Надо Знать

добавить знаний



Праздник Ивана Купала



План:


Введение

Картина Семирадского

Ивана Купала (Купала) - традиционное праздник, который отмечается в Украине, Беларуси, России в ночь на 7 июля, т.е. в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Исторически этот день был днем ​​летнего солнцеворота ( солнцестояния - 20-22 июня), впоследствии совпадал с Рождеством Иоанна Крестителя (24 июня). Имя же святой дал Купало - языческий бог земных плодов. Когда ему приносили в жертву хлеб [1]. В Польше Купала ( пол. Noc Kupały ) Празднуют в ночь с 22 на 23 июня.

Главные атрибуты праздника - это Купало и Марена (Марена, Мара, Марина). Согласно славянским мифом, зимнее божество, моря землю стужей, а человека болезнью и голодом. Но в народе, в частности на Слобожанщине, считали ее старшей русалкой [1]. Поэтому к празднику молодежь заранее старательно готовилась: делали чучело, готовили деревца (называли их "Мареной" или "Купала"), плели из живых цветов венки, собирали хворост, готовили кучу соломы на очаг. По обычаю, это две украшенные ветви, подобные человеческих фигур. Вокруг чучел молодежь водит таночкы и поют ритуальные купальские песни.

Праздновали купала издавна по всей Украине, правда с определенными различиями по регионам. В советские годы часть присущих празднику региональных обычаев отмерла. Подобные обычаи существовали или существуют и теперь, и у многих других народов: чехов, немцев, австрийцев, сербов, болгар, поляков, англичан, белорусов и россиян [1].


1. Древние обычаи, обряды и приметы праздника

1.1. Начало празднования

Празднование начиналось в заранее оговоренных местах, преимущественно возле рек. Девушки плетут венки из полевых цветов и перед закатом собираются на выгонах у рек.

Часто на праздник Купалы молодежь приглашала музыкантов-исполнителей на народных инструментах, на скрипке, цимбалах, свирели отдельно взятых или в ансамбле вместе с бубном сопровождали песенную мелодию.

1.2. Купало и Марена

Собственно празднование начиналось с изготовления чучела главных персонажей праздника - Купала и Марены. Так, на Подолье и Волыни девушки делают Купала с ветки вербы и украшают ее цветами и венками. На Полтавской в одних населенных пунктах чучело Купалы изготавливают из соломы, украшают его ленточками и бусами, в других - вместо соломенного чучела сажают ребенка, которое выполняет роль Ивана Купала [1].

На Киевщине и Одесской его изготавливают из ветвей любого дерева.

Чучело Марены делали в разных регионах Украины в зависимости от традиций, которые там сложились. На Полтавщине, например, его изготавливают из ветвей черноклен, вишни, соломы. На Слобожанщине -из ветвей черноклен и травы.

Взявшись за руки, девушки ходят вокруг Купала и Марены и поют песни. Основной темой этих хороводов есть любовь. Мужчины и женщины тоже сходятся на это зрелище, но в пении участия не принимают.


1.3. Очаг

Обязательно раскладывается большой костер, через который прыгают девушки и парни в одиночку или в паре.

Купальский костер согласно преданию имеет большое мифическую силу. Через купальский костер прыгают все, проходя таким образом своеобразный ритуал очищения. Так, считалось, что когда девушка и парень, которые любят, взявшись за руки, прыгают в паре через костер и их руки остаются соединенными, то они, взявшись, всю жизнь проживут вместе. Однако в этом зрелище можно видеть и другую сторону - спортивный. Каждый старался прыгнуть через костер выше и дальше, не забывая и о том, чтобы прыжок был красивым.


1.4. Девичьи венки

После утопления Марены (иногда топили Купала) девушки бегут от юношей до воды, чтобы гадать ("завораживать красоту"). Они получают свечи, зажигают их и приделав к своим венков, пускают на воду. Пока венки плывут, девушки идут по реке и поют [1] :

Празднование Ивана Купала в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)
"

В роще зелененькие соловей щебечет,
Соловей щебечет;
Там девушка мыла венчик пустила
С барвиночку, с барвиночку.
Течение, течение, венчике, хорош барвиночку,
По миленьким, за миленьким ...

"

Часто ребята пытаются поймать венки девушек. Двое заранее договариваются о том, каким будет венок. Каждая девушка плетет его так, чтобы можно было узнать: вплетали яркую свечу, или большой цветок. Если парню удается поймать венок любимой, добравшись до него вплавь или на лодке, это считается хорошей приметой для их дальнейшей общей судьбы.

Согласно народному поверью, если венок плывет хорошо и красиво горит свеча, то девушка выйдет замуж, а если он крутится на месте, - это еще дивуватиме, а как утонет-замуж не выйдет вообще. Если венок уйдет далеко и прилепится к какому-то берегу, значит, туда девушка выйдет замуж.

На Полтавщине пущен на воду венок принимает жених девушки, который с ней хочет жениться.

По народному поверью, венки, в которых девушки принимают участие в праздновании купальского праздника, наделены целебной силой. Поэтому и забросали девушки их через голову на крышу дома, а другие хранили на чердаке, веря, что зелье, из которого сплетенный венок, вылечит от всяких болезней.

В Галичине некоторые девушки сплетенные венки из чабреца, святили в церкви и хранили в течение года. Во время болезни людей или скота поили больных настоем из травы тех венков.

В некоторых селах Полтавщины девушки при процедуре потопления Мари снимали с головы венки и развешивали на деревьях, а кое-кто приносил домой и вешал в доме или хозяйственной постройке, как средство охраны от нечистой силы.


1.5. Папоротник

Существует поверье о цвет папоротника, который якобы появляется в купальскую ночь. По легенде, папоротник цветет лишь один короткий миг короткой в ​​году ночи на Ивана Купала. Получить этот цветок довольно трудно, поскольку ее бережет от людей нечистая сила. Страшные народные предания о ее проделках использовал в своем рассказе "Вечер накануне Ивана Купала" выдающийся украинский и русский писатель Николай Гоголь. Тот, кто имеет цвет папоротника, может понимать язык любого существа, может видеть спрятанные в землю сокровища. Обладатель заветной цветка также мог в ночь накануне Ивана Купала видеть, как ходят в лесу деревья и тихо разговаривают между собой.


1.6. Травы

Существует поверье, что собранные в ночь на Ивана Купала или утром с "Ивановская" росой лекарственные растения имеют особую, удивительную силу. По народным легендам целебные травы сеют русалки - потоплены девушки, нимфы - души маленьких некрещеных детей и другие духи природы. Они ухаживают за зеленью и знают, как и когда его принимать.

2. Смотрите также

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам