Потелич

Потелич (древние названия - Потилич, Телич, Подтелич, Пидтелич) - село в Жовковском районе Львовской области. Расположен на реке Телки, между живописными холмами Расточье.

Неподалеку от села находится Потелыцкая заказник.


1. Важнейшие архитектурные памятники Потелич

  • Деревянная церковь Святого Духа (1502) - Построена гончарами с. Потелич на месте церкви Бориса и Глеба. Ремонтировалась в январе 1936 мастером К. Доминикович: заменены дубовые устои, заменены перекрытия восточного объема, над которым установлена ​​барочная неф, отремонтировано крыльцо, а также южные и западные двери. Деревянная, трехсрубная, двуглавый с навесом на выпусках венцов и кронштейнах. Состоит из почти квадратного центрального сруба, к которому присоединяются с запада - квадратный женскую, с востока - граненый пьятистинний сруб с небольшими нишами с севера и юга. Центральный сруб перекрыт шатровым верхом с другом заломом, восточный - восьмигранным верхом с фонариком и верхушкой, женскую накрыт скатной крышей. Западные и южные двери украшены коваными петлями художественной работы. Кованые решетки окон выполнены во время ремонта 1736 В интерьере высотно открытое пространство центрального шатрового верха с одним заломом, восточный сруб перекрыт сомкнутым срубным сводом, женскую - плоским потолком. На стенах - монументальная живопись 1620-1640 гг, которому был нанесен значительный ущерб во время ремонта в XVIII в. В 1970-1972 гг ансамбль отреставрирован (архитекторы Б.Я. Киндзельський, И. Г. Могитич). Тогда же отреставрированный живопись.
  • Колокольня Святодуховской церкви (17 в.) - Находится на юго-восток от церкви. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, увенчанная шатром. В 1936 отремонтирована Доминикович. Достопримечательности относятся к выдающимся произведениям галицкой школы народной архитектуры.
  • Каменная церковь Святой Троицы (17 в.)
  • Колокольня Троицкой церкви (1593) - Деревянная, каркасная, квадратная в плане, завершена высокой шатровой кровлей, под которой размещена ажурная аркада. Низ колокольни опоясан навесом большого выноса, который поддерживается приставными кронштейнами. Сооружение, которое достигает высоты 20 м, отличается монументальностью и строгостью архитектурных форм. Относится к выдающимся памятникам народной деревянной архитектуры.
  • Каменный костел Святого Станислава (1826)
  • Древнерусское городище

2. История

Первое упоминание о Потелич встречается в Галицко-Волынской летописи (входящего в состав Ипатьевской Летописи) под 1262 годом, когда в Потеличе останавливался князь Даниил Галицкий. В 1818 году здесь находился польский археолог Зориан Ходаковский, который назвал Потелыцкая городище "святым городом старых славян - вокруг валом осыпанным". Сохранились еще доныне руины западной части вала. В свое время эти оборонительные сооружения защищали Потелич и старый путь, шедший из Бэлза к Надсянья. В 1498 году городу Потелич было предоставлено Магдебургское право. Потелич становится одним из крупных экономических центров. Здесь были знаменитые гончарные мастерские, фаянсовая фабрика, две гуты, пивоварня, винокурня, мельницы, воскобойня и большой ремесленный промысел - ткацкий, скорняжный, сапожный, сидлярський, кузнечный, Боднарский. В результате нападения татар в 1502 город был частично сожжен. В 1569 году Потелич вновь подвергся нападению татар. В 1648 и 1655 г. из-за Потелич проходили казацкие полки Богдана Хмельницкого. В 1875 году в Потеличе были три деревянные церкви: Святой Троицы, Святого Духа, Рождества Богородицы и костел Святого Станислава. В XVII веке, после перенесения главного торгового пути, который соединял Люблин со Львовом так, чтобы он проходил через Раву-Русскую, город пришел в упадок и уже не восстановило своего давнего значение.


Источники

"Галицко-Волынская летопись" о Потелич:

" Литва же стала была при озере (небла), но, увидев войска, выстроились они и стояли в три ряда за щитами по своему обыкновению. Василек между тем, нарядившись свои войска, пошел против них. И столкнулись они оба, и Литва, а не выдержав, бросилась наутек. Но нельзя было убежать, потому обошло было (их) озеро вокруг. И тогда они стали сечь их, а другие в озере утонули. И так перебили они их всех, и не остался из них ни один. Услышав это, князья пинские Федор, и Демид, и Юрий (Владимировиче) приехали к Васильку с питьем, и стали они веселиться, видя, что враги их побиты, а своя жена вся целая. Только один (воин) был убит из войска Василька - (боярин) Прейбор, сын Степана родовичей. После сего князья пинские поехали к себе, а Василько поехал в (города) Владимира с победой и честью великою, воздавая славу и хвалу богу, что совершил (чудо) предивнее: покорил врагов под ноги Василькове князю. Послал тогда (Василько) добычу брату своему королю (Даниилу), из (боярином) Борисом с Изеболком, - король ибо тогда поехал был в Угри, - и догнал его Борис круг (города) Телича. "

"Географический словарь Королевства Польского и других земель славянских" так описывает Потелич:

" Потелич ( пол. Potylicz ) - Вместе с Вийтивщиною, городок в Рава-Русском уезде, которое имеет почту на месте, 7 км к юго-востоку от уездного суда в Рава-Русской, под 50 ? 8ь30 "северной широты и 41 ? 10'15" восточной долготы. На северо-западу лежит Ольшанка, на запад Девятир, севернее пруссов, Гута Зеленая и Сидлиська, северо-восток Рава-Русская, на восток Каменка-Волошская (ее часть Каменка-Старое Село), ​​на юг Улицкая Середкевичи, Улицкая Зарубаны и Гута Обединська. Северной частью территории села проплывает поток Рата, от юго-запада на юго-восток, к Рави. Серединой городка плывет приток Рати - Тилиця. Воды с северо-восточной части территории забирает поток Муранка, которая плывет на восток. Городская застройка лежит по середине территории. Вокруг нее пригороды и группы зданий: Пригород Мале Пригород Большое, Долины Большие, Долины Малые, Шляпы (Во Шляпой), Луки, Горы, Луг, Горки, Клебаны, Нивы, Боровые и Вийтивщина. В западной части территории возвышается холмы Топишка, высотой до 352 м. С геологической точки зрения заслуживают внимания залежи фаянсовой и гончарной глины; также хороший известковый камень, белый песок пригоден для гуты стекла, а также бурый уголь. В почве находят много окаменелостей из прошлых эпох. Большой кусок окаменевшего Грабового дерева, который здесь был найден, король Август III выставил в своем дрезденском кабинете. Собственность больше имеет пахотной пашни 188, щелочей и огородов 70, пастбищ 13 леса 501 морг; собственность меньше имеет пахотной пашни 4616, щелочей и огородов 420, пастбищ 927, леса 274 моргов. В 1880 году было 613 домов, 2870 жителей в гмине, а 10 домов, 59 жителей на территории двора (в 1847 году было 2745 жителей и 511 домов.) По вероисповеданию было: 493 католики, 2131 греко-католик, 303 израелиты ( в 1847 году было 112 израелитив), 2 человек Иншин вероисповеданий; 431 поляк, 2195 русинов, 303 немцы. Приход римско-католическая на месте, Жолковского деканата. К прихода, основанной в 1425 году мазовецким князем Земовитом, принадлежали села: Девятир, Айнзинген, Гута Обединська, Гута Зеленая, Ямница, Ольшанка, пруссы, Смолин, Сорочьи Лозы (часть Девятир) Верхрата. В городке есть костел Св. Станислава, освящен в 1858 году. Приход греко-католическая также на месте, Потелыцкая деканата, Перемышльской епархии. Деревянная церковь Рождества Марии. К Потелыцкая деканата принадлежат прихода Белая, Верхрата, Вилька Мазовецка, Гийче, Нагое, Гребеннэ, Девятир, Журавке, Каменка-Липник, Каменка-Лесная, Каменка-Старое Село, Липская, Любича, Магеров, Рава-Русская, Руда-Лесная, Руда Монастырская, Тенятиська, Улицкая. В Потелич есть 2-х классная школа, фонд для 11 бедняков. Цветет здесь гончарство, а в начале XX века основано здесь фарфоровую фабрику, которая до недавнего времени производила продукцию, которая могла конкурировать с зарубежной, на протяжении нескольких лет производит эта фабрика только фарфоровые изделия широкого потребления.

В Потеличе родился Кассиан Сакович, автор труда, изданной в Кракове в 1624 году под названием "Epanorthosis albo Perspektiwa i objaśnienie błęd?w, herezyi i zabobon?w w greko-ruskiej cerkwi dyzunickiej". Это был сын русского священника из Потелич. Он сам был дьяком при русской кафедральной церкви в Перемышле, затем пошел на Украину и поступил в Киеве в монастырь. Затем был ректором братской школы в Киеве, а затем Дубненском архимандритом.

Во времена Речи Посполитой принадлежал Потелич к королевской собственности, в Любачивского староства Белзкого уезда и воеводства. В связи с опустошением Потелич татарами, освобождает его король Александр в 1502 году от налогов на 6 лет, а от пошлины на 2 года, от "ЧОПов" в год. В 1519 году город получил привилегию на ярмарку. По предложению Станислава с Ходча, маршала королевских войск, старосты русских земель, привилегии, которые служили городу, во время наездов татарских были уничтожены, возобновляет король Зигмунт ИИИ в 1523 году магдебургское право, предписывает, чтобы в окрестности не происходили в селах ярмарки, с ущербом для города и в противовес его привилегий вошли в привычку; чтобы в королевских деревнях отдаленных на милю от города не варили пива, только шинкари должны заказывать его в Потеличе, как и мед и водку, позволяет свободно пасти скот в зарослях и лесах, вырубать дерево на домашние нужды, ловить рыбу на реке Телич. А что теперь, пишет дальше, много находится оседлых греческой веры, называемых русинами, состоятельных мужей изведанных и уважения, постановляем, чтобы на трех римско-католических советников приходился четвертый Русин и также один заседал между семью лавниками. Прислушивался король просьбам горожан, которые в случае атак врага оказываются в большой опасности из-за того, что Любачивский замок, где они привыкли прятаться, был слишком отдален, позволяет Зигмунт И в 1533 году, чтобы на прилегающей горе называемой "Старый Городище", костел построили и обмурувалы его. А чтобы быстрее это осуществить, позволяет выставить в городе корчму с гуральней и воскобийню, из которых доход всегда идти на ремонт и ктримання костельных стен; никому из чужих не позволено будет курить водку и шинковать, ни воск делать; позволяет также построить ратушу, а почву закупить под нее, освободив от всех налогов. Оказывается однако, привилегии с 1540 года, костел не было построено, следовательно доход из водки и воскобойни и от налога из зерна в ратуше, назначает король для обмуровки замка. Король Зигмунт Август сжалившись над бедностью мещан, стремясь улучшить их быт, освобождает всех в 1552 году, которые едут с товарами от пошлины в целой стране. (Бернадинський архив во Львове. С., т. 346, стр. 814 и т. 502, стр. 1840). Привилегия с 1569 года гласит: если при наезде и опустошения города татарами граждане теряли свои привилегии и их тому восстанавливали, эти привилегии сохраняются при полном владении землями. В 1603 году запрещает король Зигмунт ИИИ нарушать права жителей Потелыцкая войту Ежи Броневский. (Бернадинський архив во Львове. С., т. 356, стр. 360). В 1615 году предоставил король Зигмунт ИИИ устав для гончарного цеха, в 1649 году подтвердил это постановление король Ян Каземир, а в 1729 году король Август II (Приложение к Газеты Львовской, 1853, № 27). В рукописи митрополита Кошки читаем: "Occiditur in oppido Potylicze Religiosus Chelmensis Sielecki, eo quo praedicaverit in templo latino a Cosacis anno 1648 (vel 1649)" (Петрушевич "Сводная галицко-русская летопись" в Литературном Сборнике 1872 и 1873, стр. 101) . В 1655 году город уничтожили казаки с союзниками (Петрушевич, там же, стр. 123, 124).

Люстрация с 1667 году ничего не говорит о Потелич, как о городе уничтожено во время шведской войны. Здесь часто бывал король Ян III уезжая из Жовквы или Яворова или Пеласковичив в Люблинском воеводстве. Так в 1672 году ехал через Потелич на сейм в Варшаву, и писал к жене, что по дороге всюду были расставлены королевские казаки, чтобы давать знак о его поездке. В 1675 году проезжал Потелич дороге в Пеласковичив в военный лагерь, и об этом писал жене о первых столкновения с турками военного стражника Зброжка, которого направил в Каменец-Подольский. В 1681 году задержался здесь в пути с Пеласкович в Яворов на охоте (Татомир, "Следы короля Яна III", стр. 88). В люстрации с 1766 года (Рукопись Осолинский, № 2835, стр. 96, 97) читаем: "Это город заложен на 119 полях, но теперь заросли лесом, едва шестая часть, на 20 полей поля осталась, которого мещане и граждане города показали преимущество , утвержден Яном ИИИ в Яворове от 14 апреля 1680, подтверждающий привилегии, записи, пожизненные льготы и права. Какой подтверждает следующие привилегии: пятая Зигмунта Августа, шестой Владислава IV, седьмой Яна Каземира. Это первая привилегия Зигмунта Августа, в котором он предоставил Магдебургское право, независимое от любой юрисдикции, свободных пастбищ ultra villam Каменка Верхрата и Кобылье Озеро, также сруба дерева на отопление и строительство позволил. Второй привилегия Зигмунта Августа, которым провиант из кабака вина и курение водки для мещан назначил. Третий привилегия Зигмунта Августа освобождая бедных мещан от налогов и пошлин, четвертый - свободный городскими почвами позволяющий; пятый - ко всем вольностей поворачивающий, назначая оплату с четверти поля по 16 денег на Любачивский замок. Шестой привилегия Владислава IV, в котором всю продукцию с воскобойни, ветчину для города назначил, три ярмарки, имеющие по 12 недель продолжаться, со свободным выбором торгового советника, и недельные торги по свободным выборкой от крестьян дерева, продажей для ратуши дегтя, смолы и Лоев свечей, выборкой Штуков от куфи дегтя по 3 деньги в чужих купцов (с предупреждением чтобы чужие купцы НЕ горшками, а КУФО в городе продавали), также назначает, чтобы от каждого камня олова по 1 грошу платить для ратушу на город. Седьмой привилегия Яна Каземира, который это город освобождает от отправки с каждого поля по солдату на войне и это же поле для костела в Потеличе на провизию назначает, эти же вышеперечисленные привилегии Ян III подтверждает, апелляции во Львов или своих судов позволил, и это же Август II и III подтвердили . Повинности города Мещане огородов платят по праву своего 62 злотых, евреи из своих домов 32 злотых, гончары согласно своего права выплачивают 8 злотых в замковые необходимости предоставляют Полывяный посуды, больших и малых горшков, чашек 6 коп, простых чашек 3 копы, Полывяный кафель 6 коп. Одну кафельная печь раз в 3 года, где скажут поставить. При описании всех повинностей горожане жаловались, незаконно мельница отдан в аренду, продукцию с ярмарки отобраны для ратуши, слугу для арендатора для работы снимать и оплачивать вынуждены . За разрешением они обратились с этим вопросом к экономической комиссии.

Доход с этого города и поселка "Пруса" в сумме 4400 злотых состоит из следующих частей: 1) ратуша с домами 2) пивовар с винокурней 3) корчма в предместье 4) корчма в Прус, аренда с которой составляет 400 злотых 5) мельница лесной с тремя камнями, 6) мельница прусенський с одним камнем, 7) Фолюш, из которого 2 деньги на арендатора, а третий мельнику, 8) налог с жерновов от мещан и передмещан, которых более 150 человек, те имеющих жернова гречки по 2 коряги дают, не имеют по одному Корчике дают, еще 22 дают гончары, 9) поля 3 четверти с огородами и лугами в Прусему, 10) 3 подданных с лошадьми, 2 пеших по дню барщины и дню шарварку на неделю и 5 дней в году должны отрабатывать и по 3 мотки пряжи, 11) кадковий налог с каждого католика и еврея от выработки кадки по 1 злотому, 12) мещане, шинкуют, арендатору от ветчину должны платить, с замечанием, чтобы помимо арендатора на свадьбы, крестины, похороны, водки не давали, также чтобы пива не варили на своих котлах, только арендаторской, платили от вара по 15 грошей и половину обмолота давали, 13) гончары олово ни у кого другого не брали, только в Арендаря или в купцов, оплатили налог на город. 14) налог от мешка пивного солода по 2 злотых 7,5 денег, а от водочного по 7,5 денег принимали, 15) продажа Лоев свечей, мазей, дегтя только арендатору разрешено, 16) суды и собрания горожан должны быть только у арендатора, а напитки во время собраний должны также у него были братья, 17) все вещи должны продаваться под Ратушей и музыка в ратуше должна играть, 18) налог с горшка меда составляет 12 грошей, 19) мещане и евреи только на ярмарке должны покупать хлеб весить должны на бревна и от степени платить по 1 деньге, 20) налог торговый и ярмарочный принадлежит к арендатору, мыло от купцов и от подводы с деревом по 1 деньге, 21) из новых домов должны принимать алкогольные напитки в кабак, 22) Мещане слугу к арендатору дают и ему платить должны.

В Потеличе есть три озера. Первый стал Боровой, которого спуск (которого инвентарь описан в 1722 году, во время предания Любачивского староства с королевской собственности в аренду канцлеру коронному Шембек) составил в сумме 1400 злотых, теперь в сумме 1100 злотых. Мельница на этом основании с тремя камнями, из которых принадлежит арендатору 2 мерки, а третья мельник. Второй стал это гутенський, которого спуск в сумме 300 злотых составляет. Третий стал Столпичное, не учитывался, так как никогда не спускался. Доход из города составляет в год 5067 злотых 20 грошей, другие доходы 142 злотых. "

Зорияна Ходаковский посещал Потелич в 1818 году и подал такие детали: "В Потелич я осмотрел гору и камни на ней, будто в определенном порядке выставлены и убедился, вызванные наши ученые могут тоже не разбираться в этом, как большие вещи кажутся благими, а малые большими. На этой горе, которая называется "Господом Воскресением" от костела, что на ней (недавно разобрано на еврейский пивовар), я увидел городище есть святой город старых славян, обнесенный вокруг валом, а что этот вал в самом склоне скалистого горы насыпан, мог легко осыпаться, установлено плоское камни в щели фундамента и землей обсыпано для укрепления валов. В некоторых местах эти камни можно увидеть среди вала, а в некоторых где валовая земля осыпалась, одни эти камни выглядят без размера, без отделки и без ни порядка ". Шараневич (Источники к познанию истории, стр. 3) пишет, что еще в XV веке были следы каменного замка в Потеличе, который стоял над древней дорогой с Бэлза на Надсянья. Также существует работа Каминского "Описание Потелыцкая имения с прилеглостямы: Девятир, Сорочьи Лозы, колония Айнзинген, пруссов и Вийтивщина" в "Материалах Галицкого хозяйственного общества, в 1848 году, т. 4, стр. 49-66" с геометрическим планом этого имения , сделанным в 1847 году.

"

Описание Потелыцкая вийтивства представлены в статье о селе Вийтивщина Яворивского района.


3. Персоналии

Сакович Касьян Каллист (1578-1647) - церковный деятель и писатель-полемист, родом из села Потелич у Рави-Русской, учитель Адама Киселя. В 1620-24 гг - ректор Киевской братской школы. Автор панегирика "Вършъ на жалостный погреб ... Петра Конашевича-Сагайдачного, гетмана войска ... Запорозким". В 1625 принял унию, а 1641 - католичество. Автор полемического произведения "Перспектива или выяснения заблуждений, ересей и суеверий в греко-русской церкви", в котором обвинял в ереси и православных, и униатов, на что получил ответ Петра Могилы, Пахомия Войны-Оранского.