Надо Знать

добавить знаний



Поль Верлен


Netsurf17 - Paul Verlaine.png

План:


Введение

Поль Мари Верлен ( фр. Paul Marie Verlaine * 30 марта 1844, Мец - ? 8 января 1896, Эжен) - французский писатель, поэт, символист.


1. Биография

Родился 30 марта 1844 года в городке Мец в семье военного инженера, который рано умер. Мать - дочь богатого сахарного фабриканта, одна воспитывала ребенка. В 1851 году Верлен учился в Париже, в частном пансионе Ландри. Впоследствии Верлен продолжил обучение в парижском лицее Бонапарта. В 1862 году, сдав экзамен на звание бакалавра, слушал лекции в училище правоведения. Однако учеба длилась недолго. Уже в 1864 году Верлен - мелкий служащий одного из страховых агентств, несколько позже - чиновник районной парижской мэрии и городской ратуши.

Надеясь на семейное счастье и домашний уют Поль Верлен в 1870 году женился на Матильдой Моте, однако впоследствии поэту пришлось испытать разочарование в своих замыслах. В 1871 году Верлен не подчинился версальцев, остался в Париже, работая в бюро прессы Парижской коммуны. Поэтому ему пришлось пережить репрессии и кровавый террор, длительное время скрываясь. Так он пристрастился к алкоголя. Роковую роль в этом сыграла и дружба с Рембо.

В августе 1871 года юный Рембо направляет Верлену письмо со стихотворением "Пьяный корабль", а затем приезжает к нему в Париж. Их отношения были бурными и полными драматизма. Сблизившись с Верленом Рембо стал его постоянным спутником, завсегдатаем гуляний в кафе.У июле 1872 года оба поэта отправляются в Бельгию, а оттуда - в Англию, где, терпя голод и холод, часто одурманенная алкоголем, они проводят время в бесконечных спорах и ссорах. Летом 1873 года в Брюсселе во время ссоры Верлен ранил товарища, выстрелив в него из пистолета. За покушение на жизнь Рембо Верлена был задержан и 8 августа 1873 года осужден на 2 года тюремного заключения. Когда Верлен находился в тюрьме городка Монс, ему был вручен копию решения суда о расторжении брака с женой.

В тюрьме Верлен переживал глубокий кризис. Здесь он снова обратился к католической веры, веры его детства. Там же он написал поэзии, которые вошли в его сборники "Романсы без слов" ( 1874). Этот сборник стихов литературоведы оценивают как вершину творчества Поля Верлена, потому что именно с ней связывается представление о новой, импрессионистическую поэзию Верлена.


2. Творчество

Поль Верлен занимает особое место среди выдающихся французских лириков конца XIX века. Провозглашен "принцем поэтов" и почитаемый как признанный мастер символического направления, он, однако, не был ни его лидером, ни теоретиком. Факты личной биографии поэта и его творчество неразрывно связаны. Натура страстная и неуравновешенный, Верлен часто сгибался под тяжестью жизненных обстоятельств, запутывался в противоречиях собственной судьбы и характера. Но справедливо заметил А. Франс: "Нельзя применять к этому поэту то же мерило, применяемое к людям благоразумных. Он вправе, которых у нас нет, поскольку он стоит несравненно выше и, вместе с тем, несравненно ниже нас. Это бессознательная существо, и это такой поэт, который встречается раз в столетие ".

Уже в юношеские годы у Верлена появляется склонность к литературному творчеству. Он зачитывается стихами Ш. Бодлера, поэтов - "парнасцев" Т. де Банвиль и Т. Готье. Осенью 1862 года Верлен записывается на факультет права - изучать юриспруденцию, но вскоре из-за материальных проблем оставляет обучения и приступает к работе.

В 1866 году Верлен публикует свои стихи в журнале "Современный Парнас" и выдает свой счет сборник "Сатурнические поэзии" В первом сборнике поэта еще ощутимо влияние эстетики поэтов "парнасцев". "Парнасцев? отказывались от романтического "кипение чувств", от "исповедальной лирики".

Основным критерием прекрасного, по их мнению, должна быть совершенство формы, "равновесие между объективным и субъективным", и этот принцип отчасти сохраняется в поэтических образах молодого Верлена. Однако стихотворении "Сатурнические поэзии" уже имеют признаки оригинального верленовской стиля: меланхолия интонации, способность передавать тайные движения души, ее "музыку".

Сборник посвящен тем, кто родился "под знаком Сатурна", всем, "кто несчастлив на земле, кого тревожит волнующая воображение, кто обречен на земле, а возможно, и на вековые страдания". Именно таким видел поэт себя и своего читателя, надеясь на его сочувствие. Поэт восторженно говорит о произведениях и предметы искусства, часто употребляет слова прекрасное, идеал, бесстрастный, равнодушен. Но в его восприятии мир не холодно-гармоничным и прекрасно-безразличным, которым он представал в "парнасцев". Созданные Верленом пейзажи основном изображают осень, закат, сумерки ("Осенняя песня", "Солнце на спаде", "Never more"). Лирический герой этих стихов статический, в его застиглости ощутимое что-то роковое. В конце 60-х годов Верден сотрудничает с литературными журналами; в 1869 году издает за свой счет сборник под названием "Изысканные праздники". Отправным пунктом для создания сборника послужили поэту книга братьев Гонкуров об искусстве XVIII века, отдельные стихи В. Гюго и Т. де Банвиль, а также открытие залов Лувра, посвященных этой "галантного" эпохе.

В сборнике "Изысканные праздника" Верлен использовал характерный для "парнасцев" прием создания пейзажа: не впечатление от живой природы, а ее отражение в живописи вдохновляют поэтические строки. Поэта захватывают картины Ватто, Фрагонара, Греза, однако, зарисовки природы приобретают сугубо верленовской характера "пейзажа души", они подчинены здесь основном художественной задаче - выявить оттенки состояния души лирического героя. Дамы и кавалеры, которые появляются в книге, не живут в реальном мире, а существуют как игра воображения, как капризная представление на фоне изящного "пейзажа души": "Твоя душа - витворний пейзаж, / Каким проходят с песней и игры / Волшебные маски, радостные на вид, / Но полны тайной журою ". Стихотворении "изысканного праздника" написаны в новой, абсолютно отличной от "парнасской", меланхолично-игривой форме, которая допускает разговорную интонацию. Поэт играет новыми, невозможными в традиционном стихосложении рифмами.

Сборник "Изысканные праздника" дала толчок дальнейшим творческим исканиям самого Верлена и А. Рембо. Любовная страсть к Матильде Моте, волшебной шестнадцатилетней девушки навеяла Верлену стихи, собранные в третьей книге "Добрая песня" (1870). Это рассказ о пылкой и одновременно робкий любви к девушке, которая покорила поэта чистотой и женской обаянием. Стихам, которые вошли в сборник, присуща общая мелодия. Голос поэта становится нежным, лирическим. Он пишет об ожидании, о нетерпении, с которым "ждет союза двух сердец", о скромной прелесть своей невесты, о пробуждении в душе высоких чувств. В целом сборник знаменует переход от "эпического" к личному, повседневной, к впечатлениям "этого момента". Проникновенное усвоения подробностей бытия, обычных, ежедневных вещей, которые Верлен превращает в детали истинно поэтического мира, на "пейзаж души", - все это, как и характерна естественность стиха, становится признаком "импрессионистической поэзии". Сборник "Добрая песня" был напечатан летом 1870 года, накануне франко-прусской войны. Именно тогда произошло и свадьбы Верлена и Матильды. Молодожены поселились в Париже, и вскоре им пришлось пережить осаду столицы прусскими войсками.

После 1871 года верленивска меланхолия растет. В этом играют свою роль и поражение Парижской Коммуны, и личная жизнь, не сложилось. Родственные отношения превращаются в настоящую драму после знакомства поэта с Артюром Рембо. Сплошной нигилизм и анархизм этого юного гения подталкивают Верлена к решительного разрыва с поэтической традицией. С января 1872 Верлен постоянно находится с Рембо, глубоко повлиял на него своим мнением о необходимости поиска новых путей поэтического творчества. Поэты отправляются в путешествие Бельгии, в Англии, вновь возвращаются в Бельгию.

Между ними происходит несколько споров и примирения, пока в июне 1873 года не взрывается кульминационная ссора. Верлен стреляет в Рембо из револьвера и легко ранит его в руку, за что его арестовывают, а затем приговаривают к двум годам заключения.

На волю поэт выйдет только в январе 1875 года, поэтому первым изданием "Романсы без слов" (1874) он руководит из тюрьмы. "Романсы без слов" - высшее поэтическое достижение Верлена.

Опять, как и в первых сборниках, звучат ноты сумму и меланхолии, непродолжительного забвения и печали. Отдельные стихотворения сборника напоминают пейзажи художников-импрессионистов, время у них все вроде покрыто серой пимлою или растворенное в тумане. При этом отчетливо проявляется присущая поэзии на рубеже веков тенденция к синтезу словесных и живописных образов, использование изобразительных художественных возможностей языка. Прислушиваясь к монотонному шуму дождя, к эхо церковных колоколов, блуждая насыщенными осенним воздухом улицам, погружаясь в сиренево-зеленую тень деревьев, поэт сливается душой с печальным и таинственным миром.

Окружающие предметы не существуют для него отдельно от света, которое они излучают, от вибрации воздуха: "-зеленые и малиново / В неверном свете лампы / За окном все снова и снова / Мерцают пригаркы и рампы ...". "Романсы без слов", импрессионистические по своей природе, состоят преимущественно из стихотворений, рисующих пейзажи.

Другие сюжеты (исторические, героические, сатирические) бесследно исчезают. Но пейзаж здесь необычный - это опять-таки "пейзаж души". Природа и душа поэта сливаются в одном образе, в единой существу, которое, оставаясь природой, становится одновременно человеком. "Мгновение" впечатлений подчеркнута тем, что Верлен из всех времен глагола предпочитает настоящем, а сами глаголы в него уступают место существительным. Вместе с глаголом-сказуемым с поэтической фразы исчезает действие. Верлен попытался доверить общение души и природы краскам и звукам.

Само название сборника "Романсы без слов" свидетельствует также о стремлении поэта усилить музыкальную окраску стихов: "Мжици опечаленные звуки / и на земле, и по крышам! / В сердце, вянет от скуки, / льются опечаленные звуки". Поэзия Верлена впервые во Франции возлагается на сугестивну силу лирики: поэтическое слово в его стихах влияет не столько благодаря своему предметному значению, сколько благодаря "смысловом ореола", который внушает, подсказывает те или иные настроения. Именно поэтому поэты-символисты считали Верлена своим предшественником.

По выходе из тюрьмы в мировосприятии поэта произошел настоящий переворот - он обратился в католичество. Следующая книга Верлена "Мудрость" (1881) явила миру новое свойство его поэзии - религиозное воодушевление. Религиозное обращение, бурное и страстное, было, как это свойственно Верлену, противоречивым и непоследовательным, вместе с тем, "Мудрость" - книга глубоко продумана. Поэт, отрекаясь от своего развратного прошлого с Рембо, рассчитывал найти "подкрепление" в вере, с ее помощью решить конфликт между "жизнью" и "искусством". В 1875-1877 годах поэт живет преимущественно в Англии, много работает. "Поэтическое искусство"

В 1882 году Верлен публикует стихотворение ?Поэтическое искусство". Стихотворение будто подает теоретическое обоснование тех особенностей поэзии Верлена, которые наметились в "Сатурналиях" и "изысканного праздника" и полностью воплотились в "Доброй песни" и особенно в "Романсы без слов".

В "Поэтическое искусство" в напевных, ритмично изящных стихах, которые своим качеством должны были показать возможности новой поэтики, Верлен противопоставляет музыкальность стиха определенности его смысла, призывает к максимальному нюансировка изображения и демонстрации оттенков. Вместо красок определенных тонов существенными оказываются переходы, полутона. Именно отсюда лозунг "Музыка прежде всего" - ведь музыка уничтожает четкость граней в изображаемому. Верлен призывает избавиться в стихах ума и остроумия, смеха и красноречия, объявляет войну рифме как пустой погремушке. Стихотворение за Верленом, ценен лишь своей непосредственностью, при условии, однако, что он стремится "к небесам других". Он должен быть, как "песнь захмелена", поскольку в ней к четкому обязательно примешивается шаткое: "Прежде всего - музыка в слове / Бери же из размеров такой, / Что течет, расплывчатым и легкий, / А не тяготеет, как заковы ".

Место захоронения Поля Верлена

Правила традиционного французского александрийского (силлабического) стихосложения требовали определенного количества слогов в строке и наличия рифм, речь должна "подчиняться" размера. Верлен же сомневался и рифмы, и мерность стиха, а рядом с тем демонстрировал возможности "неправильностей"; Повтори, внутренние рифмы, системы созвучных гласных (ассонансы) и согласных (аллитерации) - все это создает эффект настоящей музыки слова. Речь здесь призвана внушать, а не описывать или доказывать. Поэт вплетает в стихотворении просторечия, провинциализм, архаичное речи и языковые "неправильности" Это создает иллюзию абсолютной спонтанности и языковой интимности. Верлен расчленяет александрийский стих с помощью необычных цезур и неожиданных переносов таким образом, что порой кажется, будто стихи переходят в прозу. Именно Верлен проложил путь верлибра поэтов-символистов. "Поэтическое искусство" было воспринято молодыми поэтами-символистами как настоящий манифест, хотя сам Верлен предостерегал своих последователей от буквального подражания своих установок. В цикле "Проклятые поэты" (1882) Верлен дал исчерпывающую характеристику новейшей школы поэтов-символистов и признал гениями совершенно неизвестных в то время С. Малларме, А. Рембо, Т. Корбьера и др.. Успех "Проклятых поэтов" вызвал интерес публики и до самого Верлена - поэт получил возможность издавать свои произведения и получать за них деньги. А до тех пор он вел нищенское существование, больной и преследуемый постоянными неудачами. Умер Поль Верлен 1896 года в больнице от воспаления легких.


2.1. Становление поэта

Поэтическое творчество начал под влиянием художников "парнасской" школы и романтиков, в частности Ш. Бодлера. О влиянии "парнасцев" на становление поэта свидетельствует то, что его первые литературные опыты (сонет "Господин Прюдум", сборник "Сатурнические поэзии" - 1866) заметно обозначены их эстетикой. В 1869 году вышла вторая поэтический сборник Верлена - "Изысканные праздника" как своеобразное подражание стилевой манеры художника Ватто. В этом сборнике наряду с типично "парнасской" стихами появились характерные для Верлена напевные поэзии, пронизаны ощущением беспричинной меланхолии. В 1870 году вышла третья сборка Поля Верлена "Добрая песня", посвященная его невесте Матильде Моте, с которой он впервые встретился в 1869 году, когда ей исполнилось всего 17 лет.


2.2. Позднее творчество

Последние 15 лет жизни Верлена - позднее творчество поэта.

Источники

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам