Проектные технологии в обучении

Метод проектов - образовательная технология, направленная на получение учащимися знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков благодаря системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.


1. Введение

Формирование и развитие у детей ключевых компетентностей стало основной задачей начале XXI века. Эта проблема приобретает актуальность в связи с тем, что современный мир характеризуется стремительным социальным, технологическим и политическим развитием, требует от человека способности делать духовно-нравственный выбор, мобильности и ответственности в принятии решений, умение эффективно общаться и быть успешным.

2. Определение

Определяя сущность понятия "учебный проект", следует отметить, что оно впервые появилось в XVII-XVIII веках и служило синонимом словам "эксперимент" в естественных науках и "рассмотрение дел" в юриспруденции. Позже, в XIX веке были определены две модели проектов, которые используются и сегодня. Первая, более древняя, модель Вудворт предусматривает, что учащиеся сначала изучают материал, приобретают знания и навыков, которые в дальнейшем понадобятся для конструирования проектов. Вторая, более современная, модель Ричардса предусматривает "погружения" в проблему, ее фундаментальное исследование [4, 12].


3. Структура различных типов проектов

3.1. И. По методу или видом деятельности доминирующей в проекте

1. Исследовательские проекты Требуют четко продуманной структуры, определенной цели, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов работы.

2. Творческие проекты Обычно не имеют четко продуманной структуры, она развивается, подчиняясь интересам участников проекта Оформленные результаты могут быть в виде сборника, сценария, программы праздники и т.д..

3. Игровые проекты Структура таких проектов остается открытой к их окончания Участники принимают на себя определенные роли Результаты могут определяться в начале проекта или до его завершения Имеющимся высокую степень творчества.

4. Информационные проекты направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов Требуют четкой структуры, возможностей систематической коррекции при проектной деятельности.

К обязательным структурных элементов принадлежать: ? цель проекта-результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и т.п.) ? предмет информационного поиска - поэтапность поиска с определением результатов-аналитическая работа над собранными фактами - выводы - коррекция, в случае необходимости дальнейший поиск информации-анализ новых данных-выводы - оформление результатов.

5. Практически ориентированные Отмечаются четко определенным изначально результатом деятельности участников проекта, который ориентирован на социальные интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и т.д.) Требуют продуманной структуры, даже сценария деятельности участников с определением функции каждого Очень важно хорошо организовать координационную работу через обсуждение, коррекцию совместных действий, презентацию полученных результатов и возможных способов использования их на практике, внешнюю оценку проекта.


3.2. II. По смысловым аспектом проекта

1. Литературно-творческие. Распространен тип совместных проектов.

2. Естественнонаучные. Обычно имеют четко очерченный исследовательское задание (например, исследовать состояние окружающей среды определенной местности).

3. Экологические проекты. Основном требуют использования исследовательских, научных методов, интегрированных знаний из разных областей.

4. Языковые (лингвистические). Учебные проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений: лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий, фольклора; филологические, предусматривают изучение етимонологии слов, литературные исследования и т.п.).

5. Культурологические. Имеют связь с историей и традициями разных стран По содержанию могут быть историко-географическими, этнографическими, политическими, искусствоведческими, экономическими.

6. Ролевой-игровые По содержанию могут быть мнимыми путешествиями; имитационно-деловыми, моделирующие профессиональные и коммуникативные ситуации; драматизация, социальные имитации.

7. Спортивные.

8. Географические.

9. Исторические.

10. Музыка.


4. Требования к организации проекта

1.Наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска.

2.Практична, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостийна деятельность учащихся Она может быть групповой, парной или индивидуальной.

4.Определение конечных целей общих или индивидуальных проектов.

5.Определение базовых знаний из разных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурування содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов).

7.Использование исследовательских методов.

8.Результаты выполненных проектов должны быть материальными, то есть оформленными в определенный способ (презентация, дневник путешественника


5. Источники и литература

1.Полат Е. Что такое проект? / Полат Е., Петрова И., Бухаркина М., Моисеева М. / / Открытый урок. - 2004. - № 5-6.

2.Использование проектных технологий на уроках зарубежной литературы http://osvita.ua/school/lessons_summary/in_lit/9606

3.Зазулина Л. В. Педагогические проекты: научно-метод. пособие. / Л. В. Зазулина. - Каменец-Подольский: Азбука - НОВАЯ, 2006. - 40 с.

4.Курицина В. Н. Метод проектов: вчера, сегодня, завтра / / Образовательная технология как система, объединяющая теорию, практику и искусство. - Воронеж: ОГПУ, 2000. - С.59-63.
5. Инновационные технологии обучения в современной школе http://www.social-science.com.ua/jornal_content/263/cd3fb6ced694e820d6628f476500181b