Помпео Батони

Помпео Батони ( итал. Pompeo Girolamo Batoni 25 января, 1708 - 4 февраля, 1787) - итальянский художник 18 века переходного периода от итальянского барокко до классицизма.


1. Жизнеописание

Родился в городе Лукка, происходит из семьи ювелира, Паолинo Батони. Вероятно, что первые навыки рисунка получил от отца. В 1727 году перебрался в Рим, оставался известным центром европейского барокко. Помпео продолжил обучение в Агостино Maзуччi, второй его учитель - Себастьяно Конка. Художественная манера раннего Помпео Батони имела влияния Франческо империал (1679-1740).

2. Первый меценат

Первым покровителем художника в Риме стал Форте Габриелли. По легенде, они познакомились случайно. Габриелли спрятался от непогоды под колоннаду на Капитолийском холме, где увидел художника, старательно копировал древнеримские рельефы. Они познакомились. Визит в мастерскую художника и просмотр его произведений вызвал восхищение и Габриелли сделал первую значительную закажите - алтарь "Мадонна со Святыми семьи Габриелли" ( 1739).

В начале 1740-х годов он начал получать и другие заказы. Успехи были столь значительными, что в 1741 году его сделали членом римской художественной Академии Сан Лука. Среди популярных произведений этого периода - религиозный образ "Экстаз Святой Екатерины Сиенской" (1743). Полотно "Падение Симона мага" окрепло авторитет художника. Образ перенесли в собор Св. Петра.


3. Популярный портретист

"Офицер британской армии Уильям Гордон", 1765

В Риме раскрылся и талант Помпео Батони как портретиста. Особенно популярным он был среди британских богачей, делали модный Гранд Тур по Европе с посещением Италии и Рима. Батоне хорошо усвоил стилистику интернационального парадного портрета, хорошо укладывался в требования изображения джентельмена, образцового британского аристократа с деньгами, досугом и самоуверенностью. Парадные портреты Батони и напоминали парадные портреты Антониса ван Дейка или Годфри Неллер, и отличались остатками стилистики барокко, и одновременно - элементами рококо. Количество созданных портретов равнялась двух сотен. Со временем выработалась стериотипна схема подобных изображений, которую уризномаитнювалы пышные аксессуары, повороты туловища или головы, несколько изменены жесты. В руках портретируемых персонажей Батони - часто книга, нотная тетрадь или бумагу как намек на добропорядочном досуга или государственные дела.

Среди портретируемых - были и такие экзотические для Италии фигуры, как шотландец Уильям Гордон (портрета которого художник предоставил героического окраска) или гетман Кирилл Разумовский (портрета которого художник добавил ауру сторонника искусств). Помпео Батони на какой-то период занял главное место в искусстве Рима. Англо-американский художник Бенджамин Уэст в 1760 году разочарованно заметил, что римские мастера не могли ни говорить, ни смотреть на что-то другое, кроме картин Помпео Батони.

Среди именитых заказчиков картин или портретов Батони -

  • папа римский Пий VI
  • Великий князь Павел, будущий российский император
  • Иосиф II, император священный Римской империи
  • Кардинал Жан-Франсуа Жозеф де Рошешуар
  • Эдуард Август, герцог Йоркский.

4. Батоне и художники из разных стран

"Геркулес на пересечении путей", Эрмитаж.

Батоны стал довольно модным художником в Риме, особенно после переезда Антона Рафаэля Менгса, своего главного конкурента, в Испанию в 1761 году. Помпео Батоны поддерживал дружеские отношения с Винкельманом, посещал мастерские французских мастеров, среди которых был и Жак-Луи Давид, и россиянин Иван Мартос. Новое открытие древнеримской антчности для себя, сделанное Давидом, пленило и уважительного мастера. Манера Помпео Батони тоже начала эволюционировать в сторону неоклассицизма конца 18 стрлиття, не принимая, однако, резких форм или радикального наполнения, родит революционный классицизм во Франции. По преданию, он завещал свое палитру и кисти не сыновьям, а Жаку-Луи Давиду.


5. Семья

Помпео Батони был дважды женат. С первой женой Екатериной Сеттимо женился в 1729 году. После смерти Катарины в 1742 году женился с Люсией Фаттори в 1747-м. Помпео Батони - отец двенадцати детей. Три его сына были помощниками в его студии.

С 1759 года семья Батони жила в большом доме на Виа Бокка ди Леоне в Риме, где также мастерская, выставочные залы и школа рисования. Помпео Батони умер в Риме.

6. Избранные произведения

"Джон, маркиз Монтермер", 1760
"Портрет Великого князя Павла, будущего императора", 1782
"Леди Мэри Фокс", 1767,
  • алтарь "Христос и Святые Джулио, Василисса, Сельсус и Марционилла", 1736, музей Пола Гетти
  • аллегория "Триумф Венеции", 1737, Музей искусств, Северная Каролина
  • "Венера и Амур", Одесса
  • алтарь "Мадонна со Святыми семьи Габриелли", 1739
  • "Аполлон и две музы", 1741, Варшава, дворец-музей Вилянов
  • "Воспитание Ахилла кентавра Хирона", 1746, Уффици, Флоренция
  • "Хронос приказывает Старости уничтожить красоту", 1746, Национальная галерея (Лондон)
  • "Божество Вулкан", 1750
  • "Фредерик Норт, 2-й граф Гилфорд", 1753
  • "Карл Евгений, князь Вюртембергского", 1756, Вюртембергского земельный библиотека, Штутгарт
  • "Брак Амуре и Психее", 1756, Берлин
  • "Папа римский Климент ХИИИ Реццонико", 1758, Галерея Академии, Венеция
  • "Карл Комптон, 7-й граф Нортхэмптон", 1758, Музей Фицвильяма, Кембридж
  • "Принцесса Джачинто Орсини Буонкампаньи Людовизи", 1758, прив. сборник
  • "Сэр Виндхья Неткбул-Виндхья", 1759, Музей искусств, Лос-Анджелес
  • "Молодая дама в виде Дианы", Сан Пауло, Бразилия
  • "Джон, маркиз Монтермер", 1760
  • "Диана и Купидон", 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • "Портрет Чарльза Кроули", 1762, Лувр
  • "Кардинал Жан-Франсуа Жозеф де Рошешуар", 1762, Художественный музей (Сент-Луис), Миссури, США в
  • "Гаэтано II Сфорца Чезарини, князь ди Сеньи", 1763
  • "Портрет Эдуарда Августа, герцога Йоркского и Олбани", 1764
  • "Офицер британской армии Уильям Гордон", 1765, замок Фив, Абердиншир
  • Портрет Кирилла Разумовского (Помпео Батони), 1766
  • "Леди Мэри Фокс", 1767,
  • "Портрет Томаса Фортеску", 1767
  • "Уильям Кавендиш, 5-й граф Девоншир", 1768
  • "Сэр Грегори Пейдж-Торнер", 1768. Собств. сборка.
  • "Фетида отдает Ахилла на воспитание кентавру Хирону", 1770, Эрмитаж
  • "Иосиф II, император священный Римской империи", 1770
  • " Возвращение блудного сына (Помпео Батони) ", 1773, Вена, Музей истории искусств
  • "Хосе Монино, 1-й граф Флоридадбланка", 1776, Художественный институт Чикаго
  • "Святое Семейство со Святой Елизаветой", 1777, Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • "Изабелла Потоцкая как муза Полигимния", 1779, дворец-музей Вилянов, Варшава
  • "Портрет Джорджа Герберта, 11-го графа Пембрук", 1779
  • "Князь В. Куракин"
  • "Сэр Томас Гасконье", 1779
  • "Филипп Нереуш Рачинский", 1780
  • "Французский адмирал Пьер Андре де Суффрен де Сен Тропе", 1785
  • "Сэр Уильям Фицхерберт", 1786
  • "Мария Магдалина в пустыне"
  • "Портрет Великого князя Павла, будущего императора", 1782
  • "Геркулес на пересечении путей", различные варианты
  • "Сусанна и старцы", Музей Цивик, Павия
  • "Графиня Сан Марино", 1785, музей Тиссена-Борнемисса
  • "Экстаз Екатерины Сиенской", Лукка
  • алтарь "Мадонна с младенцем и святыми", пинакотека Брера, Милан
  • "Папа римский Пий VI",

Источники

  • Anthony M. Clark, Pompeo Batoni, Oxford, Phaidon 1985.
  • Pier Paolo Quieto, Pompeo Girolamo de 'Batoni. L'ideale classico nella Roma del Settecento, Roma, Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, 2007.
  • Pompeo Batoni 1708-1787. L'Europa delle Corti e il Grand Tour, catalogo della mostra a cura di L. Barroero e F. Mazzocca, Milano, Silvana Editoriale, 2008.
  • Francesca Centurione, Scotto Boschieri, Un tea con Batoni, Lucca, Maria Pacini Fazzi, 2008.