Надо Знать

добавить знаний



Помпеи



План:


Введение

0040.75 0014.486 Координаты : 40 45ь00 "с. ш. 14 29ь10 "вост. д. / 40.75 с. ш. 14.486111 в. д. (G) 40.75 , 14.486111

Раскопки Помпей по годам.
Помпеи на фоне Везувия.

Помпеи - бывшее римское город на территории современного Неаполя в Итальянскому регионе Кампания на территории коммуны Помпеи. Город погибли в результате извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года, похоронил его под тоннами пыли. Сейчас - открытым небом.

В 16 веке архитектор Доменико Фонтана, прокладывая канал, наткнулся на стену с надписью, где была упомянута Венера Помпейские - покровительница города. Раскопки начались почти два века, в 1763 году. К началу 1980-х годов раскопано около 3/5 территории Помпей. Многие находки хранятся в Национальном археологическом музее (Неаполь). Руины города ежедневно посещают сотни туристов.


1. Гибель

Во время извержения Везувия погибли три небольших города - Помпеи, Геркуланум и Стабии, а также расположенные рядом виллы. После раскопок этих городов выяснилось, что в этих городах все сохранилось, как было до беды. Под многометровой толщей ряды были обнаружены улицы, дома с полным оборудованием и люди и Животные, которые не успели спастись.

Сила извержения была такова, что пепел от него долетел даже до Египет и Сирии. С 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город еще до извержения.



2. Здания

Раскопана часть в Помпеях, состояние на 1889 год.

После масштабных раскопок древний город стал перед историками и археологами в почти всей своей полноте - от величественных храмов и портиков с общественных туалетов и публичных домов.

Важным местом города был крытый продовольственный рынок Мацеллум, в центре которого устроили бассейн для живой рыбы. Улицам Помпей ежедневно двигались десятки повозок и в мощеных мостовых своими колесами они выбили глубокие колеи.

Спектакли актеров можно посмотреть в Большом и Малом театрах города. Великий мог вместить до 5 тысяч зрителей и накрывался от солнечных лучей палаткой. Отдельно был построен амфитеатр на 20 тысяч зрителей размерами 135 на 104 м.

Спортом помпейцы могли заниматься в здании палестры. В городе было несколько бань. Самые, Стабии термы, имели залы с холодной и горячей водой. В городе работали 34 хлебопекарни, которые не только забеспечувалы потребности горожан, но и изготавливали хлеб на экспорт. Общественное питание забеспечувалы 89 термополиумив - древних аналогов современных ресторанов и кнайп.


3. Планировка, улицы, Форум в Помпеях

Форум в Помпеях. Восстановленная часть двухъярусных портиков.
Планировка и главные улицы
Форум в Помпеях, план.

Развитие города шло годами и в разные исторические периоды. Город вырастало медленно и мало единого плана, как было в городе Капуя. Древнейшая часть города - западная, застроенная еще самнитами, наиболее хаотична. Этот район города прилегает к Морских ворот и Форума (улица обозначена желтым). Другие районы возникли в римское время и имеют регулярное планировки. Главная улица аристократического района - улица Меркурия (обозначена голубой краской). Среди богатых жителей города - Поппи Абит - родственник второй жены римского императора Нерона, Поппеи Сабины. Аристократический район расположен на севере Форума и прилегал к Геркуланумськои ворот, последняя вела к дороге Гробниц в сторону виллы Мистерий и вулкана Везувий. Черной краской обозначена улица Фортуны. После перекрестка с вулицую Стаб (обозначена красной краской) улица Фортуны переходила в улицу Ноли. От морских ворот через Форум шла улица Изобилия. Между улицами Ноли и Изобилия археологи оставили значительный участок нерозкопаного города для исследований новых поколений ученых и новейшими средствами. Нерозкопаним оставили и район к северу от улицы Ноли, Везувианською и Ноланскому воротами и крепостными стенами. Центральные улицы Помпей - достаточно широкие

  • ул. Меркурия 9 метров
  • ул. Изобилия 8,5 метров
  • ул. Стаб 7,5 метров

Форум, созданный еще сабинян, считался римлянами бедным и непарадный. По его западной стороне расположены старейшие постройки города - базилика и храм Аполлона. Они отделены от площади стеной. Сакральное и бытовое было - за храмом Аполлона небольшая площадь, которая была рынком зерна то овощей. Наряду казначейство, амбары для хранения зерна и пространстве туалета.

Форум - перестроили римляне. Это площадь размером 38 на 157 метров. На этой площади могли собраться все жители города. В южной части форума - здание Муниципалитет, где проходили заседания Совета города. Рядом находился комиций - специальное здание для голосований. Форум вымостили каменными глыбами, с трех сторон украсили двухъярусными колонными портиками, монотонными и спокойными по характеру. Второй ярус портиков использовали как зрительские города во времена праздников или гладиаторских боев, которые тоже устраивали на Форуме. Гладиаторские бои перенесли в амфитеатр, а пространство площади использовали для монументов римским императорам. Сейчас на площади стоят только постаменты от прежних скульптур и конных монументов, но сохранившиеся надписи с посвящениями.

Лишенным колоннад был северную сторону Форума, на котором расположили помпейский Капитолий (храм в честь Юпитера, Юноны и Минервы). Величественный храм был террасу трех метров высотой и лестница наверх, алтарь, боковые конные монументы и сам храм, от которого сохранились лишь колонны переднего портика. Сооружения и монументы на площади были разрушены во время землетрясения 62 года н. э Руководство города розпочано восстановительные работы, которые так и не успели закончить до 79 года. Покрытие из мягкого туфа заменили травертин. Начали вывоз глыб известняка, добытого в карьерах Казерта. На площади до сих пор лежат каменные глыбы, предназначенные для сводов, стен и "барабанов" будущих колонн.


4. Жилые дома

Раскопана улица в Помпеях.

Раскопки остатков древних поселений дают только бытовые или культурные остатки - захоронения, гробницы, клады монет, руины храмов, хозяйки сооружений, фундаменты и т.д.. Научная стоимость трех засопаних горячим пеплом городов (Помпеи, Стабии и Геркуланум) чрезвычайное через исключительную сохранность комплексов - почти целых амфитеатров, ремесленных мастерских, частных домов с тогдашними мебелью, бытовыми вещами, монетами, скульптурами на первоначальных местах перед трагическим бедствием.

Городской дом как тип в Помпеях прошел долгий путь развития и вобрал древнеитальянским, эллинистические и римские влияния. Типичный дом финансово успешного помпейцы - каменный особняк (латыни - domus), который был построен на вытянутой земельном участке и имел небольшой сад. (Жилища бедных слоев населения строили из досок - латыни taberna).

Примерно с 2 ст. до н. е. усилились эллинистические влияния - в помпейских частных домах появились перистили - внутренние дворики, украшенные колонными портиками. Обычно перистиль занимал центральную часть помещения. В этот дворик выходили летние столовые (триклинной), гостиной (екусы) и спальни (кубикулы). Перистиль становился наиболее декорированной частью дома - украшенной в богатых домах мозаиками, фонтанами, скульптурами из мрамора или бронзы, цветами. Атриум имел значение парадной части частного дома. Далее него лишних людей не допускали. Частный будинов выходил на улицу глухой стеной с входным порталом, стены обычно не имел окон. (Все названия домов в Помпеях - условные и современные).


4.1. Дом Фавна

Танцующий фавн.

Дом раскопан 1831 года. Современное название получил из-за найденной здесь бронзовую скульптуру танцующего фавна, одну из лучших, сохранившихся с этого периода. Фавн стоял в атриуме. Помпеи основали самниты, уже тогда впервые застроили эту область. В римское время дом перестроили, превратив в дворцовую постройку с двумя атриумами, двумя перистилямы. Вместе с двумя перистилямы дом Фавна занял площадь около трех гектаров. СОДЕРЖАНИЕ известняка предыдущего периода для построения использовали вулканический туф, легок в обработке. Стены дома Фавна декорированные стенописи строгого стиля (или Первый стиль). Они - имитация цветных камней и мрамора. Чтобы усилить реальность стенописей, их архитектурные детали выполнили лепкой ( карнизы, пилястры). Роскошной озобою дома были многочисленные мозаики на полах. Среди них орнаментальные и декоративные композиции. На пороге камнями было выложено приветствие "Наvе" (привет). Среди декоративных мозаик - натюрморт с фруктами и цветами, нильские пейзажи, театральные маски, кот поймал птицу, голуби на чаше с водой, греческий бог Вакх верхом на пантере.

Среди уникальных находок - мозаика Битва при Иссе или Мозаика Александра. Поврежденная во время землетрясения, она создана по образцу более раннего произведения. Оригинал мог принадлежать работе эретрийская художника 4 века до н. е. Филоксена, ученика Никомаха Фиванского. Он создал мозаику на заказ Кассандра около 300 до н. е., согласно показаниям Плиния Младшего. По другой версии, Мозаику Александра первоначально создал художник Апеллес с Колофона, что в Лидии.

Мозаика Александра с 1843 года хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. В Помпеях с 2005 года экспонируется копия мозаики, созданная школой-мастерской мозаики в Равенне, которая точно воспроизводит помпейский оригинал по материалу, цветовой гаммой, формой и размером. Стоимость работ по созданию копии составила более 500 тысяч евро.


4.2. Фрагменты мозаики Александра и ее реконструкция


4.3. Дом хирурга

Лечение раны солдата, фреска Дома сирийца, Помпеи.
Лечение раны солдата, фрагмент

Частный дом получил название из-за находке большого количества хирургических инструментов. Он раскопан 1887 года. Дом хирурга находится на Консульской улице возле Геркуланумськои ворот. Сооружение считают одной из древнейших в Помпеях, поскольку ее стены сложены из тесаных глыб известняка на глиняном растворе. Желтоватый известняк добывали в 4 - 3 веках до н. н.э. на берегу Сарно. На улицу Дом хирурга выходил порталом и входом в маленькую лавку. Помещения не мало роскошных декораций, стенописей и мозаик на полах. Но хорошо сохранившееся его планировки, коридор в атриума, четыре спальни (кубикулы), две столовые и сад. Врачи римского периода - обычно образованные греки. В Риме практиковал знаменитый грек-врач Гален, покровителем которого был сам император.

О значительном хирургическую практику помпейского хирурга свидетельствуют бронзовые, латунные инструменты. В Помпеях также проводили гладиаторские бои, потому надменные римляне желали видеть, как убивают друг друга их рабы. Но обучаемый гладиатор стоил деньги, а его обладатель не желал скорой смерти раненого актера. Раны гладиаторов лечили хирурги. Последние имели даже некоторые обезболивающие лекарства, которые готовили из растений, среди которых чемерица черная, мандрагора белая, белена черная, опийный мак и т.д.. Ученые предполагают, что сад Дома хирурга использовали для выращивания именно лекарственных растений, потому что врачи-греки были на самопостачанни.

  • Белена черная

  • Чемерица черная, цветы

  • Мандрагора


4.4. Дом Пансы

Дом Пансы, поземных план.

Соседний с Домом Фавна - Дом Пансы. Он тоже был застроен еще в Самнитских перод. Древней часть сохранили, а к ней пристроили новые комнаты со стороны сада. Сад (и огород) сохранился настолько хорошо, что на поверхности нашли даже грядки. Обладатель специализировался на выращивании цветов на продажу. Грядки были плотно засажени лилиями, розами, фиалками. Цветы шли на изготовление гирлянд, которыми украшали дома, праздничное шествие или захоронения. Обладатели дома тоже занимались прибылью, поэтому долю квартир отдавали временным жильцам, а четыре маленьких магазина - арендаторам. Дом Пансы - типичный доходный дом, возникшие еще в римское время и которые расцветут в годы дикого капитализма.


4.5. Дом Серебряного свадьбы

Этот помпейский дом закончили раскапывать 1893 года, когда королевская семья Италии праздновала Серебряный юбилей. На часть этого события дом в Помпеях и получил свое название. По данным археологов, дом принадлежал богачу самниты - Альбуцию Цельсу. В перистиль помещение Альбуция Цельса выходят все комнаты дома, стены которых украшены стенописи другой стиль. Богатый дом имел даже частные бани со всеми отделениями, которые имели термы римлян.

Исследователей удивило перистиль Дома Серебряного свадьбы, потому что не очень большой - он производил впечатление величественного сооружения. Исследования показали, что на впечатление сработал театральный эффект: использовали Родосский портик, который описал римский писатель Витрувий в 1 веке н. е. рассматривали перистиль с атриума. Чтобы зрительно увеличить перспективу, отдаленные от зрителя колонны уменьшали в размерах, а их базы немного поднимали над грунтом. Этот театральный способ заново открыли архитекторы итальянцы в 16 в. и начали использовать в построении дворцов эпохи барокко.


4.6. Дом поэта трагедий

Поэт руководит театральной репетицией.

Напротив Дома Серебряного свадьбу на небольшом земельном участке расположен Дом поэта трагедий. Он имеет традиционное для Помпей планировки - вход, коридор в атриума тосканского типа, спальни, гостиная и т.д.. Но перистиль вынуждены расположить не в едином оси с атриумом, а справа от него через форму небольшого земельного участка. Но дом произвел на археологов впечатление элегантной дома через стенописи и мозаику в таблинум. На ней - репетиция античной трагедии, которую ведет поэт с актерами. Отсюда современное название дома.

Справа в перистиль выходят просторная столовая и кухня. Стены большинства комнат были фрески, созданные в последний перед извержением вулкана период. Среди них те, которые получили известность еще в 19 веке - "Венера и Амур", "Ариадна, брошенная Вакхом", "Жертвоприношение Ифигении", "Ахилл и пленена Бризеида". Дом нашли и раскопали в начале 19 в. Еще в 1830-е годы Дом поэта трагедий посетил английский писатель Е. Бульвер-Литтон, что 1834 года обнародовал собственный роман "Последние дни Помпеи". В романе Дом поэта трагедий стал жилищем для персонажа Главка. Бульвер-Литтон еще застал все стенописи и мозаики дома на своих первоначальных местах. Постоянные кражи в Помпеях и желание сохранить фрески и мозаики для Италии побудило снять их и перенести в музей Неаполя.


4.7. Дом Саллюстия

Образец стенописей Первого стиля

Не все дома сохранили первоначальный вид и планировка. Относится к ним и Дом Саллюстия. Его застроили еще в туфовый период, но позже дом перестроили. В старой постройки пристроили новые части, лестницы, в стенах пробивали новые дверные проемы. В Доме Саллюстия в старинной части сохранились стенописи Первого стиля: желтый цоколь, на котором красками создана стена из глыб черного мрамора и лепными карнизами. В римский период новый владелец создал здесь две лавочки. Чтобы увеличить доходы, к дому пристроили еще четыре магазина, которые сдавали арендаторам, хлебную лавку, пекарню с печью и три маленькие мельницы для получения муки.


4.8. Дом ростовщика Юкунда

Бюст ростовщика Юкунда, бронза.

Исторически важные находки и произведения искусства значительной стоимости принес исследователям Дом Луция Цецилия Юкунда, ростовщика и банкира. Вольноотпущенник, он обогатился на финансовых операциях и дожил до почтенного возраста. В его доме нашли сундук, полный вощаной диптихов количество СТО пятьдесят три. Диптихи хранили записи о долгах клиентов ростовщика Юкунда, и только извержение вулкана избавило их от железных когтей дельца. На почетном месте в доме осталось и бронзовый бюст правителя, которое поражало безжалостным реализмом в воспроизведении морщинистого и строгого лица, созданного талантливым античным скульптором.

Римский портрет, детально воссоздан в материалы и довольно похож, по представлению римлян приобретал еще качестве охранника дома. Поэтому скульпторы усердно и пугающе реалистично воспроизводили все морщинки, все недостатки внешности своих заказчиков, никак не скрывающие их коварство, склонность к агрессии и исключительной жестокости, подозрительности, враждебности. Пугающий реалистично изобразил напыщенную внешность Луция Цецилия Юкунда и неизвестный римский скульптор. Засыпан пеплом бронзовый бюст стал одним из лучших памятников императорской эпохи Флавиев, случайно сохранившихся доныне.


4.9. Дом Веттиив

Восстановленный перистиль и сад Дома Веттиив.
Сын Зевса Геракл малым задушил змей, насланных ревнивой Герой. Фреска Дома Веттиив.

Дом получил название от фамилии владельцев - двух збагатившихся вольноотпущенников Авла Веттия Конвива и Авла Веттия Реститута. Помещения раскопали в Тысяча восемьсот девяносто четыре -1895 годах. Небольшой дом расположен в аристократическом районе Помпей неполалик улицы Меркурия. Веттии приобрели старое помещение и перестроили его согласно собственным потребностям и предпочтениям. Небольшой дом имел небольшой атриум, а ниша в сад (таблинум) - отсутствует вообще. Дом имел ларариум, екус (гостиную), три столовая, одна из которых выходила в отдельный дворик с садом.

Стенописи с амурами-ремесленниками

Стенописи Дома Веттиив сохранили фрески различных периодов как до, так и после землетрясения. Интерес зрителей вызвали стенописи одной столовой с изображением амуров. Стены декорированы терракотово-красными панелями, украшенными тонкими колоннами, канделябрами, тонкими растениями желтого цвета, производят впечатление золотых ювелирных изделий на красном бархате. Поверх цоколя тянется длинная черная лента с амурами. В аллегорической форме представлены различные ремесла, которыми якобы занимаются крылатые дети-персонажи: плетут гирлянды, давят сусло с винограда, работающих в ювелирной и парфюмерной мастерских, куют железо, весят золото, торгуют собственными изделиями и тому подобное.

После землетрясения 62 года стены гостиной и еще одной залы с желтыми стенами украсили стенописи. В гостиной - это мифологические сцены в прямоугольниках на ярко-красном фоне - "Иксион, прикованный к огненного колеса", "Дедал и Пасифая".

Бронзовый Купидон с уткой, фонтанная скульптура из Помпей.

Зал с желтыми стенами пострадал меньше и сохранила все стенописи в едином ансамбле. Художник мастерски играл с воображением зрителя, создавая настоящую картинную галерею в желтой комнате. Мифологические сцены он подал в прямоугольных окнах-отверстиях, через которые можно рассматривать богатые архитектурные сооружения с колоннами и скульптурами. Стены-промежутки между открытыми окнами отданы "картинам" в прямоугольных рамах, среди которых "Сын Зевса Геракл малым задушил змей, насланных ревнивой Герой", "Смерть Пентелея", "Наказание Дыры". Подобные сюжеты знакомы исследователям за примерами эллинистического живописи. Стенописи желтой комнаты создали посредственные местные мастера.

Перистиль Дома Веттиив тоже сохранился достаточно полно. Археологи осторожно освободили его от пепла и мусора, а реставраторы восстановили портик, фонтаны, скульптуры и цветник и растения в саду. Среди растений сада - плющ, розы, гиацинты, фиалки. На прежних местах расположены мраморные столики для посуды, две колонны - гермы с головами бородатых богов, фонтан с прямоугольной чашей и два бронзовых купидоны. Каждый крылатый божок держит гроздья винограда и утку, из клюва которого течет вода в бассейн. (Все древнеримские оригиналы перенесены в музей, на местах установлены мраморные и Гальванопластическое копии).


4.10. Дом фруктовых деревьев

Фреска Дома фруктовых деревьев.

Среди небольших домов, раскопанных в 20 в., Интерес вызвал так называемый Дом фруктовых деревьев. Садовые мотивы - любимая тема плохо освещенных помещений помпейских домов. Именно они преобладали в этом доме. На стенах двух спален (кубикулы) нашли изображения фруктовых деревьев (от них название) - вишни, сливы, инжира, груши и лимонного дерева. Последнее было настоящим открытием, до этого считали, что лимоны в Помпеях не выращивали. Вокруг инжира летают птицы, а стволом ползет змея, который подбирается к веткам со спелыми фруктами. Дом фруктовых деревьев скромный, поэтому считают, что он принадлежал или садовнику, или страстном стороннику садов.


4.11. Дом Юлии Феликс

Не все земельные участки города были плотно застроены. К ним относится и Дом Юлии Феликс, где под сооружениями одна треть площади, а две тритины отданы саду. Чтобы иметь прибыль, обладатели часть дома с банями и сад сдавали постояльцам.

До официального прекращения раскопок в Помпеях, в городе до 1980 г. раскопали Дом Золотого Браслета и Дом Фабия Руфа.

5. Античный сад в Помпеях

Affresco romano giardino pompei 10.JPG

Cад, необходимая часть итальянского дома, иногда состоял из клочка земли с одним деревцем и несколькими цветами. Владельцы богатых домов имели, наоборот, большой сад и собственного топиария. Топиари (ландшафтный архитектор и садовник) - обычно образованный раб, ведал уличной сеткой саду и уходом за ним.

Значеня саду росло со времен распада греческого полиса, с эпохи удаления отдельного лица из тогдашнего коллектива, с поры отстранения индивидуума рабовладельческих демократий от власти - тиранами, мелкими царями, императорами в самом Риме. Первые частные (и общественные) сады для отдыха, частных развлечений зафиксированы в Южной Италии на Сицилии. На виллах (загородных участках) Рима, Помпей, Геркуланума частные сады становятся настоящими парками со скульптурами и храмик, музеями под открытым небом, а их богатые владельцы проводят свободные времена как эллинистические властители или тираны. Роскошь перистиля Дома Фавна уже превышала украшения и обустройства дворца в Пергаме.

Древнеримский сад имел заметный отблеск дионисийского праздника, дионисийский декор. Отсюда - такое большое количество в римских садах скульптур самого Диониса, вакханок, сатиров или фавнов, театральных масок. Значительные коллекции этих Дионисий, вакханок, сатиров, детей на птицах (их обломки), которые демонстрируют современные музеи, найдены именно в римских частных садах. Идиллични или дионисийские мотивы присутствуют и в древнеримских стенописи. Растения и деревья для античного римлянина были не столько декоративными объектами сада, сколько улюблинцямы языческих богов, персонажами античных мифов, литературных произведений. На территории Римского государства долго сохраняли сакральные рощи, отдельные священные деревья, которые украшали дощечками с надписями или лентами. Каждое дерево необычной формы вызвало интерес и попытки сохранить его.

У исследователей конца 19 в. логично желание восстановить помпейский сад. Полости от корней растений, сожженных горячим пеплом, заполняли жидким гипсом, а отливки корней изучали ботаники. Они и доказали, что сады в Помпеях было достаточно мало цветов. А преобладали растения с широким листьями, их оттенками и окраске, разнообразным ароматом. Наиболее распространенными были - платан, лавр, плющ, лавровишня, аканфа. Преобладали вечнозеленые и ароматные растения, так отличало древнеримские сады от декоративных садов северных стран Нового времени. Декоративные растения дополняли стрижеными шпалерами, колоннами и скульптурами, бассейнами с водой, фонтанами. Сад Дома Октавия Кварц в Помпеях имел канал с каменными мисками. Водоснабжение в сады было важной инженерной отраслью аранжировки, создание сада. С вистрижених растений буксуса ( самшит) могли создать буквы имени владельца.

Фрески с садами Доме золотого браслета.

6. Вилла Мистерий

Вилла Мистерий, план

Загородная дворцовая постройка расположена на холме недалеко от дороги гробниц. Ее откопали в 1910 году, а освободили от грунта и пепла в 1929 - 1930 гг Виллу основали в 3 веке до н. е. Склоны холма выровняли, создав прямоугольные фундаменты, на долю которых отвели под дом, часть - под сад на террасе. Древнейшая ее часть невелика и напоминала по поземных планом городской дом богача-патриция. Построение осевое вдоль направления восток-запад, симметрична: главный вход, дворик-атриум, ниша в сад (таблинум), хозяйственные помещения. Во 2 веке до н. е. перестроили входную (западную) часть, где создали бани, маленький атриум, мастерскую для изготовления вина, дополнительные хозяйственные помещения и кладовые. В 1 ст. до н. е. - перестроили западную, наиболее парадную часть виллы. Ее украсила закругленная Экседра, две лоджии с колонными портиками и с окнами на Неаполитанский залив. Именно тогда помещение виллы украсили фресками. Сооружение тоже пострадала от землетрясения 62 года. Роскошную виллу превратили в загородную ферму и ее декор окончательно был бы уничтожен, если бы не извержение Везувия. Засыпана пеплом, разрушена, она и была окончательно открыта 1930 года.

Стенописи Вилла Мистерий - ценная ее часть, поскольку относится к краш художественных достижений археологов. Среди стенописей -

  • Египетские мотивы в таблинум
  • архитектурные композиции в малом кубикулы (спальни № 6)
  • дионисийские мистерии в зале № 5 и в спальне № 4.

Дионисийские мистерии в зале № 5 и дали основания для современного названия виллы. Это западная часть виллы южнее от закругленной экседры, руины которого сейчас используется как вход для туристов. Дионисийские мистерии имели распространение в Этрурии и в Кампаньи, но их запретили в императорском Риме. Вероятно, сторонницей запрещенного дионисийского культа была обладательница виллы. На красном фоне с пилястрами почти в полный рост человека изображено 29 персонажей - реальных и мифических. Здесь и крылатая богиня, и сам Дионис, его жена Ариадна, сатиры и Силена, танцовщица, женщины, которые создают посвящение-мистерию. Понизу фресок идут цветные полосы без орнаментов. Поверх - полосы с орнаментами, средняя полоса широкая и средствами живописи имитирует инкрустацию панелями полудрагоценными камнями вроде яшм. Сюжет фресок не поддается единственном толкованию и в нем видят то посвящение новых членов, то свадьба. Верхняя часть фресок пострадала, но главные сцены сохранились неплохо. На открытом воздухе краски фресок начали тускнеть. Чтобы уберигты редкий ансамбль от разрушений и воровства, фрески сняли со стен и перенесли в музей.

  • Villa dei Misteri VIII - 3.jpg
  • Villa dei Misteri VII - 2.jpg
  • Roman Painting 1.jpg
  • Villa dei Misteri VI - 1.jpg

7. Секреты технологии фресок

Вилла Мистерий, архитектурные композиции в малом кубикулы.

Нам пока неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. Внимание привлекают как их сохранность, так и яркие краски, более богатые, чем колор гаммы греческих художников предшествующей поры. Лишь несколько подсказали описания в сочинениях Плиния Старшего и Витрувия, несколько - остатки горшков с красками, найдены в Помпеях. По предположениям, это комбинации темперы с энкаустика. Поверхность стены тинькувалы, найстаранише готовили поверхностный слой с мраморным или алебастровым порохом для блеска и укрепления штукатурки. Поверхность шлифовали, делали стенопись, тщательно защищали слоем прозрачного воска с растительным маслом. Воск сплалялы с красками маленькими факелами и посудой с углями, а затем дополнительно шлифовали чистым полотном.


8. Вилла за городом в Боскореале

Вилла в Боскореале, план.
Стенописи с архитектурными пейзажами виллы в Боскореале. Музей Метрополитен.

Земли и холмы в пригородах Помпей использовали как охотничьи угодья и для создания фермерских хозяйств по производству вина и оливкового масла. Наряду возникали и виллы обладателей, не всегда роскошные. На расстоянии двух километров от Помпей была расположена вилла в Боскореале (название современная). Остатки виллы нашли и раскопали в 1893 - 1894 годах. В отличие от бытовых фермерских домов вилла Боскореале имела как хозяйственные кладовые и пресс для вина, так и бани, кухни и парадные помещения в северной части, украшенные фресками во Втором стиле с изображением роскошных архитектурных сооружений, натюрмортов и т.п.. Ансамбль фресок существовал необычайно полно, несмотря на разрушения виллы, которая тоже пострадала во время извержения вулкана Везувий. Фрески осторожно сняли со стен и с 1903 году приобрели для экспозиции в Музеи искусства Метрополитен, США. Художественная ценность фресок в Боскореале не меньше стоимость фресок виллы Мистерий, несмотря на преимущественно архитектурные, а не на сюжетные мотивы.

  • Pompeii Fresco 002.jpg
  • Metropolitan wall painting Roman 1C BC 4.jpg
  • Metropolitan wall painting Roman 1C BC 8.jpg
  • Pompeii Fresco 001.jpg

9. Декоративно-прикладное искусство из находок

  • Ойнохои с Боскореале, Лувр.

  • Скифос с Боскореале "Триумф императора Тиберия". Лувр.

  • Кухонная посуда из бронзы

  • Стеклянная посуда.

Леда и Лыбедь, обратную сторону зеркала с Боскореале.

Археологические находки чрезвычайно расширили представление о древнеримский декоративно-прикладное искусство. Ведь ученым многое могут рассказать как экзотическая намистина, так и изделие из бронзы или остатки мебели. Настоящее увлечение богатых мешкацив Помпей вызвали передвижные и обеденные столики. Их вывозили из Греции, превращенную в римскую провинцию, заказывали местным мастерам, покупали за большие деньги. В Помпеях найдена ряд передвижных столиков, среди которых трудно найти два одинаковых, настолько разнятся их украшения. Так, в Доме Юлии Феликс нашли круглый столик для жертвоприношений на трех ножках, которые объединяли фигурку сатира и звериную лапу. Деревянные и металлические столики - обязательная деталь спален. На столики клали как посуда с едой и фруктами, так и масляные лампы, вощаные дощечки, папирусы, стило (прибор для письма. От слова "стило" происходит современное слово "стиль"). Римляне читали и писали полулежачем. Кровати были или каменные или деревянные. Их украшали матрасами с левконською хлопком, цветными покрывалами, подушками с пухом германских гусей.

В большом Доме Менандра (с жилыми комнатами, кухнями, банями, конюшнями) в подвальных помещениях нашли монетный клад и серебряный сервиз, количество вещей в котором достигла ста восемнадцати образцов. Канфар (бокал для вина) из Дома Менандра - шедевр ювелирства. Его боковые стороны украшены веточками масла с ягодами, а край - изысканным чеканным орнаментом. Сенсацией стала находка 2000 года в Помпеях комплект столового серебряной посуды Древнего Рима 1 века, совокупный вес которого достигло девяти килограммов. Среди найденного - бокалы и блюде разных размеров для пищи или хранения еды, для вина и воды. Серебряный сервиз был тщательно упакован в плетеные корзины и спрятано в подвалах недостроенных бань, где каждый стал бы их искать. Комплект получил название - The Moregine Silver Treasury. По предположениям, обладатель спрятал клад при первых угрожающими признакам пробужденного вулкана с целью забрать его позже. Возможно, он погиб, так и не забрал. Даже гири для взвешивания товаров имели особую форму - в виде детской или женской головки в виде свиньи и т.д.. Кольца входной двери часто имели вид лица Медузы Горгоны, считалось, что она гонит прочь от жилья проблемы.

  • Серебряная посуда

  • Кладовая с амфорами на Форуме в Помпеях

  • Ларариум дома Веттиив, лепка

  • Древнеримское стекло


10. Театральные сооружения Помпей

Помпеи - небольшой и провинциальный, курортный город. Но оно имело два театры и цирк для гладиаторских боев. Оба театра расположены в южной части города рядом друг с другом. Считают, что театральные представления устраивали часто, без них не обходилось ни одно торжество или торжества.

10.1. Большой театр Помпеи

Pompeii - Villa del Cicerone - Street Musicians Detail 3 - MAN.jpg

Театр возник в городе в 200 - 150 годах до н. н.э. Первоначально это была постройка эллинистического образца. Зрительный зал создали на склонах холма. В 1980-е гг были проведены осторожные исследования на участке сцены. Были найдены остатки округлой Скене, бокового стены и остатки помещений, которые назывались проскения. В период 31 г. до н. е. -14 г н. е. архитектор Марк Арториус перестроил эллинистический театр на римский манер. Деньги на перестройки театра дали Марк Олкон Руф и Марк Олкон Целер.

Античный хор потерял свое значение, так орхестра была значительно уменьшена. Ее окружили зрительские кресла. Скене поднята вверх на три ступеньки. Римская сцена заканчивалась высокой стеной с нишами, колоннами и портиками, которая служила архитектурной, постоянной декрациею. За стеной-декорацией были служебные, театральные помещения. Сохранившиеся остатки трех дверных проемов и остатки стен-декорации. Каменный склон зрительного зала использовали для ее увеличения. В скале вырубили еще пять зрительских рядов, которые поддерживала понизу склепинчата галерея, построенная и вершине холма. Выстроили и новый фасад, украшенный лишь аркадой. До времен представлений над зрительным залом создавали временный тент для защиты от жаркого солнца. После перестроек Большой театр Помпей принимал около 5.000 зрителей.

В годы правления императора Нерона, и себя считал большим актером, римское общество пережило оживление интереса в театре. Сооружения за сценой театра в Помпеях - перебудуваы на репетиционный двор школы гладиаторов, достроили гладиаторские казармы с рядом малых кладовых, где жили эти актеры-смертники. Вкусы римской публики не отличались культурой. Сохранилось горький описание римского драматурга Теренция о провале его спектакли-комедии "Свекровь". Когда толпа в театре услышал, что неподалеку "будут гладиаторы, соскочил с ругательствами и сутолокой, полетел с криками, чтобы сражаться за лучшие места".


10.2. Одеон в Помпеях

Его построили в 80 - 75 годах до н. е. на деньги двух меценатов - Квинтус Валгус и Порциуса. Он прислонился к восточной стены Большого театра Помпей. Сооружение создали по единому плану, она не была перебдована и невольно стала старейшим из сохранившихся древнеримских Одеон. Одеон - небольшие театральные сооружения, помпейский был рассчитан на 800 зрителей, максимум 1000. Высокие стены соединяют злядацьку зал и сцену в единый ансамбль. Два сводчатые коридоры наряду с боковыми сторонами сцены служили входами. Одеон имел места для почетных гостей и жителей города вокруг сцены. Прекрасно сохранилась пол Одеон, созданная из панелей белого, розового и серого мрамора. Одеон служил для концертов и спектаклей мимов.

  • Актеры в театральном костюме, Мозак Дома поэта трагедий, фрагмент

  • Музыканты, мозаика из Помпей, Национальный археологический музей (Неаполь)

  • Дом Фавна, мозаика из театральной маской

  • Актерская маска для комедий. Фреска из виллы в Боскопеале.


10.3. Цирк (амфитеатр) в Помпеях

Амфитеатр в Помпеях, фреска. Драка между зрителями 59 года н. е. на площади.
PompeijZirkus.jpg
Pompeya.Anfiteatro y palestra retouched.jpg

Амфитеатр в Помпеях расположен на восточной окраине города вплотную к крепостной стене. Верхние места для зрителей были расположены настолько близко к крепостных башен, что последние использовали для шестов, поддерживавших холщовый тент над зрительным залом. Цирк в Помпеях выстроена на средства тех же Квинтус Валгус и Порциуса, которые дали деньги на сооружение Одеона. Сооружение помпейского амфитеатра отличалась от поздних конструкций, известных по зрак римского Колизея. Помпейский амфитеатр удлинен и раскидистый. Использовали как склон холма, так и строительные технологии. Арена создана на искусственно вырытой участке. Только два верхних зрительские ряды опираются на склепинчату галерею, которую поддерживает мощный фасадный забор с аркадой. Перед амфитеатром со стороны города образовали площадь, где торговали напитками и едой.

Арена - эллипс размерами 66,7 на 35 метров. Из соображений безопасности арену (где убивали диких зверей и людей) огородили стеной в два метра высотой. Поверхность защитного стены использовали для стенописей со сценами гладиаторских боев. Пять первых рядов предназначались для почетных горожан и аристократов. Среднем двадцать рядов отдавали за плату. Последние восемнадцать рядов были бесплатными. Помпейских женщин начали пускать в амфитеатр только по приказу императора Октавиана Августа только на самой верхней ряд в специальные маленькие ложи. Амфитеатр рассчитан на 19-20.000 посетителей. Примерно - это все жители тогдашних Помпей.

На бесплатные места поднимались по лестнице с самого майдана. На арену выходили два коридора. Один использовали почетные горожане, которые занимали первые пять рядов. Этим же коридором на арену выпускали гладиаторов или диких зверей. Вторым коридору тащили раненых или трупы убитых зверей и гладиаторов. На арене проходили только поединки с дикими зверями (бестиарии) или гладиаторские бои. Бумаги не было. Афишами становились штукатуренные стены домов, надписи на которых гласили о предстоящих боях. Амфитеатр в Помпеях нашли и раскопали одним из первых, еще в 16 веке. Его трибуны сохранились плохо. Хорошо сохранился фасад со стороны площади с угловыми лестнице на верхние места. Фасад здания практически совпадает с древнеримской фреской с его изображением.

Римское общество состояло из жестоких и часто психически травмированных. Гладиаторские бои могли перерасти в потасовки между зрителями, одна из которых произошла и в Помпеях. Зрители бились на трибунах, а затем на площади возле амфитеатра, калечили и убивали, портили соседние дома, магазины, сады и огороды с овощами. Жалобы дошли до Рима и Сенат наказал Помпеи запретом на проведение гладиаторских боев на десять (10) лет. О трагическом случае 59 года н. е. сообщал сам историк Тацит.


11. Храмы города

11.1. Храм Юпитера

Храм Капитолийской триады, план.

Храм Юпитера стоял на центральном форуме города. Сооружение было в традициях итальянской архитектуры - на подиуме, куда вели широкие лестницы. На площадь выходил портик, за которым зал со скульптурой божества. Председатель этой гигантской статуи нашли археологи и перевезли в Неаполь. На месте храма выстроили новый храм Капитолийской триады - на честьЮпитера, Юноны и Минервы. Для этого увеличили зала - целлы, ее боковые стены прикрыты рядом колонн, а напротив входа в стене - три ниши для трех священных скульптур. Храм сохранился плохо.


11.2. Храм Веспасиана

Относительно небольшой помпейский храм в честь Гения императора Веспасиана. Стоял на подиуме, на который поднимались боковыми лестницами. Перед входным портиком стоял алтарь, украшенный рельефом с изображением жертвоприношения быка. Археологи предполагают. что первоначально храм был нв честь императора Августа. Затем храм посвящали в честь черговоговолодаря Рима, последний раз - в честь Веспасиана.

11.3. Храм Ларов

Храм Ларов, по предположениям, поздняя перестройка храма в честь какого из императоров. Но он был недостаточным для пышного культа властителя Рима, его площадь - 18 на 21 метр. После восстановления разрушенного землетрясением 62 года постройки, храм посвятили в честь ларов. В нишаххраму столялы скульптуры ларов, перед ними - языческий алтарь.

11.4. Храм Изиды

Уголок Помпей с храмом Изиды.

Изида - неримська богиня. Ее культ принесли на Аппенины еще в римскому сутки, по предположениям - в 2 ст. до н. н.э. Римская культура унаследовала несколько культов восточного происхождения: культ иранского Митры, Кибелы из Малой Азии, позднее христианство. Но официально лишь культ Изиды признали официально, и для верующих разрешили строить храмы. Археологи нашли несколько статуэток богини Изиды в частных домах жителей Стаб, Геркуланума, самих Помпей, что свидетельствует о популярности культа Изиды среди небогатых слоев населения. Римляне принимали Изиду как покровительницу материнской любви и даже безопасности моряков. Размещения храма Изиды - несколько неожиданное, практически в центре города, недалеко от треугольного форума. Но уголок сокровенный, скрытый и отделен от окружающих - стенами. Как и другие сооружения Помпей, храм Изиды пострадал от землетрясения 62 года н. е. Богатый Попидиум Сельсинус дал деньги, благодаря этому храм после повреждений был восстановлен.

Храм Изиды - это самая храмовое сооружение и перистиль с двадцати пяти колонн. Колонны сделаны не из камня, а выложенные из кирпича и оштукатурены. Колонны когда-то были окрашены и имели небольшие рельефы с египетскими мотивами. Храм построили на невелчкому подиуме, куда поднимались шестью ступенями. Храм П - сходный по поземных планом, в центе ниша, где когда-то стояла скульптура Изиды, по бокам - два киоска с нишами, где когда-то тоже стояли скульптуры. Во времена извержения вулкана скульптуру Изиды пытались спасти и вынули из храма. Ее нашли археологи и передали на экспонирование в Неаполь. Архитектура храма - практически эллинистическая с примесью римской, размеры комплекса - 22,5 на 19,5 м. Но рядом был бассейн, где по предположениям хранили воду в реки Нил, которую здесь считали священной. В Геркулануме найдена и фреска с церемонией у храма Изиды. Жрец с выбритой головой носит священный сосуд, а рядом представлены птицы - священные ибисы.

  • Худ. Пьетро Фабри. "Раскопки у храма Изиды"

  • Раскопан храм на 1881 год.

  • Часовня во дворике

  • Общий вид храма


12. Быт (закусочная Ветуция Плацид)

"Похищение Европы Зевсом в виде быка", фреска

Современные названия получают не только частные дома, но и бытовые учреждения. 2010 года закончили ремонт в закусочной (термополии) Ветуция Плацид. Название дали от надписи на фасаде с призывом голосовать за этого Ветуция, хотя он не был обладателем заведения. В термополии хорошо сохранились стол-прилавок, обеденный зал с кроватями, небольшой сад (где выращивали овощи и душистые травы для поваров). Мур обеденного зала украшала фреска с сюжетом "Похищение Европы". Первоначальное планировки и оборудования относятся к наиболее сохранившихся в Помпеях, что обусловило желание возобновить работу заведения после Ремонт в столовой. По предварительному плану Термополий способен накормить триста первой посетителей в день открытия. Бытовой заведение не обещал неожиданностей для археологов. Неожиданностью стал монетный клад, найденный в горшке, в которых обычно хранили не деньги, а еду. Вероятно, обладатель скрыл деньги в надежде вернуться в город после извержения вулкана. Современная находка монетного клада свидетельствует, что возврата не вибулося.


13. Надписи в Помпеях

(Граффити с помпейской базилики).

"Я удивляюсь тебе, о, стена, как могла ты не рухнуть,
А продолжаешь нести надписей столько несоромьязних. "
Cane canem - cтережись собаки! Надпись в Доме поэта трагедий.

Надписи в Помпеях - радость для филологов и историков, специалистов по палеографии, настолько они разные, потому что есть отголосок реальности с ее торжеством, угнетением, радостями и противоречиями, аморальными поступками. Это и граффити на штукатурке, и призывы для голосования, и афиши о предстоящих боях гладиаторов. Надписи - свидетели перестроек храмов с указаниями имен господ города, которые давали деньги на восстановление храмов, героических страниц обороны города. Помпеи дважды блокировали военные Суллы. Ведь помпеяны-оскы воевали на стороне Ганнибала против римлян. Первый раз Сулла так и не покорил город, на крепостных стенах между Геркуланськимы и Везувианськимы воротами еще остались дыры и выбоины от каминюк римских стенобитных машин. А в городе - остались надписи оскською языке о военные посты осков и самнитов. Армия Суллы второй воевала город и таки покорила Помпеи. Римляне колонизировали Помпеи, привнесли свои законы и традиции, свой язык. Надписи могли быть короткими вроде магических призывов или просьб к богам ("Привет, прибыль!"), Или длинными, как на афишах (известие о боях двадцати гладиаторов рабовладельца Лукреция Сатрия и даже указание о тент от жаркого солнца для защиты зрителей).


14. Дорога гробниц

К.Брюлов. "Последний день Помпеи"

Где люди, там и захоронения. В Помпеях, как и в иншихримських городах, прятали за крепостными стенами и на перекрестке путей. Самый кладбище Помпей расположен в Геркулинською воротами на пути к Виллы Мистерий. Кладбище получило название-Дорога горбниць. Именно сюда перенес действие своей картины "Последний день Помпеи" художник Карл Брюллов, посетивший раскопанный часть кладбища. Некрополь раскапывали одним из первых более 80 лет (1763 - 1838 гг) в надежде на находки в древнеримских захоронениях.

Но значительную художественную и научную ценность имели и сами надгробия и склепы. Их создавали на подиумах вдоль вымощенной каменными глыбами дороги и окружающих кипарисами и виноградными лозами, иногда садиками. Единого стандарта надгробий не было. Здесь были и колонны с погребальными вазами, и алтари, и часовни со стенописи и рельефами, и мавзолеи аристократов. В гроб с покойником также закладывали гирлянды и цветы, в женские - ее украшения и даже парики.

  • Среди почетных захоронений - могила жрицы маме в виде закругленной каменной скамьи с боковыми волютами. Маме похоронил Муниципалитет Помпей на собственном участке кладбища. При жизни она дарила Муниципалитет деньги на строительство храма Веспасиана, политически важного для Помпей.
  • По надгробных рядом маме - остатки ротонды гробницы семьи Истацидиив. Это был мавзолей с ротондой и мемориальной скульптурой, окруженной колоннадой, от которой зберизглися сих пор лишь три колонны.
  • Надгробие Умбричио Скавра украсили рельефом с поединками гладиаторов.
  • Алтарь с мавзолеем Мунацио Фаусто и его жены Неволеи Тихая украсили рельефами с похоронной походкой и в раме - парусника. Неволея Тихое при жизни прославилась тем, что давала деньги на строительство морских судов.
  • остатки ротонды гробницы семьи Истацидиив.

  • Pompeje 017.jpg
  • Pompeji um 1900 strasse.jpg
  • Pompeje 014.jpg

15. Проблемы сохранения раскопанной части города

Восстановленный крышу на вилле Мистерий.

Руководство объявило о прекращении археологических раскопок в городе. Разрешены только консервационные, ремонтные и реставрационные работы. Потому в Помпеях во всей остроте восстали проблемы сохранения уже раскопанной части города. Проблемы те же, что и в Геркулануме. Главной целью первых, хищнических раскопок в Помпеях был страстный, неконтролируемый поиск драгоценных и художественных объектов античного искусства. Их изымали из первоначальных мест и продавали в частные коллекции богачей, местных и иностранных. Находки из Помпей хранят музеи Германии, Франции, США, Великобритании и т.д.. Вместе объекты, которые, по мнению первых исследователей, составляли денежной или художественной ценности, безжалостно уничтожались или были повреждены. Методы проведения археологических работ в 18-19 вв. были такие несовершенные, тоже нанесло ущерб Помпея. Сейчас серьезную проблему представляет вандализм туристов, которые принимают обломки на память и делают надписи на стенах и поверх древних фресок. В Помпеях живут бездомные собаки. Новая проблема - оползни древних сооружений. Еще 2008 года правительство Италии было вынуждено признать, что состояние античных сооружений в Помпеях - катастрофический, а посещение города - опасные для туристов. Из соображений безопасности ряд объектов закрыт для посещения, для туристов создали новые стенды и экраны с восстановленными изображениями помпейских сооружений. Объявили и о создании нового Археологического музея в Помпеях. В Помпеях реализована программа электрического освещения. Тем не менее -

  • 1980 год - Помпеи пострадали от очередного землетрясения
  • 06.11.2010 - известие об обвале Школы гладиаторов в Помпеях (Schola Armaturarum)
  • 30.11.2010. - Обвалился забор в саду Дома моралиста
  • 01.12.2010. - Известие об обвале еще двух стен в городе на улице стаб.

Школа гладиаторов в Помпеях (как Антиквариум) пострадал еще от бомбежек в годы 2-исвитовои войны. В 1950-е годы ее наскоро ремонтировали, поскольку на ее стенах сохранялись фрески. 06.11.2010 упала не одна стена, а все сооружение. Исчезли исторические фрески и реставрирована шкаф для хранения оружия гладиаторов. Виновниками объявили - дожди ... Пылкие сторонники Помпей сразу создали виртуальную модель уничтоженной школы гладиаторов, но это не оправдывает позорный случай.

Раскопки в Помпеях и популяного туристический объект - сфера заинтересованности организованной преступности. Не прекращаются и хищения ценных археололгичних находок. Среди последних - похищение нескольких фресок.


Источники

  • Сергеенко М. Е. "Помпеи", М.-Л., 1949
  • Сергеенко М. Е. "Простые люди древней Италии", М.-Л., 1964
  • Сергеенко М. Е. "Жизнь древнего Рима", М-Л., 1964
  • Сергеенко М. Е. "Ремесленники древнего Рима", Л., "Наука", 1968
  • Все о чудесах света. Атлас-справочник. Сн.-Петербург, "Кристалл", 2007, с. 86 - 87. ISBN 978-5-9603-0081. (Рус.)
  • Luciana Jacobelli: Gladiators at Pompeii, Getty Publications, 2003
  • Michael Grant: Pompeji, Herculaneum. Untergang und Auferstehung der Stdte am Vesuv. Gondrom, Bindlach 1988 (Originaltitel: Cities of Vesuvius, 1971), ISBN 3-8112-0602-8
  • Liselotte Eschebach: Gebudeverzeichnis und Stadtplan der antiken Stadt Pompeji. Bhlau, Kln-Weimar-Wien 1993.
  • Paul Zanker: Pompeji. Stadtbild und Wohngeschmack. Kulturgeschichte der Antiken Welt. Bd 61. Zabern, Mainz 1995, ISBN 3-8053-1685-2
  • Robert tienne: Pompeji. Das Leben in einer antiken Stadt. Reclam, Stuttgart 1974, 1998 (5.Aufl.), ISBN 3-15-010370-3
  • Filippo Coarelli (Hrsg.), Eugenio La Rocca, Mariette de Vos Raajimakers, Arnold de Vos: Pompeji. Archologischer Fhrer. Lbbe, Bergisch Gladbach 1993, 1999, ISBN 3-404-64121-3
  • Filippo Coarelli (Hrsg.): Pompeji. Hirmer, Mnchen 2002, ISBN 3-7774-9530-1
  • Valentin Kockel: Pompeji. In: Der Neue Pauly. Bd 15/2, Sp. 472 - 490.
  • Thorsten Fitzon: Pompeji. Rezeption des freigelegten Pompeji in Literatur und Film. In: Der Neue Pauly. Bd 15/2, Sp. 490 - 496.
  • Thorsten Fitzon: Reisen in das befremdliche Pompeji. Quellen und Forschungen zur Literatur-und Kulturgeschichte. Bd 29. Walter de Gruyter, Berlin-New York 2004, ISBN 3-11-017898-2
  • Ciro Nappo: Pompeji. Die versunkene Stadt. Verlag Karl Mller, Kln 2004, ISBN 3-89893-563-9
  • Jens-Arne Dickmann: Pompeji. Archologie und Geschichte. Verlag CH Beck, Mnchen 2005, ISBN 3-406-50887-1
  • Hornblower, Simon and Antony Spawforth. Oxford Classical Dictionary. London: Oxford University Press, 1996. 254.
  • "The Villa of P. Fannius Synistor at Boscoreale". The Metropolitan Museum of Art Bulletin Winter 1987-88: 17-36.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам