Надо Знать

добавить знаний



Понятие



План:


Введение

Понятие - форма мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречия и развития; мнение или система мыслей, обобщает, выделяет предметы некоторого класса по определенными общими и в совокупности специфическим для них признакам.

Общее понятие выражает действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей.


1. Понятие в широком смысле и научные понятия

Различают понятия, в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), которые выражают, являются научными сроками. В понятии выделяют его содержание и объем. Совокупность обобщенных, отраженных, в понятии предметов называется объемом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, - его содержанием. Так, например, содержанием понятия "Параллелограмм" является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объемом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие понятия предполагает изменение его объема и содержания.


2. Происхождение понятий

Переход от чувственного степени познания в логического мышления характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия - сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнения, анализ, синтез, абстрагирования, идеализация, обобщение, эксперимент и т.д.. Понятие - это необразный, выраженное в слове отражение действительности. Оно находит свое реальное мысленно-языковой бытие только в развертывании определений, в суждениях, в составе определенной теории.

В понятии выделяется и фиксируется, прежде всего, общее, которое достигается за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, т.е. конкретно-всеобщим. При этом общее в понятии относится не просто к экземплярам данного класса, характеризуются общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.


3. Понятие в истории философии

В подходе к понятию в истории философии оказались две противоположные линии - материалистическая, такая, что считает, что понятие объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие - мнимая сущность, которая возникает спонтанно, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализма рассматривает понятие как последнюю реальность, не относится к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созданные "свободной игрой сил духа". Неопозитивисты, сводя понятие к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.

Будучи отражением объективной реальности, понятия такие же пластичные, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Научные понятия не есть нечто законченное и завершенное, наоборот, они содержит в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определенных этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в понятиях, диалектически развивающихся.


3.1. Определение понятия у Канта

Под понятием Кант понимал любое общее представление, поскольку последнее фиксировано сроком. Отсюда и его определение: "Понятие есть общее представление или представление того, что является общим для многих объектов, следовательно - представление, что может содержаться в различных объектах"

3.2. Определение понятия у Гегеля

Понятие для Гегеля - прежде всего синоним действительного понимания сути дела, а не просто выражение любого общего, любой сходства объектов созерцания. В понятии раскрывается истинная природа вещи, а не ее сходство с другими вещами, и в нем должна находить свое выражение не только абстрактная общность но и особенности его объекта.

Вот почему, с точки зрения Гегеля, формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которые и раскрывается через различные формы мысли и заключения, а в уме выступает наружу. Неудивительно, что любая мысль ломает форму абстрактного тождества, является ее самоочевидным отрицанием.


4. Понятие в формальной логике

Понятие в формальной логике - это элементарная единица мыслительной деятельности, характеризуется известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении? От словесного выражения этой деятельности. Понятие - это то, что выражается (или обозначается) любой значимой (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений [ ]), А если перейти от масштабов языка в целом к "микроуровня", то - членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в ее формальнологичному аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трех областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.

  1. Процесс образования понятия естественно описывается терминах гомоморфизма; разбивая множество объектов, которая нас интересует, классы "эквивалентных" в каком-либо отношении элементов (т.е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересуют нас в данный момент), мы получаем новую множество, гомоморфные исходной, по выделенным нами отношением эквивалентности. Элементы этой новой множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерозчленовувани объекты, полученные в результате "склеивания" всех неразличимых по фиксированным нами отношений исходных объектов в одну "комок". Эти "комки" отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем понятиями, полученными в результате мнимой замены класса близких между собой представлений одним "родовым" понятием.
  2. При рассмотрении семантического аспекта проблемы понятия необходимо различать понятия как некий абстрактный объект, и выраженной в слове (что вполне конкретным объектом): названием или сроком. Объемом понятия называется та самая совокупность "склеиваемых" в это понятие элементов, о которой сказано выше, а содержанием понятия - перечень признаков (свойств), на основании которых проводилось это "склейки". Объем понятия - это денотат (значение) названия, обозначает, а содержание - концепт (смысл), который это название выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих эти признаки, и наоборот, чем уже содержание понятия, тем шире его объем; эту очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.
  3. Формальнологичну проблематику, связанную с теорией понятия, можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов. Семантика этого исчисления такова, что легко описывается субъектно-предикатной структурой мыслей, которая рассматривается в традиционной логике ( субъект, есть подлежащее, - то, о чем говорится в предложении, выражающего данную мысль; предикат, то сказуемое, - то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко хоть и естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) можливить более одного субъекта в предложении, причем (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только сказуемые, но и дополнения - "объекты"; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в частности выражены многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определение. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строя всегда можно отнести к одной из двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, который "мобилизуется" для выражения понятия, показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа "всякий", "любой", "некоторый", "существует" и т. д., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выраженные с помощью членов языка, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как названия понятий: последние найбуквальнишому образом, а первые, будучи переменными, "пробегают" некоторые "наглядные области", служащие объемами понятий, и если они постоянные ( константы), то есть именами собственными, такими, обозначающих конкретные предметы из этих предметных областей. Предикаты - это содержание понятий, а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, - объемы; что касается термов, то они либо родовыми именами для произвольных "представителей" некоторых понятий, либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологична проблематика, связанная с теорией понятия, оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратной отношение проявляется перефразирование тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний или ее обобщениях в логике предикатов.

5. Классификация понятий

В быту, и в науке, значение слова "понятие" может отличаться от его значения в философии или формальной логике. Понятие можно выделить абстрактные и конкретные, и в каждом случае эмпирические и теоретические.

Понятие называется эмпирическим, если оно произведено на основе сравнения общих свойств некоторого класса объектов или явлений.

Понятие называется теоретическим, если оно произведено на основе анализа некоторого класса явлений (или объектов) с помощью ранее произведенных понятий, концепций и формализмов.

Понятие называется конкретным, если оно относится к определенному объекту окружающего мира, абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.

В абстрактных эмпирических понятий можно отнести, в частности неписаный и порой довольно расплывчатый кодекс поведения определенной социальной группы, возможно, даже уголовной который в общих чертах определяет, какие действия считаются правильные или "неправильные" (Беспредел).


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам