Надо Знать

добавить знаний



Поэзия



План:


Введение

Поэзия ( греч. ποίησις - Творчество от ποιέω - делаю, творю) - художественно-образная словесное творчество, в котором язык используется с эстетической или евокативною целью кроме или вместо самой денотации. В поэтическом тексте главная роль обычно отводится форме выражения. Поэзия есть языковым искусством, которое предусматривает максимальное использование языковых средств, а также создание новых поэтических образов, то есть новых семантических связей между языковыми единицами путем метафоризации или метонимизации текста.
Термин употребляется во многих значениях. Поэзия обычно противопоставляется прозе. Часто поэзия сочетается с другими видами искусства, тогда возникают промежуточные жанры вроде поэтического эпоса, поэтической драмы, поэзии в прозе.

1999 года постановлением тридцатых сессии ЮНЕСКО установлено Всемирный день поэзии, который отмечается ежегодно (начиная с 2000) 21 марта.


1. Многозначность термина

Разграничение словесного творчества на прозаическую и поэтическую предложил Аристотель. Он противопоставлял простое и метризований разновидности письма. В поэтике Древнего Рима это разграничение было углубленное: стихотворная речь ( лат. versa oratio ) Противопоставлялась простом языке ( лат. prosa oratio ). В стихотворной речи относили эпос, лирику и драму. В простое - повествовательную, ораторское язык и философскую прозу.

Сегодня термин поэзия обозначает прежде всего искусство слова (включая фольклор), исполнится энергией "аристократизма духа", или, как пишет Лина Костенко :

Поэзия - это всегда неповторимость,
Какой бессмертный прикосновение к душе.

В узком смысле поэзия - ритмично организованное речи, встал на основе конкретно-исторического версификационной системы и является отличным от прозы.

Иногда этим понятием обозначают стихотворные произведения определенного автора, нации или эпохи.

Употребляется оно и в переносном смысле как обаяние, привлекательность. Так можно говорить о "поэзии определенного момента", о "поэтическую натуру", "поэтический фильм", имея в виду, что явление или предмет, названный поэтическим, выходит за рамки обыденности и оказывает определенное влияние, напоминает влияние поэтического текста.

В определенных контекстах поэзия может выступать синонимом целом всей художественной литературы.

По Юрием Кузнецова смысловую нагрузку термина поэзия конкретнее, видовое по сравнению с родовым термином "Лирика". Они очень близки между собой, но не тождественны. В истории литературы случалось, когда литературные роды - эпос, драма, а не только лирика - включали в себя как стихотворные, так и прозаические произведения. Так, эпос на ранних этапах развития литературы зачастую был стихотворным (античные эпопеи, средневековые песни о героических подвигах, киево-русские былины, украинский думы и др.)., так же драматические произведения Уильяма Шекспира, Леси Украинский, Ивана Кочерги и др. имели иногда стихотворную форму.


2. Особенность поэтического языка

По мнению литературоведа Юрия Кузнецова, поэзия обычно опирается на иррациональность мировосприятия, отличаясь таким образом от логических структур, требует определенной недосказанности (ср. Герметизм (поэзия)). Однако избыток недосказанности, по мнению Эдгара По (Философия творчества), может нанести поэзии вреда. А для прозы характерен выраженный логический компонент, который усиливает рациональность прозаического нарратива и ориентируется в основном на осветленную однозначность высказывания. Поэтическая речь склонна к живописности, колористики, приближаясь в этом к живописи, однако в отличие от него поэзия не статической, а скорее динамичной. В ближайшее искусством в поэзии считается музыка. Сама метрика была сначала составной музыкальной теории и не принадлежала к поэтике, тогда как сейчас некоторые термины из теории музыки и поэзии являются общими.

Поэзия проявляет свою творческую автономию, создавая "вторую реальность", связанную с окружающим миром многими ассоциативными каналами. Поэтому попытки одностороннего зависимость ее от внешней действительности, превращение в средство манипулирования позаестетичних систем ( политики, идеологии, религии и т.д.) приводят к дискредитации сущности этого искусства. Зиждилась, как правило, на иррациональные принципы мировоззрения, поэзия отличается от логических структур. Этим она отличается от прозы с ее выразительным логичным компонентом, который усиливает долю рациональных признаков в романе или повести.


3. История поэзии

По мнению специалистов, поэзия как форма искусства предшествовала письменности. Наиболее ранним поэтическим текстом, который сохранился до сегодня, является "Эпос о Гильгамеше", или поэма "О том, кто все видел" (a nagba imuru). Поэма создана в XXII веке до н. е. в Древнем Шумере. Древнейшие поэтические тексты часто происходили или народно-песенной традиции, такими были, например, китайские песни Ши цзин, упорядоченные в XI-VI вв. до н. е., или устной эпической традиции, к которой относятся древнеиндийские Веди (II-I тыс. до н. э), авестийский Гаты и Гомеровский эпос ( Илиада, Одиссея). Ранние эпосы складывались в поэтической форме с целью их лучшего запоминания и устной передачи. Поэтические тексты принадлежат к древнему эпиграфических памятников, дошедших до нас в форме фрагментов, высеченных на камне. Шумерские памятники, написанные клинописью, сохранились на глиняных табличках, поздние версии были написаны на папирусе. Среди ранних поэтических текстов следует еще упомянуть древнеегипетские гимны и любовную лирику, а также корпус текстов Библии.

Ритмико-интонационные особенности звуковой арикуляции считают источником как речи, так и пения. В фольклоре синкретизм вокалу и речи привел к созданию стихотворных форм, которые сначала всегда выполнялись в музыкальном сопровождении. Такова была творчество аедив, бардов, трубадуров, труверов, акынов, кобзарей, которые были одновременно поэтами и музыкантами. В Античной литературе различали дифирамбической, рапсодические и анакреонтической разновидности поэзии. Считается, что во французской средневековой повести Окасен и Николет прозаические фрагменты оповидалися, а стихотворные пелись. Подобное разграничение поэтического и прозаического произошло и в католической литургии, вместо православная литургия сих пор сохраняет свой ​​песенный характер. Разграничение стихотворения и музыки был основан в античную эпоху и окончательно признано в XIV веке. Поэтические тексты впервые получили полной автономии в таких европейских авторов, как Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Торквато Тассо, Пьер де Ронсар.


4. Элементы поэзии

Версификация - система организации поэтической речи.

Метрика - система стихотворных размеров.

Строфика - внутренняя структура строфы как ритмично интонационной целостности.

Акцентуация - система акцент в поэтическом тексте.

Интонация - совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентный строй, тембра и других просодических элементов поэтического языка.


5. Основные жанры

  • Акростих - стихотворение, в котором первые буквы каждой строки, считываемые сверху вниз, образуют слово или предложение, чаще всего - имя того, кому посвящается акростих.
  • Альба - поэтический жанр провансальских трубадуров, утренняя песня.
  • Баллада - жанр лирико-эпической поэзии фантастического, историко-героического или социально-бытового характера с драматическим сюжетом.
  • Верлибр - свободный стих, нерифмованное неривнонаголошений виршорядок (и стихотворение как жанр),
  • Дума - жанр сугубо украинский речитативного народного и героического лирического эпоса (промежуточное положение между эпосом и поэзией).
  • Элегия - один из жанров лирики медитативного, меланхолического, тем математического содержания.
  • Эпиграмма - жанр сатирической поэзии остроумного, язвительного содержания с неожиданной, градационной завершенной конечностью (пуанты).
  • Газель - лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из трех, не более двенадцати бейтов (двустиший), связанных сквозной моноримою каждой второй строки (кроме первого бейта с парным рифмовкой) по схеме метрической основы аруза: аа, ба, ва , га т.п.
  • Хайку - жанр японской лирической поэзии, трехстрочной нерифмованное стихотворение на основе первой пивстрофы танка, состоящий из 17 слогов (5-7-5) и отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
  • Гимн как жанровая форма поэзии эволюционировал из культовых песен, завершуваних молитвой к культового божества
  • Идиллия - одна из основных форм Буколики, небольшой, преимущественно стихотворное произведение, в котором поэтизируется сельскую жизнь.
  • Канцона - одна из форм средневековой лирики, что происходит от кансоны трубадуров Прованса: песня о рыцарской любви, связанная с культом дамы.
  • Мадригал - светский литературный и музыкально-поэтический песенный жанр эпохи Возрождения.
  • Ода - жанр лирики, стихотворение, выражающее возвышенные чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью исторических лиц.
  • Пастурель - разновидность кансоны, песня-рассказ о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure).
  • Песня - усамостийнений лирический жанр, который происходит от песни, как музыкального жанра
  • Поэма - как правило большой по объему лирическое, эпическое, лирико-эпическое произведение, преимущественно стихотворный, на котором изображены значительные события и яркие характеры.
  • Романс - небольшой по объему стихотворение и музыкальное произведение для сольного пения с инструментальным аккомпанементом.
  • Рондо - название лирического жанра со строгой строфической организацией, который возник в средневековой французской поэзии.
  • Рубаи - четверостишие, как правило, философского содержания по схеме рифмовки: ААБА или аааа (разновидность Монори).
  • Серенада - лирическая поздравительная песня, распространенная в Италии и Испании.
  • Сирвенты - один из важнейших жанров поэзии трубадуров XII-XIII вв. Форме напоминала любовную кансоны.
  • Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк пятистопного или шестистопный ямба, собственно, двух четверостиший (катренов) с перекрестным рифмовкой и двух трехстиший (терцеты) с устоявшейся схемой рифмовки: абаб, абаб, вщ, ЭЭД или (реже) перекрестной абаб, абаб, вде, вде или абаб, абаб, вщ, ЭЭД подобное.
  • Стансы
  • Танка - пятистишие, состоящий из чередования пяти-и семискладових строк (5-7-5-7-7). Заключительные, заключительные строки танка называются агеку.
  • Триолет - восьмистишие по схеме рифмовки на две рифмы: абааабаб.
  • Шарада - разновидность версификационной игры, который заключается в отгадывании закодированных слов или выражений, способствуя развитию интеллекта и активизации языкового поля под непривычным, ассоциативным углом зрения.

6. Формы

  • Нарративная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Драматическая поэзия
  • Сатирическая поэзия
  • Лирическая поэзия
  • Поэзия прозой
  • Спекулятивная поэзия

7. Источник

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам