Надо Знать

добавить знаний



Прогрессивный рок



План:


Введение

Прогрессивный рок (другие варианты названия - рок-прогрессив, прог-рок, англ. Progressive rock , Также сокращен prog rock) - направление рок-музыки, появившийся на рубеже 1960-х - 1970-х годов, главным образом от психоделического рока, а в конечном итоге - как результат экспериментов с электронными инструментами, джаз-рок фьюжн и академической музыкой.

Основной характерной чертой и тенденцией является большая сложность композиций по сравнению с типичными для рок-музыки куплетами, припевами, аранжировки прог-рока включают доработки классической, джазовой, этнической музыки и даже авангарда. Тексты (если это вокальная музыка) - более концептуальные или фантастические.

Некоторые прогрессивные рок-группы в своих поисках настолько далеко отошли от традиционного года, их музыка не рассматривается как рок вообще, а уместным считается более широкий термин - "Прогрессивная музыка".

Прогрессивный рок достиг максимума своей популярности в 1970-х годах и продолжает свое существование как разновидность популярной музыки до современности. Срок в наибольшей степени используется для обозначения творчества таких групп как King Crimson, Yes, Pink Floyd и Emerson, Lake and Palmer (ELP), которые считаются типичными представителями направления - но также к прогрессивному года можно отнести творчество известных групп Jethro Tull, Genesis, Gentle Giant и Rush.

По стилистике и длиной композиций прогрессивный рок является более ориентированным на альбомы, чем на отдельные синглы, поэтому эти композиции редко попадают в топ-списки синглов.


1. Музыкальные особенности

Выразительной и характерной чертой всех композиций прогрессивного рока есть впечатление совершенства композиции, и, одновременно, их спонтанности и импровизационности. Прогрессивный рок щедрый и для интеллектуального анализа и эмоционального удовлетворения. Музыковедческий анализ позволяет выделить несколько характерных черт, не обязательно к каждой композиции этого направления, однако в целом являются показательными для этого направления.

In the Court of the Crimson King группы "King Crimson", ранняя прогрессив-роковая композиция, выпущенная в октябре 1969. Она содержит много элементов, которые станут определяющими для прогрессивного рока следующих лет: долговременные, композиционно сложные песни; переменный музыкальный размер, нетрадиционное использование инструментов, текст и обложка альбома фантастичность

1.1. Музыкальная форма

Песни прог-рока или избегают таких стандартных структур как куплет-припев, бридж, или видоизменяют их путем расширения или добавлением музыкальных построений, например интерлюдий. Смежные музыкальные построения динамично контрастируют - умеренные фрагменты чередуются с динамическими т.д. Такой подход является обычным для рок-музыки, однако выразительный в более театральных прогрессив-роковых группах. С развитием направления количество музыкальных построений росла, некоторые композиции тяготели к академическим компзиций, напоминая сюиту из пьес ранних рок-коллективов.
Другой характерной структурной особенностью является расширенные инструментальные проигрыши, свойственные академической, но достаточно редкие в роковой или популярной музыке. Благодаря этой композиции иногда достигали 20 минут.


1.2. Инструменталка

Ранние прогрессив-рок группы привлекали дополнительные инструменты для стандартного состава - гитариста, басиста, ударника и клавишника. Дополнительные инструменты, присущие академической или джазовой музыке - такие, как флейта, саксофон или скрипка часто использовались как неотъемлемая часть общего звучания группы. Некоторые композиции привлекали даже оркестры и хоры (правда эта черта присуща и свингового музыке 1940-х годов). Динамично, прогрессивный рок всегда тяготел к крайностям.


1.3. Ритм

Использование сложной ритмики вообще не свойственно года. Однако прогрессивная музыка не предусматривала танцевальность [1] и поэтому смело заимствовала свойственные академической и джазовой музыке полиритмия и переменные размеры. В то же время повторяющиеся рифы уникалися.

1.4. Гармония

Немного прогрессив-роковых композиций ограничивались традиционными для раннего года гармоничными функциями I - IV - V. Как и в джазовой музыке, в трезвучий добавлялись неакордови звуки, что придавало дисонантности или даже тяготело к атональности. Неукоснительное соблюдение норм классической гармонии было скорее исключением для прогрессивного рока. Некоторые группы даже привлекали простые формы сериализму, пытаясь избежать "стандартной" диатоничность. Как и в джазе, гармоничная сторона тесно связана с ладовыми особливостясмы мелодий.


1.5. Мелодия

Если мажорный и минорный лады распространены в прогрессивном году, то блюзовый пентатоничний звукоряд практически отсутствует. В прогрессивно-роковой музыке мелодии длинные и закрученные, особенно инструментальные, со слабо выраженным или вовсе отсутствовать кадансування. Непредсказуемость также характерно для прогрессивного рока.

2. Прогрессивный рок и синтез искусств

"Иисус-Христос - Суперзвезда" - одна из самых популярных рок-опер Э.Л. Уэбера, объединившая традиции роковой и современной академической музыки

2.1. Рок-оперы

Именно прогрессивный рок стал тем направлением, внутри которого появился жанр рок-оперы. Прогрессив-рок группы часто использовали концептуальные альбомы, в которых одна тема или сюжетная линия проходила через весь альбом или даже серию альбомов. Такие альбомы и получили название рок-оперы. Основателем этого жанра считается Гитарист Пит Тауншед (Pete Townshend), лидер группы The Who, который выпустил в 1969 году альбом "Томми", обозначенный как "рок-опера". Позже шедевры этого жанра создали композитор Эндрю Ллойд Уэбер ( "Jesus Christ Superstar" ( 1970), Pink Floyd (" The Wall) и другие. Жанр рок-оперы нашел себя и в советской музыке - значительную популярность рок-оперы О.Рибникова "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Многие рок-опер были положены в основу фильмов.


2.2. Прогрессивный рок и поэзия

Прогрессивный рок часто обращается к поэзии концептуальной или фантастической тематики. Музыкальные средства выразительности при этом призваны подчеркнуть эмоциональное содержание поэтического текста. Некоторые композиции используют лейтмотивы - мелодические фрагменты, которые ассоциируются с определенным персонажем или характером (например песня " Harold the Barrel "группы Genesis).

Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band дали толчок развитию альбомного искусства

2.3. Прогрессивный рок и изобразительное искусство

Также рок-группы эстетически совмещали музыкальные элементы с элементами изобразительного искусства, что нашло свое воплощение в оформлении обложек альбомов (т.н. album art). Эту традицию начали альбом Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band группы The Beatles. Некоторые группы были известны как благодаря своему звука, так и благодаря визуальным образам Широкую славу получили такие дизайнеры, как, например, Рожер Дэн сотрудничавший с группой Yes и Storm Thorgerson и его студия Hipgnosis, сотрудничавший с Pink Floyd.


2.4. Прогрессивный рок и новые технологии

Мелотрон - это электронный инструмент широко использовался прогрессивному года

Технологический прогресс также был важным элементом прогрессивного рока, особенно касалось электроники. Например, клавишный инструмент Мелотрон, сконструированный в начале 1960-х годов стал знаковым в звучании таких групп как The Moody Blues, King Crimson и Genesis. Позже, синтезаторе развивались в тесном сотрудничестве с такими музыкантами как Emerson, Lake and Palmer, Yes, Premiata Forneria Marconi и т. д. ELP барабанщик Карл Палмер использовал электронику, чтобы "синтезировать" свои барабаны. Иногда эти тенденции рассматриваются как истоки направлении Техно.


3. Исторический очерк

3.1. Истоки

Начало экспериментального периода рок-музыки, непосредственно подготовил появление прогрессивного рока относят к середине 1960-х годов. Главным образом это студийные работы The Beatles, начиная с известного эксперимента с электронными записями в песне "Tomorrow Never Knows" с альбома Revolver. В конце 1960-х годов песни The Beatles включали много элементов психоделического рока, а также активно привлекали особенности и инструментарий классической и восточной музыкальных традиций.

Элементы прогрессивного рока начинают проявляться в ранних альбомах Pink Floyd. Группа 1-2-3 (позднее название - Clouds) экспериментировал с музыкальной формой, использовал импровизации и багатодорижечне наслоения. Рок-музыканты психоделического направления также развивали экспериментальную линию, в частности создавали долговременные сложные по структуре композиции, такие как " In-A-Gadda-Da-Vida "группы Iron Butterfly или композиция Джими Хендрикса "1983 ... (A Merman Should I Turn to Be) ". К прогрессивного рока относят также ранние альбомы Франко Заппа.


3.2. Расцвет

К первым групп, по мнению критиков [2] представляют появление прогрессивного рока относятся британские группы King Crimson, Yes и Van der Graaf Generator, созданные в конце 1960-х годов. Вскоре прогрессивный рок попал и на континентальную Европу, в частности это немецкая группа Triumvirat, швейцарский Flame Dream, нидерландский Focus, французские Magma и Gong, итало-югославский Devil doll. Итальянский прогрессивный рок иногда рассматривают как отдельное направление, представлен творчеством таких групп. как Area, Banco del Mutuo Soccorso, Le Orme, Goblin, PFM, Museo Rosenbach, Il Balletto di Bronzo и Semiramis.

Что касается немецкой музыки, то кроме упомянутого Triumvirat, следует отметить такое ответвление направлении, как краут-рок, представлен в творчестве Can, Neu!, Tangerine Dream и других. Также прогрессивный рок получил распространение и в странах Латинской Америки.

Пике популярности прогрессивный рок достиг в середине 1970-х годов, когда прог-музыканты регулярно завоевывали голоса читателей популярных музыкальных журналов Англии и Америки. В это время сформировались несколько прогрессивных групп из Америки, включая RushКанады), KansasКанзас), и Dixie Dregs (из Джорджии). Среди самых успешных британских групп, работавших в этом направлении - Renaissance, Electric Light Orchestra, Supertramp, и многие другие


Литература

  • Lucky, Jerry. The Progressive Rock Files Burlington, Ontario: Collector's Guide Publishing, Inc (1998), 304 pages, ISBN 1-896522-10-6 (paperback). Gives an overview of progressive rock's history as well as histories of the major and underground bands in the genre.
  • Martin, Bill. Listening to the Future: The Time of Progressive Rock. Peru, Ill.: Carus Publishing Company (1998), 356 pages, ISBN 0-8126-9368-X (paperback). An enthusiastic analysis of progressive rock, intermixed with the author's Marxist political views.
  • Stump, Paul. The Music's All That Matters: A History of Progressive Rock. London: Quartet Books Limited (1997), 384 pages, ISBN 0-7043-8036-6 (paperback). Smart telling of the history of progressive rock focusing on English bands with some discussion of American and European groups. Takes you from the beginning to the early 1990s.



Примечания

  1. "Она была призвана заводить уши, а не ступни" - англ. википедия
  2. В частности Пьеро Скаруфи см.. http://www.scaruffi.com/history/cpt24.html - www.scaruffi.com/history/cpt24.html

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам