Надо Знать

добавить знаний



Прогресс



План:


Введение

Прогресс ( лат. progressus - Движение вперед, успех) - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность - регресс. Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, морально-этических достижений.


1. Развитие понятия

Идея о том, что человечество развивается по пути все большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, в Вольтера и Монтескье она еще отсутствует, а популярная стала в поздних просветителей). Первым, кто выложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге "Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума" ( 1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшейся с "Размышлений о последовательном прогрессе человеческого разума" Тюрго ( 1750) и увенчалась "Очерками исторической картины прогресса человеческого разума" Кондорсе ( 1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохраняет веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый природный закон прогресса, который, как с некоторой осторожностью заметил автор, "почти так же надежен, как и закон природы ".

Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс - это "Секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, что достигается всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности" (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие "прогресса" как термина, присущего исключительно западной цивилизации.


2. Составляющие

Прогресс равномерное развитие следующих трех составляющих:

  • социальной - процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению;
  • материальной - процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, ликвидации технических ограничений для такого удовлетворения;
  • научной - процесс постоянного, расширенного и углубленного познания окружающего мира, его освоение, как в микрокосмос, так и в макро, освобождение познания от рамок экономической целесообразности;

3. Проблема оценки динамики прогресса (ускорение vs. Замедление)

Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня "Темных веков", наступивших после падения Римской империи.

Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса

  • определенные направления науки и техники не развиваются или из-за того, что они экономически невыгодны;
  • способность людей поглощать знания подходит к концу, и в результате делать новые открытия становится все труднее.

Выводы Хюбнера подвергаются критике. Так, Рей Курцвейл назвал его метод отбора данных "произвольным", а пропагандист нанотехнологий К. Эрик Дрекслер утверждает, что мерилом прогресса следует считать не сами изобретения, а имеющиеся в распоряжении человечества возможности. Даже в отсутствие крупных открытий мы можем передвигаться быстрее или получать более скоростной доступ к большему количеству информации.

Американский специалист по менеджмента Бен Джонс утверждает, что, чтобы поддерживать прогресс за счет инноваций, приходится прикладывать все больше усилий - тратить все больше денег на научные исследования и конструкторские разработки, и постоянно увеличивать количество занятых в этой сфере. В результате деятельность среднестатистического изобретателя все менее значима.

У него есть две гипотезы о причинах происходящего:

  • изобретатели прошлого использовали те идеи, к которым легче "дотянуться", а их преемником приходится прилагать больше усилий для решения сложных проблем;
  • через массу уже накопленных знаний потенциальным изобретателям приходится тратить больше времени на образование, и в результате период их активной жизни, посвящен собственно изобретательской деятельности, становится короче. Так, Нобелевские лауреаты становятся все старше и это говорит о том, что открытие теперь требуют больше времени. [1]

Литература

См.. также

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Прогресс

Примечания

  1. Пока еще ярок свет ... ("The Times") - www.inosmi.ru/panorama/20051021/223189.html



Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам