Преголя (древнее название Хрон [1], давньопрусськ. Прейгара, нем. Pregel - Прегель, лит. Prieglius , пол. Pregoła ) - река, которая впадает в Балтийского моря, точнее в пресноводной Калининградской (Вислинськои) залива. Длина Преголи - 123 км, вместе с Анграпою (одна из важнейших притоков) - 292 км. Площадь бассейна Преголи - 15,5 тыс. км ?. Прусская название реки - Скара, что означает "изогнутая", позднее - претор - "бездна". Название претор трансформировалось в немецкое Прегель [2].


1. География

Преголя является самой длинной рекой, вполне протекает в пределах Калининградской области. Преголя берет начало от слияния Инструча и Анграпы, в районе города Черняховск. Ширина Преголи в Черняховскую составляет 20 метров, в Калининграде - 80 метров. Глубина от 2-3 метров в верхнем течении и до 8-16 в нижней. За гвардейского, в районе поселка Озерки, Преголя разделяется на два параллельных русла, Новая Преголя (северное русло) и Старая Преголя (южное русло). Во многих местах эти русла соединяются протоками, таким образом образуется большое количество островов. Последний остров перед устьем - Кнайпхоф (остров Канта) в Калининграде, за ним Старая и Новая Преголя соединяются в единый русла.

Над Преголи (от истока к устью) расположены такие города и поселки городского типа: Черняховск, Знаменск, Гвардейского, Калининград.

Преголя соединена каналом с рекой Неман. Фактически рукавом Преголи является река Дейма, которая отходит от Преголи в Гвардейскую и впадает в Куршского залива в Полесской.


2. Гидрография

Весенний паводок (март - апрель), летне-осенний межень. Средний расход воды 90 м ? / с. В пойме Преголи расположено несколько озер-стариц, самые крупные из них - Воронье и Пустое в районе Озерки.

Шестьдесят процентов стока Преголи приходится на Калининградский залив, остальные сорок процентов через Дейма отводятся к Куршского залива.

Преголя - равнинная река, скорость течения варьируется от 0,5 м / с ниже Черняховская до 0,1 м / с в устье и в рукаве Дейма.

Питание реки смешанное, дождливая составляющая 40%, снежная - 35%, грунтовая - 25%. Во время паводков река разливается, затопляя пойму. Нагоны могут приводить к наводнений, последние сильные наводнения произошли 19 ноября 2004 и 10 августа 2005 [3]. В прошлом происходили катастрофические наводнения.


3. Притоки

Основные притоки - Инструч и Анграпа, которые, сливаясь, образуют Преголи.

Следующая по значимости и длиной левобережный приток Лава впадает в районе Знаменская на 72 км от истока Преголи. Также Преголя соединена с Куршский залив рекой Дейма.

К Преголи впадают и другие малые реки, среди них от устья впадающих:

  • левобережные - Байдукивка на 43 км, Боброва на 50 км, Гвардейская на 50 км, Большая на 83 км, Голуба на 102 км;
  • правобережные - Лакивка на 4 км, Гурьевка на 18 км, Глубокая на 86 км, Гремляча на 109 км.

4. Фауна

В Преголи и ее притоках проживает около сорока различных видов рыб, в том числе: толстолобик, щука, плотва, окунь, ерш, сом, карп, лещ, плоскирка, красноперка, жерех, уклейка, верхушка, чехонь, сиг, ряпушка, кумжа, семга, налим, корюшка, усач, мересниця речная, подуст, форель, хариус, поджигателя, рогатка, вьюн, судак.

Из-за загрязнения Преголи в действительности многие из этих рыб встречаются редко. Много рыбы, идущей на нерестилищах в среднем течении Преголи, погибают перед устьем Преголи (в районе Калининграда), поскольку эта часть реки наиболее загрязнена бытовыми и промышленными отходами. Но последнее время, в связи с закрытием целлюлозно-бумажного завода, численность рыбы заметно увеличилось.


5. Судоходство

Преголя стала судоходной рекой благодаря работам по углублению дна. В начале XX века устье Преголи соединили с Балтийским морем судоходным каналом.

К строительству железной дороги Калининград - Черняховск Преголя имела важное значение как транспортная артерия. Сейчас ее значение в этом качестве сильно снизилось. Тем не менее коммерческое судоходство Преголи сохраняется до сих пор.

6. Гидротехнические сооружения

С целью улучшения условий судоходства Преголи в двадцатых годах была принята программа строительства гидротехнических сооружений, в рамках которой в период с 1921 по 1926 год было возведены пять шлюзов и Инстенбурзький канал.

6.1. Шлюзы

Шлюзы был возведен на сложном в навигационном отношении участке реки между Знаменской и Заовражним. Все шлюзы имеют стандартные размеры: 45 м в длину и 7,5 м в ширину. Рядом с каждым шлюзом находился дом смотрителя.

Список шлюзов:

  • Шлюз № 1 в Знаменском
  • Шлюз № 2 в Талпаки
  • Шлюз № 3 в шлюзного
  • Шлюз № 4 в Междуречье
  • Шлюз № 5 в Заовражному

6.2. Инстербурзький канал

Инстербурзький судоходных канал начинается у шлюза рядом с Новым Поселком и проходит через центр Черняховская к руслу Анграпы. Длина канала - 4 км, ширина - 7 метров.

7. Мосты

Мосты перечислены по течению реки.

Мост Автомобильных полос Железнодорожных полотен Трамвайных путей Пролетов Разводной Приимиткы
Мости от устья до Талпакив
Мост в Бережковской 1 - - 3 ни До войны был разводной средний пролет.
Мост в Междуречье 2? - - 3 ?
Мосты на территории Талпакив
Старый автомобильный мост 2? - - 3 нет? Не используется. Частично разобран.
Эстакадный мост на трассе А-229 2 - - ? ни
Мосты на территории Знаменская
Эстакадный мост на дороге Р-514 2 - - 7 ни
Мосты на территории Гвардейская
Автомобильный мост на дороге Р-512 2 - - ? ни
Мосты на территории Калининград [4]
"Берлинский" мост 2 - - ? ни Еще 2 полосы частично разрушен и после войны не возобновлялись. Через Старую и Новую Преголи. Окружная дорога Калининграда.
Второй эстакадный мост 6 - - ? ни В процессе строительства. Через Старую и Новую Преголи.
"Высокий" городов 2 - 2 3 Средний пролет
"Юбилейный" мост - - - 3 Средний пролет Через Старую Преголи. Пешеходный.
"Деревянный" мост 2 - 2 3 Средний пролет
"Медовый" мост 1 - - 3 Средний пролет Через канал между Старой и Новой Преголи.
Эстакадный мост 4 (6 не на всей длине моста) - 2 ? ни Через Старую и Новую Преголи
Железнодорожный мост - 1 - 3 Средний пролет Разведены и законсервировано
Двухъярусный мост 2 (нижний ярус) 2 (верхний ярус) - 3 Средний пролет Пешеходные дорожки на нижнем ярусе.

Примечания

  1. Кулаковский Ю., Карта Европейской Сарматии по Птолемею - www.kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_267.htm
  2. Вокруг Света (Рус.) - Www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/223/
  3. Сайт "750 лет Кенигсберга" - konig750.narod.ru/index.htm
  4. Расположения мостов на островах Кенигсберга составило фактическую основу задачи о семи мостов, вымышленной и решенной Леонардом Эйлером, заложившей основы теории графов.

Литература

  • Федоров Г. М. В карты Калининградское области. Калининградское книжное издательство, 1986. с. 88 (Рус.)