Надо Знать

добавить знаний



Прокофьева \ Григорьев Сергей Сергеевич


Сергей Прокофьев в 1918 году

План:


Введение

Сергей Сергеевич Прокофьев ( * 11 апреля ( 23 апреля по новому стилю) 1891, имение Солнцевка - ? 5 марта 1953, Москва) - советский (российский) композитор, автор 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний и многих камерно-инструментальных произведений, а также музыки к кинофильмам. Лауреат Сталинской премии ( 1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).


1. Биография

1.1. Дореволюционный период

С.Прокофьев в детстве

Родился в имении Сонцивци Бахмутский уезда Екатеринославской губернии (ныне это село Красное Красноармейского района Донецкой области в Украине). Его отец Сергей Алексеевич Прокофьев был управляющим имения. В возрасте 13 лет поступил в Петербургской консерватории, где учится композиции в А. Лядова, Николая Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Я. Витола.

1909 году окончил консерваторию как композитор с посредственными оценками (главным образом из-за творческих непонимание с профессурой, придерживавшихся академического направления в музыке) и продолжил учиться в консерватории как пианист в А. М. Есипов.

1914 году окончил консерваторию как пианист со своим 1-м концертом для фортепиано с оркестром, получив наивысшую оценку и гран-при - рояль. В консерваторские годы Прокофьев также занимался дирижированием в Н.Черепнина, завязал дружеские отношения с Н.Мясковським и Б.Асаф Григорьевым.

В 1914 - 1918 годах много концертировал в Москве, Петрограде, других городах России. Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных дискуссий в музыкальных кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы, это музыка принципиально антиромантические, часто - жорсткозвучна, пронизана диссонансами, очень энергичная в ритмическом отношении. Наиболее заметны в этот период - балет "Сказка про шута ..." ( 1915), опера ?Игрок? по одноименному роману Достоевского ( 1915 - 1916), несколько инструментальных концертов и сонат, Скифская сюита ( 1915) и кантата Семеро их ( 1917). Один из шедевров раннего Прокофьева - его Классическая симфония ( 1917), образец ?новой простоты?: ею композитор словно продемонстрировал критикам свое блестящее владение неоклассическим стилем.


1.2. Зарубежный период

В 1918 Прокофьев в разгар гражданской смуты покидает родину (ему удается выпросить разрешение на выезд лично у Луначарского) и отправляется через Японию в США (через войну в Европе был вынужден двигаться именно таким маршрутом), где активно гастролирует как пианист и дирижер. В 1919 Прокофьев завершил комическую оперу "Любовь к трем апельсинам" (поставлена ​​в 1921 оперным театром в Чикаго). К этому времени относится также Третий фортепианный концерт. В Америке Прокофьев не имел значительного успеха, что стало причиной его переезда в Европу.

В 1922 Прокофьев переселился в Германии в живописное приальпийские городок Этталь, где начинает работу над оперой "Огненный Ангел". В этом городке Прокофьев женился на испанской певице Лине Кодина (псевдоним Лина Любьера, по переезду в СССР - Лина Ивановна), от которой имел 2 детей.

В 1923 перебрался в Париж, где быстро добился признания, значительным образом благодаря знакомству с выдающимся русским балетмейстером C.Дягилевым, который поставил его "Сказку про шута ...", а также заказал и позже поставил балеты ?Стальной скок" ( 1927) и "Блудный сын" ( 1928). В Париже Прокофьев провел следующее десятилетие, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке, имели грандиозный успех.

В 1927 году Прокофьев впервые посещает СССР, где имеет огромный успех. Позднейшие гастроли в СССР осуществлялись 1929 и 1932 годах. В этот период появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика напряженности и остроты, а также более мягкий по стилю балет "На Днепре" (1932).


1.3. Возвращение в СССР

После 1933 Прокофьев вместе с семьей переезжает в СССР (в 1936 - окончательно). Причина возврата Прокофьева является предметом дискуссий в кругу музыковедов.

Главной официальной причиной возврата композитора считается тоска по родине ("Я снова вжиться в атмосферу родной земли. Я снова видеть настоящие зиму и весну, вспыхивает мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови , чтобы они вернули мне то, чего мне здесь не достает: свои песни, мои песни. Здесь я лишаюсь сил. Мне угрожает опасность погибнуть от академизма "- писал Прокофьев).

Кроме того по мнению музыковедов характерной чертой характера Прокофьева было желание быть первым, которое проявлялось во всех сферах его деятельности. Известно, что в Европе на то время наибольшую славу композиторов и пианистов лелеяли С.Рахманинов и И. Стравинский, в то время как после успешных гастролей в СССР Прокофьев имел все шансы быть недосягаемым лидером. В частности показателен запись в дневнике Прокофьева от 5 марта 1929 года: "Сталин был на моем концерте, когда я играл в Москве, и затем, не без гордости, сказал" наш Прокофьев ". Отлично: в Россию можно ехать спокойно!"

Также некоторые мемуаристы отмечают карточные долги Прокофьева.


1.4. Советский период

С возвращением Прокофьева в СССР происходит резкий стилистический слом в творчестве в сторону упрощения, большей доступности, выразительности и классической строгости музыкального языка. Меняется и образность музыки Прокофьева. Так, согласно меткому (и вполне объективным) наблюдением композитора С. М. Слонимского, в центре симфоний Прокофьева стоит человек, а начиная с Пятой симфонии (1944) - советский человек.

Среди выдающихся произведений, написанных в СССР - " Ромео и Джульетта " ( 1935), симфоническая сказка "Петя и волк" ( 1936), кантата к 20-летию Октября ( 1937), кантата "Александр Невский" ( 1939). В 1938 Прокофьев осуществляет последние гастроли в Европу и США, которые происходят с блестящим успехом, в частности Прокофьеву предлагают выгодный контракт в Голливуде, от которого, однако, композитор отказался.

В 1941 году, накануне войны, Прокофьев оставляет семью - жену и двоих сыновей - и идет к Меры Мендельсон, поэтессы и активной комсомолки, впоследствии - соавтор либретто его опер "Дуэнья" и "Война и мир".

Во время войны Прокофьев отправляется на Кавказ, позднее в Алма-Ату, где наряду с камерными и симфоническими произведениями пишет фронтовые песни, много концертирует, в 1942 пишет музыку к фильму "Иван Грозный" (режиссер С. Эйзенштейн). Среди выдающихся произведений военных лет - 7-я фортепианная соната (первое произведение удостоен Сталинской премии), опера "Война и мир", 5-я симфония, балет "Золушка".


1.5. Последние годы жизни

Последний период жизни Прокофьева чрезвычайно сложен. В послевоенные годы у композитора развивается гипертония, обостряющейся тяжелыми приступами. В 1948 году композитор попадает под Ждановская идеологические чистки, в частности Прокофьев фигурирует в знаменитой Постановлении ЦК ВКП (б) "Об опере" Великая дружба "В. Мурадели" ( 10 февраля 1948). В ответ композитор в духе эпохи выражает "благодарность партии за четкие указания, постановления, которые помогают (...) в поисках музыкального языка, понятного и близкого нашему народу, достойного нашего народа и нашей великой страны".

Того же года Прокофьев оформляет свой второй брак - с Мирой Мендельсон. В марте 1948 году его первую жену Лину Прокофьеву, испанку по происхождению, арестовывают по обвинению в шпионаже, приговаривают к 20 годам лагерей и ссылают в Воркуты. По свидетельству узника ГУЛАГа Евгения Таратуты, Лина Ивановна получала письма только от своих сыновей.

Среди значительных произведений Прокофьева последних лет - опера "Повесть о настоящем человеке" (1948), 7-я симфония ( 1952, последняя Сталинская премия), Симфония-концерт для виолончели ( 1952).

Умер Прокофьев 5 марта 1953 года - на 40 минут позже Сталина и по той же причине: кровоизлияние в мозг. Для советского сообщества смерти композитора долгое время была омрачена скорбью, связанной с потерей советского вождя. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.


2. Память

В честь композитора назван Донецкий международный аэропорт

К 100-летию со дня рождения:

Donetsk prokofiev.jpg 1991 CPA 6314.jpg Sergey Prokofiev Novod 3.jpg
мемориальная доска
почтовая марка
надгробный памятник

3. Произведения

Фрагмент рукописи 2-й фортепианной сонаты

Оперы -

  • Маддалена (1911, 2-я редакция 1913),
  • Игрок ("Игрок") (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),
  • Любовь к трем апельсинам ("Любовь к трём апельсинам") (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
  • Огненный ангел ("Огненный ангел") (по В. Я. Брюсовым, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция 1983, Пермь),
  • Семен Котко (1940, Москва),
  • Обручение в монастыре ("обручения в монастыре") ("Дуэнья", по Р. Шеридан, 1946, Ленинград),
  • Война и мир (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же),
  • Повесть о настоящем человеке ("Повесть о настоящем человеке") (по Б. П. Полевым, концертное исполнение 1948, Ленинград, 2-я редакция 1960, Москва);

Балеты -

  • Сказка про шута, что семерых шутов перехитрил ("Сказка о шута, семерых шутов перешутившего") (1921, Париж),
  • Стальной скок (1927, Париж),
  • Блудный сын (1929, там же),
  • На Днепре (1932, там же),
  • Ромео и Джульетта (по В. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград),
  • Золушка ("Золушка") (1945, Москва),
  • Сказка о каменном цветке ("Сказ о каменном цветка") (по П. П. Бажову, 1954, Москва);

для солистов, хора и оркестра -

  • Оратория "На страже мира" (слова С. Я. Маршака, 1950),
  • Кантаты, в том числе
  • вокально-симфонические сюиты, в том числе
    • Зимнее очаг ("Зимний костёр") (слова С. Я. Маршака, 1949);

для оркестра -

  • 7 симфоний
  • Ала и Лоллий (Скифская сюита, ​​1915),
  • Симфоническая сказка "Петя и волк" (1936),
  • Два пушкинских вальса (1949),
  • Ода на окончание войны (1945)
  • Сюиты, поэмы, увертюры и др..;

концерты с оркестром -

  • 5 для фортепиано (1912; 1913, 2-я редакция 1923; 1921; 1931, для левой руки; 1932),
  • 2 для скрипки (1917, 1935),
  • симфония-концерт для виолончели (1952) и др..;

камерно-инструментальные ансамбли, в том числе

  • сонаты для скрипки и фортепиано,
  • соната для виолончели и фортепиано,
  • соната для флейты и фортепиано,
  • 2 квартета;

для фортепиано -

  • 9 сонат
    • № 1 ор.1 - 1907, 2-а ред. 1909;
    • № 2 ор.14 - 1912;
    • № 3 ор.28 - 1907, 2-я редакция 1917;
    • № 4 ор.29 bis - 1934;
    • № 5 ор.38 - 1923, 2-а ред. ор.135, 1952;
    • № 6 ор.82 - 1939-40;
    • № 7 ор.83 - 1939-42;
    • № 8 ор.84 - 1939-44;
    • № 9 ор.103 - 1947)
  • Сарказмы,
  • Мимолётносты (1915-1917),
  • Сказки старой бабушки,
  • Этюды (ор.2 и ор.52)
  • Сюиты из балетов "Золушка", "Ромео и Джульетта"
  • пьесы; романсы, песни;
  • музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

4. Музыкальные примеры


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам