Надо Знать

добавить знаний



Проза



План:


Введение

Проза ( лат. prosa , От prosa oratio - прямая речь, свободно развивается и движется) - речь не организовано ритмично, не вритмоване; литературное произведение или совокупность произведений, написанных невиршованою языке. Проза - один из двух основных типов литературного творчества. Поэзия и проза - глубоко своеобразные сферы искусства, которые различаются и формой, и содержанием, и своим местом в истории литературы.

Иногда термин проза употребляется как противопоставление художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, т.е. литература, которая не принадлежит к искусству.

Сначала в древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией. Однако само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, большая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную язык стали называть стихах, в противопоставление языка, не связанной с ритмом. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, стали называть ее прозой. В Квинтилиана встречается выражение "oratio prosa", в Сенеки - просто "prosa" для обозначения свободной речи, не связанной ритмическими повторениями.


1. Толкование термина "проза"

До недавнего прозой (в отличие от поэзии) считали все нехудожественные словесные произведения; подобный употребление наблюдается даже в 20 ст. В украинской литературе понятие прозы как полноправного искусства слова распространилось в писляшевченкивський период.
Художественная проза в собственном смысле этого слова - сравнительно позднее явление, которое интенсивно формировалось еще со времен Возрождения. В древней и средневековой литературе проза имела специфическое назначение: в прозе создавались, как правило, только напивхудожни, "смешанные" произведения прикладного характера (исторические хроники, философские диалоги, ораторские произведения, описания путешествий и т.п.) или же произведения "низких", комических жанров (фарси, некоторые виды сатиры и т.п.).
Проза тех времен - это так называемая ритмическая проза, которая по своей форме приближалась к стихотворения, воспринималась как своеобразное ответвление поэзии. Например, в Киево-русской прозе имеется последовательная ритмическая органцизация: текст членувався на более или менее равные отрезки (колонны), которые часто завершались (или начинались) созвучными глагольными или именительных формами, выступавших прообразом рифмы. Лишь начиная с эпохи Возрождения (в украинской литературе значительно позже) формируется проза, а со времени Просвещения она занимает ведущую роль в литературе.


2. История

В Древней Греции вместе с поэзией существовала и художественная проза: мифы, переводы, сказки, комедии. Эти жанры не рассматривались как поэтические, так миф для древних греков был явлением не художественным, а религиозным, перевод - историческим, сказка - бытовым, комедия считалась очень приземленной. В нехудожественной прозы относили произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире, Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии.

Ко второй половине средневековья положение стало постепенно меняться. Вместе с разрушением сначала античного, а затем и феодального общества постепенно уменьшается количество написанных поэм, трагедий, от. В связи с развитием торговой буржуазии, ее культурным и идейным ростом, на основе культуры крупных городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают повесть, новелла, вслед за ними появляется роман. Старые поэтические жанры, играли основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют свое основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают с литературы. Однако новые жанры, которые играют основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает спорить с поэзией за ведущее место, становится рядом с ней, а еще позже, в эпоху расцвета капитализма, даже оттесняет ее. К XIX века писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типичные обобщения, в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.


3. Организация прозы

До сих пор не решен вопрос о формальной организации художественной прозы. Достаточно распространено мнение, что по своей организации проза не имеет принципиальных отличий от повседневной бытовой речи. Ее оппоненты небезосновательно утверждают, что в прозаических жанрах есть своя сложная и внутренне закономерная структура, которая принципиально отличается от стихотворного ритма и при этом все же выводит прозу за пределы обыденного языка ( Гюстав Флобер, Антон Чехов, Михаил Коцюбинский, Эрнест Хемингуэй и др.)., требуя от автора не меньшего напряжения и мастерства, чем стихотворение.
Художественное своеобразие прозы не исчерпывается принципами внешней организации речи. В прозе доминируют существенно отличные способы и формы словесной образности от тех, которыми пользуется поэзия. Так, различные виды тропов, которые в основном имеют большое значение для организации поэтической речи, в прозе занимают куда менее заметное место.
Если в поэзии источником "художественной энергии" является взаимодействие, взаемовиддзеркалення словесных вымыслов, осуществляемое различными формами сопоставления слов ( сравнение, метафора, метонимия и т.д.), то для прозы характерной является взаимодействие разных языковых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. Через взаемовиддзеркалення этих языковых планов осуществляется осмысление и оценка изображаемого.
Художественно-словесная ткань в прозе (по сравнению с поэзией) предстает более "прозрачной", что, казалось бы, воспроизводит определенную жизненную реальность непосредственно. Вместе с тем постоянно ощутимая образная сила художника, мастерство владения словом, згармонийована точность и ясность языковых планов. Большую роль в прозе играет сюжет, последовательное развитие действия; предметно и более определенными есть характеры и обстоятельства.


4. Литературные жанры в прозе

Несмотря на то, что понятие жанра определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтического написания ( поэмы, пьесы), либо к прозе ( романы, повести). Такое разделение, тем не менее, нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы, написанные в стихотворной форме. Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах ( сказка).

В число литературных жанров, которые традиционно относятся к прозе, входят:

  • Роман - большой по объему повествовательный произведение со сложным и развитым сюжетом.
  • Повесть - род эпической поэзии, близкий к романа, изображает какой-то эпизод из жизни, от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, обычаев.
  • Новелла - литературный малый повествовательный жанр, который можно сравнить по объему с рассказу (что дает иногда повод для их отождествления), но отличается от него генезисом, историей и структурой.
  • Эпопея - монументальный по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой.
  • Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему своего текста.
  • Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и точно не претендует на определяющее или исчерпывающее трактовки предмета.
  • Биография - произведение, в котором излагается история жизни и деятельности любого лица.

5. Источник


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам