий преподнес митрополиту Дионисию, как предстоятелю церкви, вторую панагию.

Также в Томосе Вселенского патриарха говорилось "... первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и православных митрополий Литвы и Польши, зависящих от нее, а также приобщение их к Святой Московской Церкви наступило не по предписаниям канонических правил ...".

Автокефалию Польской православной церкви признали все канонические церкви, кроме Московского Патриархата.


1.3. Польский террор

Несмотря на поддержку правительства в произнесении автокефалии, польские власти враждебно относилась к православию. Несмотря на то, что согласно уставу церкви, главой церкви был митрополит, а общее управление принадлежало Св. Синоду епископов, польское правительство их права всячески ограничивал. Так, власть не позволяла годы митрополиту созвать Синод. Вся его деятельность проходила через цензуру министерства вероисповеданий и образования. Хотя большинство прихожан было украинским, официальным языком церкви стала польская. Назначение и увольнение священников находилось в компетенции правительства. Он распоряжался церковным имуществом. Только на Холмщине более 20 000 гектаров церковной земли было передано польском колонистам.

В 1930-х годах польское правительство начал системное и жестокое уничтожение православных на украинских землях. Православные церкви забирались и передавались католикам, стихийные выступления крестьян в защиту церквей жестоко подавлялись.

Несмотря на сопротивление польской власти, большую работу по украинизации и построении Православной Церкви проводили Арсен Ричинский, Михаил Тележинский и епископ Алексий (Громадский).

10 апреля 1932 года митрополитом Дионисием рукоположен на епископа архимандрита Поликарпа (Сикорского), позже назначен на епископа Луцкого, а архиепископа Алексея (Общественного) того же года назначен епископом всей Волынской епархии. Под их руководством украинская церковь под оккупацией Польши стала развивать свою национальную жизнь.


1.4. 1939-1940

После того, как в сентябре 1939 года советские войска заняли Западную Украину и Белоруссию (см. Польский поход РККА). Русская Православная Церковь развернула интенсивные меры для подчинения епархий на ново-присоединенных землях. На Волынь прибыл патриарший экзарх, архиепископ Николай Ярушевич, местных иерархов было вынуждено приехать в Москву и составить там заявление верности Московской патриархии. Не сделали этого только архиепископ Полесский Александр (Иноземцев) (русский) и епископ Луцкий Поликарп (Сикорский).

На захваченной немцами территории (см. Польская кампания (1939)) была образована Генеральная губерния. Где православная церковь осталась в юрисдикции митрополита Дионисия. Среди его епископата были двое украинских:


1.5. 1941-1944

В первом ряду слева направо: архиеп. Михаил Хороший, архиеп. Игорь Губа, митр. Поликарп Сикорский, архиеп. Александр Иноземцев, архиеп. Никанор Абрамович, еп. Мстислав Скрипник, еп. Сильвестр Гаевское. Конец 1940-х

См.. Украинская Автокефальная Православная Церковь (1942-1944)

24 декабря 1941 митрополит Дионисий назначил архиепископа Поликарпа с полной административной ответственностью в Киев.

8-10 февраля 1942 года митрополит Дионисий благословил собрание украинского епископата в Пинске ( Беларусь) на синод УАПЦ.

В течение этого синода архиепископами Поликарп (Сикорский) и Александром (Иноземцивим) были посвящении в епископы

  • архимандрит Юрий (Коренастов) во епископа Брестского (8 февраля),
  • архимандрит Никанор (Абрамович) во епископа Чигиринского (9 февраля),
  • архимандрит Кирилл (Губа) во епископа Уманского (10 февраля).

9-17 мая 1942 по благословению митрополита Дионисия в Кафедральном Соборе Андрея Первозванного в Киеве под председательством архиепископа Никанора (Абрамовича) и Игоря (Губы) состоялись освящение новых епископов УАПЦ:

Митрополит Дионисий, архиепископы Александр и Поликарп утвердили решение этого Собора.

Таким образом, в 1942 году епископами Польской Православной Церкви во главе с архиепископом Поликарп Сикорский был вновь восстановлена Украинская Автокефальная Православная Церковь, но уже канонически признанными иерархами. Но после войны церковь запрещено большевиками: епископат и часть духовенства уехала за границу, где УАПЦ продолжала действовать. Дальнейшая деятельность УАПЦ до провозглашения Украиной независимости, в основном связана с УПЦ в США в Европе и Австралии.


1.6. Под влиянием Московского Патриархата

После занятия Польши советскими войсками и установления просталинской режима, начались репрессии против иерархии Православной церкви. Митрополита Дионисия, большинство епископов и многих священников.

1948 новая польская власть, распоряжением президента, лишила его прав первоиерарха. НКВД заставила заключенного митрополита отказаться от сана, а Московская патриархия поставила управляющим митрополией еписпока Тимофея (Шреттера). Под давлением советских спецслужб 22 июня 1948 Польская церковь "отреклась" автокефалии 1924 года и приняла "благословение" и автокефалии из московских рук.

1951 Синод епископов единогласно обратился к московскому патриарху Алексея прислать для церкви митрополита с СССР. На Варшавскую кафедру Москва назначила епископа Львовского и Тернопольского Макария (Оксиюка), который, до этого принимал активное участие в подготовке и проведении Львовского псевдособора 1946

После Второй Мировой войны Польская православная церковь имела четыре епархии: Варшавская, Белостокско-Гданьске, Лодзинское-Познаньскую и Вроцласько-Щециньски. В 195 приходах были объединены более 150 тысяч верующих. С 1965 года митрополитом был Стефан Рудык.

В течение второй половины ХХ века Польская православная церковь находилась под контролем и влиянием Русской православной церкви.

12 мая 1998 решением Священного Синода архиепископ Савва (Михаил Грицуняк) был избран новым Предстоятелем Польской Православной Церкви - Митрополитом Варшавским и всей Польши. По сообщению Института национальной памяти в Варшаве, Служба безопасности коммунистической Польши 1966 завербовала будущего митрополита Савву. И он долгое время сотрудничал с советской спецслужбой. [3]


Примечания

  1. Польская Православная ЦЕРКОВЬ - www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=629
  2. История Церкви в Украине о. Юрий Федоров. Год издания: 2007. Издательство: Зеркало
  3. Митрополит Савва сотрудничал со спецслужбами - uaoc.net /? p = 2585 # comment-5760

См.. также

Источники


п ? в ? р Православные церкви
Вселенская православная церковь
Православный крест
Автокефальные
Автономные
Эстонский (ОП) ? Охридского ? Синайская ? Финляндская ? Японский
Самоуправляющиеся
Американская (АП) ? Эстонская (МП) ? Латвийская ? Молдавская ? Русский рубежом ? Украинская (МП) ? Белорусская (де-факто)
Другие *
Канонически изолированные православные церкви
Украинские
Другие
* Полуавтономных, а также значительные экзархата, архиепархии, митрополии, митрополитанаты

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам