Признак

Признак - особенность предмета или явления, определяющая сходство своего носителя к другим объектов познания или отличие от них; свойство. Совокупность признаков (которая может сводиться и к одной единственной признаки) позволяет отличить предмет (явление) от других предметов (явлений).

Выделяют много разновидностей признаков, важнейшими из которых являются разделения на характерные и нехарактерные признаки, соответствует главным и второстепенным свойствам, а также постоянные (необходимые) и временные (случайные) признаки (см.: Атрибут, Акциденция).

Считается, что процедура абстрагирования заключается в том, что субъект мышления отвлекается от нехарактерных (второстепенных) и временных признаков предмета (явления), рассматривая только его характерные (существенные) и постоянные признаки (некоторые абстракции, наоборот, требуют отвлечься от существенных признаков явления, например Абстракция потенциальной осуществимости). Выявление характерных признаков сразу во многих объектов позволяет осуществить обобщения, то есть определить тип этих объектов (классифицировать их) и составить обобщенную характеристику каждого из них как представителя указанного типа.

Вопрос отношения признаков и объектов-носителей признаков составляет часть онтологической проблемы универсалий. По мнению средневековых концептуалистов (см.: Концептуализм), современных позитивистов, материалистов и методологических реалистов признаки неотделимы от своего носителя и не имеют самостоятельного существование и могут рассматриваться отдельно лишь благодаря способности человеческого мышления в абстрагирования. Необходимо отличать признаки как особенность объектов мышления или представления от соответствующих этим признакам частей содержания мышления или представления. Если есть некоторый объект, данный в понятии или представлении, его признакам соответствуют определенные части понятия, соответственно представления. Эти части относятся к содержанию понятия, соответственно представления, и этим принципиально отличаются от признаков, принадлежащих самому объекту понятия или представления. Поэтому, во избежание путаницы, такие части не следует называть признаками, много философов прошлого допускали ошибки, смешивая объект познания и его признаки с содержанием познания (мышления или представления) и его частями. Наиболее существенный вклад в исправление этой ошибки внесли Бернард Больцано и Казимеж Твардовский.

Множество признаков каждого объекта познания потенциально неисчерпаема, что свидетельствует о принципиальной неполноте всякого познания, в частности о неполноте, неточности и незавершенность любого понятия, в котором субъект пытается схватить сущность объекта познания - ведь всякое понятие (как и представление ) может содержать только ограниченное количество частей, отражающих определенные признаки. В связи с этим Твардовский предложил называть признаками не любые свойства объекта познания, а лишь те, которые отражаются в познании, фиксируясь как части содержания понятия или представления. Эта терминологическая предложение не получила распространения.


Признак в логике

В нетерминологичного потребления - то же, что и признак у философии. Как термин слово "признак" сейчас практически не используется; конечно говорят не о признаках, а о свойствах, трактуя последние как одноместные предикаты, т.е. как частный случай синтаксической категории предиката (см.: Предикат). В концепции Готтлоб Фреге признак (сложного) понятие - элементарная предикатная составляющая этого понятия: например, признаками сложного понятия "круглый дубовый стол" есть три простые понятия "круглый", "дубовый" и "стол". Больцано выступал против такого словоупотребления, так по его мнению это должно было привести к смешиванию частей понятия и соответствующих им сторон предмета понятия. На самом же деле такая ошибка не имеет отношения к предикатной языка, поскольку понятия и предметы, подпадающие под понятие, изначально различаются как объекты различных типов (см.: Теория типов).


Литература