Поль Валери ( фр. Paul Ambroise Val?ry , 30 октября 1871, Сет, деп. Эро - 20 июля 1945, Париж) - французский поэт и философ, яркий представитель французского символизма. Поль Валери известен своими изящными стихами, поэмой "Юная Парка", но также "тетради", своеобразным философским дневником, который он вел на протяжении 40 лет.


1. Биография

Поль Валери родился в Сети, городке на побережье Средиземного моря. Его отец был корсиканец, мать - родом из Генуи. Детство и юность Валери прошли в Монпелье. Получив традиционную католическую образование, он изучал право в университете, а затем переехал в Париж, где и прожил почти всю жизнь. Там некоторое время он был близок к кругу поэта Стефана Малларме.

В Париже Валери сначала должен чиновничью должность в министерстве обороны. Вскоре он нашел себе другую работу, стал личным секретарем Эдуара Лебе, бывшего директора агентства "Гавас". Здесь он проработал около двадцати лет, до самой смерти Лебе в 1922 году. Публиковаться Валери начал еще в университете, но профессионально занялся литературой только в 1920-х годах. Валери пишет многочисленные эссе, предисловия к произведениям различных авторов, становится страстным оратором. В 1925 году его избирают в Французской академии. К тому времени он уже известная личность во Франции. Валери путешествует по Европе, дает лекции на культурологические и социальные темы. В Лиге Наций он представлял культурные интересы Франции, и участвовал в нескольких заседаниях.

В 1931 году Валери основывает Международный колледж в Каннах, негосударственную учреждение, должен изучать французский язык и культуру. Колледж действует сегодня.

В 1932 году, на немецком праздновании 100-летия со дня смерти Гете, он делает основной доклад. Поэту был близок Гете - Валери разделял его любовь к науке (особенно в биологии и оптики).

Валери был членом Лиссабонского Академии наук, принадлежал к Национального фронта писателей (Front national des Ecrivains). Во время Второй мировой войны, Валери потерял несколько своих должностей из-за его отказа сотрудничать с режимом Виши. Однако Валери все эти трудные годы продолжал работать и публиковаться, оставаясь заметной фигурой во французской культурной жизни.

В 1900 году году он женился на Жанне Гобийяр, племянницей Берты Моризо и подругой семьи Малларме. В Валери и Гобийяр было трое детей: Клод, Агата и Франсуа.

Умер Валери в Париже в 1945 году. Он похоронен на кладбище в его родном Сети, - на том же кладбище, о котором говорится в знаменитом стихотворении le Cimeti?re marin ("приморской кладбище").


2. Поэтическое наследие

Французское издание Валери в библиотеке Плеяды

Поэтическое наследие Поля Валери невелик. Первые поэтические тексты близки к символизма. Позже, после глубокого творческого кризиса, он представляет себе настоящую поэтическое творчество только как "чистую поэзию" ( фр. po?sie pure ), Которая предусматривает отказ от изображения чувств или внешних реалий, является самореференцийною, отличается точностью мысли и формальной совершенством. Время такая поэзия имеет достаточно герметичный характер. Символом такой идеальной, самореференцийнои поэзии Валери выбирает Нарцисса (стихотворение "Нарцисс говорит").

Общее признание в Валери-поэту приходит с публикацией поэмы "Юная Парка" ( 1917). Над этой поэмой он работал четыре года. Поэма, состоит из 512 безупречных александрийских стихов, написанная от первого лица как монолог молодой женщины. Сам Валери так писал об этом поэму:

" "Эта поэма - дитя противоречия. Это сновидение, персонаж которого, вместе с самим его предметом, представляет собой сознание, себя осознает. Представьте, что вы просыпаетесь посреди ночи, и всю жизнь оживает и говорит, обращаясь к себе самому ... Чувствительность, воспоминания, пейзажи, эмоции, ощущение собственного тела, глубина памяти, свет или небеса, виденные прежде, и так далее. Это нить, не имеет ни начала, ни конца, только узлы, и из них я сделал монолог, на который предварительно наложил формальные ограничения ... [1] " "
Приморской кладбище (Сет)

В 1920 г. выходит "Альбом древних стихов", состоявший преимущественно из немного подновленные стихов начале 1890-х годов. "Чары", третья и последняя поэтический сборник Валери, вышла в 1922 году. Стихи этого сборника, написанные через несколько недель после "Юной Парки", является своеобразным продолжением знаменитой поэмы. Здесь также речь идет об описании различных состояний сознания. Характерное для сборки и строфической разнообразие: сонеты, александрийские стихи, секстине, Децим. Одним из самых известных стихотворений сборника стал "приморской кладбище" - образец "чистого" и абстрактного лиризма. Это ли не единственное стихотворение Валери, написан на основе реальных впечатлений.

После выхода "Чар" Валери стали воспринимать как классика. В 1923 году он стал кавалером ордена Почетного легиона, в 1924 г. - президентом ПЕН-клуба. В 1925 - членом Французской академии.


3. Философский наследие

Философский доборок Валери был высоко оценен только после посмертной публикации его "Тетрадей", которые Валери вел на протяжении 40 лет. Сегодня Валери считается главенствующим представителем епистемиологичного конструктивизма. [2] Однако отношение Валери к философии было довольно своеобразным:

" Философов я читаю неохотно, они слишком многословны, их речь вызывает у меня антипатию. [3]) "

Действительно, Валери охотно перенимает методы, например у Декарта, но до философского дискурса относится критически. Для Валери философ - это, скорее, умелый софист, умеющий жонглировать концепциями, чем труженик на ниве знания. В этом Валери близок к Витгенштейна и к членам Венского кружка, так же выступали против метафизической языка философии. С другой стороны, Валери свойственно желание познать мир в его всеобщности, до самых механизмов мышления. Эта тяга к философского познания определял его творческие пристрастия. Кроме "Тетрадей" стоит вспомнить его "Вечер с господином Тестом", в котором Валери стоворив яркий образ ителектуального наблюдателя мира.


4. Произведения

Автограф Поля Валери
  • Введение к методу Леонардо Да Винчи (Introduction ? la m?thode de L?onard de Vinci, 1895)
  • Вечер с господином Тестом (La Soir?e avec monsieur Teste, 1896)
  • Эссе методического завоевания (Essai d'une conqu?te m?thodique, 1897)
  • Юная Парка (La Jeune Parque, 1918)
  • Кризис духа (La Crise de l'esprit, 1919)
  • Приморской кладбище (Le Cimeti?re marin, 1920)
  • Альбом древних стихов (Album de vers anciens, 1920)
  • Чары (Charmes, 1922)
  • Евпалинос или архитектор (Eupalinos ou l'Architecte, 1923)
  • Душа и танец (L'?me et la danse, 1923)
  • Диалог дерева (Dialogue de l'arbre, 1923)
  • Vari?t? I (1924)
  • Речь об интеллекте (Propos sur l'intelligence, 1925)
  • Господин Тест (Monsieur Teste, 1926)
  • Vari?t? II (1930)
  • Взгляды на современный мир (Regards sur le monde actuel, 1931)
  • Амфион (Amphion, 1931)
  • Статьи об искусстве (Pi?ces sur l'art, 1931)
  • Навязчивая идея или два в море (L'id?e fixe ou Deux Hommes ? la mer, 1932)
  • Речь в честь Гете (Discours en l'honneur de Goethe, 1932)
  • Семирамида (S?miramis, 1934)
  • Общее понятие искусства (Notion g?n?rale de l'art, 1935) en ligne
  • Vari?t? III (1936)
  • Дега, танец, рисунок (Degas, danse, dessin, 1938)
  • Речь к хирургам (Discours aux chirurgiens, 1938)
  • Vari?t? IV (1938)
  • Плохие и другие мнения (Mauvaises pens?es et autres, 1942)
  • Tel quel (1941, puis 1943) (Cahier B 1910; Moralit?s; Litt?rature et Choses tues)
  • Vari?t? V (1944)
  • Мой Фауст (Mon Faust, 1946)
  • Ангел (L'Ange, 1947)
  • Оборванные истории (Histoires bris?es, 1950)
  • Взгляды (Vues, ​​1948, посмертно)
  • Произведения (?uvres I, 1957, посмертно)
  • Принципы чистой и прикладной анархии (Les Principes d'anarchie pure et appliqu?e, 1984, posthume)
  • Все "Тетради" (Cahiers) хранятся в факсимильном воспроизведении в библиотеке Центра Жоржа Помпиду в Париже. Переиздание осуществлено издательством Галлимар (Gallimard) в 2009 году
  • Орфей (Orph?e)

5. Украинские переводы

На сегодня полное издание стихов Валери украинском языке опубликован в издательстве Юниверс в переводе Михаила Москаленко.

См..: Поль Валери, Поэзии, пер. Михаила Москаленко, вид. Юниверс, 2005.

Произведения Поля Валери также переводили украинского С. Гординский, Наталья Ливицкой-холодной, Евгений Маланюк, Николай Терещенко, Виктор Коптилов (поэма "Морской кладбище" и др.)., Николай Лукаш (ряд стихотворений, поэма "Морской кладбище"), Григорий Кочур (стихотворение "пряли"), Олег Зуевский, Роман Осадчук ("абстрактные стихи" с "Тетрадей"), Пахлевская Оксана, Остап Тарнавский ("Шаги").


Примечания

  1. Цит. по изданию P. Val?ry, Oeuvres, Vol.1, Gallimard, 1975, p. 1636.
  2. См.. Jean-Louis Le Moigne, Les ?pist?mologies constructivistes, 1995, PUF, "Que sais-je?".
  3. P. Val?ry, Cahiers, Vol.1, Gallimard, 1973, p. 197. На этой же странице рукописи, продолжая мысль о философах, Валери добавил на полях: "И слушаю их еще неохотно".

Литература

  • Fr?d?ric Lef?vre, Entretiens avec Paul Val?ry, Le Livre, Chamontin et chez Flammarion, 1926.
  • Marcel Doisy, Paul Val?ry. Intelligence et Po?sie, Les Univers de la Litt?rature IV, Paris, Le Cercle du Livre / ?dition Paul Mourousy, 1952.
  • Jacques Derrida, "Qual Quelle. Les sources de Val?ry", 1971, также в Marges - de la philosophie, Minuit, 1972.
  • Denis Bertholet, Paul Val?ry, 1871-1945, Plon, 1995.
  • Ralph-Rainer Wuthenow: Paul Val?ry zur Einf?hrung. Edition Junius, Hamburg 1997, ISBN 3-88506-959-8 (Zur Einf?hrung; 159). (Неплохой обзор жизни и творчества немецком языке).
  • Emil Cioran, Val?ry face ? ses idoles, L'Herne, Essais Et Philosophie, 2007.
  • Michel Jarrety, Paul Val?ry, Fayard, 2008. (Чрезвычайно детальная ли не лучшая биография Поля Валери, объем более 1000 с.)
  • Paul Valery. ?crivain malgr? lui / / Magazine Litt?raire, hors s?rie, 2011 - 50 p. (Специальный выпуск журнала полностью посвящен Полю Валери: хронология, различные аспекты творчества, неопубликованные письма, отзывы современников, о музей Поля Валери в Сет, дополнительная библиография)

См.. также