Надо Знать

добавить знаний



Праздник



План:


Введение

Свято - день или дни, когда торжественно отмечают выдающиеся события, знаменательные даты, несколько нерабочих дней подряд по случаю торжеств; видзначуваний обычаем или церковью день в честь какого-либо события или святого.

Праздник - торжество (торжества), устроенное по какой-либо возможности; особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.).


1. Истоки

Истоки праздников основываются на ранних языческих обрядах и ритуалах, в которых изображались, разыгрывались, инсценировались, подавались в театральной форме те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Главную "роль" в них выполняло божество, которое руководило конкретным событием, например, Сатурн в Древнем Риме, который руководил течением времени и плодородием; Коляда в славянской мифологии, который олицетворял середину зимы, и Купала, который тутрбувався о лете и полевые плоды, и тому подобное. Однако, в отличие от традиционных видов театра, уже в обрядовых действах установилась главная видовая особенность театрализованных праздников: отсутствие разделения на исполнителей и зрителей - все участники праздника активные, включенные в действие.

Практически все праздники связаны с явлениями календарного цикла, то есть с циклической темой умирания и обновления природы. Отсюда же, из нераздельного восприятия рождения и смерти, пошли и так называемые личные праздники - дни рождения, дни основания, юбилеи и тому подобное. В силу своей обрядово-ритуальной природы праздники по определению носят коллективный или массовый характер.

Второй, очень серьезный аспект праздников - идеологический. Властные структуры широко используют праздники как метод формирования системы политических, правовых, религиозных и иных взглядов общества. Массовый характер праздников и принципы их театрализации обусловливают высокую степень эмоционального включения окружающих.


2. История

Массовые праздники занимали огромное место в жизни широчайших народных масс античности. С возникновением и становлением христианства зарождались новые праздники, связанные со священными событиями новой религии. Несколько столетий параллельно развивались две линии театрализованных праздников: народная, балаганная, карнавальная стихия живет на площадях, ярмарках, улицах, и праздники церковные.

Христианская церковь вела беспощадную войну с языческими традициями празднования, одновременно широко используя театрализацию в праздниках церковных (праздничные крестные ходы). Кроме того, уже в ранний период средневековья (IX-XII в.в.) внутри храмов стали давать спектакли "литургической драмы", позже (XII-XIII в.в.), для увеличения зрительской аудитории, была перенесена на паперть. В XIV-XVI вв чрезвычайно широко распространились постановки мистерий и моралите. Их популярность росла, количество зрителей продолжало увеличиваться, и церковные представления переместились на перегорожены площади и улицы. Однако все эти действия не смогли не только уничтожить народные театрализованные праздники, но даже снизить их популярность. В итоге церковью был выбран другой, более разумный путь - интеграционный, когда при сохранении самого праздника, его языческая форма замещалась христианской. Таким образом, обычаи, традиции и даже конкретная атрибутика осваивалась христианской церковью. Например, в древнейшем славянском летним празднике "похороны кукушки" (позднее - "крещение кукушки") обязательным элементом был обмен крашеными желтыми и красными яйцами среди участников. Однако это обстоятельство сегодня прочно забыта, а крашеные яйца стали непременным атрибутом праздника Пасхи.

В эпоху Возрождения начинает развиваться придворно-праздничная маскарадная культура театрализованных праздников, который вбирает в себя преимущественно внешние декоративные карнавальные формы и символику. Эти праздники носили, прежде всего, развлекательный характер. Однако так формировалась традиция государственных праздников, постепенно включая идеологическое воздействие на массы со стороны светской власти.


3. Работа в праздничные дни

В Украина установлены следующие праздничные нерабочие дни:

В такие праздничные нерабочие дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия, учреждения, организации), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы. Работа в праздничный и нерабочий день оплачивается в двойном размере:

  • сдельщикам - по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, - в размере двойной часовой или дневной ставки;
  • работникам, получающим месячный оклад, - в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный и нерабочий день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы .

Оплата в указанном размере производится за часы, фактически отработанные в праздничный и нерабочий день. По желанию работника, работавшего в праздничный и нерабочий день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

По представлению религиозных общин других (неправославных) конфессий, зарегистрированных в Украине, руководство предприятий, учреждений, организаций предоставляет лицам, исповедующим соответствующие религии, до трех дней отдыха в течение года для празднования их больших праздников с отработкой за эти дни.


См.. также

Источники


Праздники и памятные дни Это незавершенная статья о праздниках и памятных днях.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам