Надо Знать

добавить знаний



Прокуратура Украины


Украина

План:


Введение

Прокуратура Украины является единой централизованной системой (не является органом государственной власти), которая согласно Конституции Украины и законов Украины ("О прокуратуре") осуществляет обвинительную, представительскую и надзорную функции.


1. Функции

Согласно Раздела VII Конституции Украины на Прокуратуру Украины возлагаются:

  1. поддержание государственного обвинения в суде;
  2. представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
  3. надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
  4. надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

Правовая природа прокуратуры в демократических государствах заключается в необходимости качественного представления в суде публичного интереса, а не в необходимости осуществления государственного надзора за законностью, надзора за всем и всеми.

Поэтому, согласно переходным положениям Конституции Украины Прокуратура продолжает выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия только в:

  • введение в действие законов, которые регулируют деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов,
  • сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.

2. Генеральный прокурор Украины

Согласно Статьи 122 Конституции Украины Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность и освобождается от должности с согласия Верховной Рады Украины Президентом Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. Срок полномочий Генерального прокурора Украины - пять лет.

Генеральный Прокурор Украины Имя
1 4 сентября 1991 - 21 октября 1993 Шишкин Виктор Иванович
2 21 октября 1993 - 19 октября 1995 Дацюк Владислав Владимирович
3 19 октября 1995 - 22 июля 1997 Ворсинов Григорий Трофимович
в. о. 22 июля 1997 - 24 апреля 1998 Литвак Олег Михайлович
в. о. 24 апреля 1998 - 17 Июля 1998 Ференц Богдан Васильевич
4 17 июля 1998 - 30 апреля 2002 Потебенько Михаил Алексеевич
30 апреля 2002 - 6 июля 2002 -
5 6 июля 2002 - 29 октября 2003 Пискун Святослав Михайлович
29 октября 2003 - 18 ноября 2003 -
6 18 ноября 2003 - 9 декабря 2004 Васильев Геннадий Андреевич
9 декабря 2004 - 10 декабря 2004 -
7 10 декабря 2004 - 14 октября 2005 Пискун Святослав Михайлович
14 октября 2005 - 4 ноября 2005 -
8 4 ноября 2005 - 26 апреля 2007 Медведько Александр Иванович
9 26 апреля 2007 - 24 мая 2007 Пискун Святослав Михайлович
в. о. 24 мая 2007 - 1 июня 2007 Шемчук Виктор Викторович
10 с 1 июня 2007 - 3 ноября 2010 Медведько Александр Иванович
11 с 4 ноября 2010 - Пшонка Виктор Павлович

3. История института прокуратуры в Украине

Зарождение основных функций прокуратуры относится к временам Древнего Рима. В правление императора Августа важного значения приобрела деятельность прокураторов (от лат. Procurator управляющий, представитель), которым поручался сбор налогов, управление небольшими провинциями, они выполняли разнообразные хозяйственные функции. Прокураторы назначались из всадников, а также вольноотпущенников. С императорских вольноотпущенников и рабов комплектовались низшие чины императорской бюрократии, которая получила впоследствии исключительное значение в государстве. Император Клавдий расширил права прокураторов, они получили право выносить судебные решения.

При глубокой древности началось формирование правовой системы, а с ней и определенных функций прокуратуры, и на территории современной Украины.

На этапе развития обычного права также на уровне обычая формировалась надзорная функция деспотийних обладателей скифского государства. Нормы права у скифов защищали жизнь, имущество, привилегии царской семьи и родоплеменной знати. Царь устанавливал четкий порядок использования пастбищ, ведь ему принадлежала верховная собственность на землю. А когда существовала надзорная функция, то конечно, существовали и надзиратели.

В VII веках до н. н.э. скифы встретились с греческими поселенцами. В Северном Причерноморье эллины основали свои города-государства: Ольвию, Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др.. Основными источниками права в них были законы и решения народного собрания и советов городов, постановления коллегий, а также местные обычаи. Законодательная инициатива принадлежала народным собраниям, советам городов, их председателям, коллегиям, а также своеобразным предшественникам современных прокуроров? номофилакам (стражам законов), которые должны были следить за оформлением законов, поведением людей и должностных лиц и требовали от них исполнения законов. Кроме номофилаков, существовала коллегия продиктив (юридических советников), которые также выполняли надзорные функции.

В Х в. начало формироваться княжеское законодательство древнерусского государства Киевской Руси. Еще княгиня Ольга, установив нормы и пункты сбора дани, усилила функции надзора. Она также приняла закон, который оберегал жизни княжеских дружинников. Уставы князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого внесли важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Борьба со сторонниками старых традиций, которые не желали подчиняться новым обычаям, суровое наказание их стали сутью надзорных полномочий большого князя. Большое значение в формировании правовой системы имело принятие свода великокняжеских законов, который получил название "Русская правда". Существенная роль в "Русской правде" отводилась нормам криминального процесса и права, хотя такого деления еще не существовало. А поскольку этот процесс надлежало контролировать то, вероятно, это было очередным шагом в развитии надзорной функции. В судебной практике Киевской Руси господствовал состязательный процесс при активном участии сторон, которые назывались истцами. Суд выполнял функцию посредника, хотя иногда применялись формы розыскного процесса. Главную роль при этом играл истец, по инициативе которого начиналось судопроизводство. Формально именно он был обвинителем. Доказательственное значение имели внешние признаки преступления, вещественные доказательства, собственное признание, показания "видоков" и "послушаний". Решение суда объявлялось устно, а приговор исполнялся немедленно.

В 1578 году на сейме Речи Посполитой был образован Луцкий трибунал - высший суд Украины, действие которого распространялось на Киевское, Волынское и Брацлавское воеводства, официальным же языке признавалась украинский. Уже в следующем, 1579 году, в Батурине образован Украинский трибунал, который состоял из семи департаментов. Депутаты трибунала ежегодно избирали прокурора (инстигатора), который наблюдал за действием представления исков в Трибунальский суда.

Должность прокурора сохранилась в Украине и в XVII в. В Украинском трибунале вместе с гетманом, генеральным писарем, генеральным возным, генеральными судьями и другими высшими чинами заседал и прокурор. В 1722 году Петр учредил государственный орган для осуществления надзора за соблюдением законной деятельности центральных и местных органов государственной власти. Царская императорская прокуратура, куда и входили органы прокуратуры Украины, просуществовала до октября 1917 года.

После октябрьских событий 1917 года начался новый этап создания государства и национального самоопределения народа Украины, этап получения суверенности. В УНР велась активная работа по созданию новой системы правоохранительных органов, в том числе - судов и органов прокурорского надзора. Так, в декабре 1917 года основана Прокуратория, а уже в следующем месяце Центральный Совет принял Закон "О уряджання прокурорского надзора в Украине". Во времена правления гетмана Скоропадского П. П. (апрель-декабрь 1918 года) принимается Закон "Об образовании государственного Сената?. При создании в декабре 1918 года Директории УНР вступает в силу Закон "О устроении прокурорского ухода в Украине" и возобновляется деятельность Генерального Суда под названием "Верховный Суд Украинской Народной Республики". В советское время Государственная прокуратура в Украине была основана в системе Наркомюста

28 июня 1922 утвержденным ВУЦВК Положением о прокурорском надзоре. Законодательство о прокуратуре постоянно развивалось. В 1923 году предполагалось введение прокуратуры в состав Верховного Суда СССР. А позже, в 1933 году, образуется Прокуратура Союза ССР как централизованная система с правом общего руководства деятельностью прокуратур союзных республик, а вместе с тем утверждается Положение о Прокуратуре Союза ССР. Следует отметить, что на Нюрнбергском процессе главным обвинителем от Советского Союза был прокурор Украинской ССР Р. Руденко.

С момента провозглашения Украины суверенным и независимым государством начался новый этап развития прокуратуры. После принятия и введения в действие с 1 декабря 1991 года Закона Украины "О прокуратуре? и ряда других нормативных актов создана правовая база организации и деятельности органов прокуратуры независимой Украины. Учитывая роль органов прокуратуры Украины в укреплении законности, защите прав человека и гражданина, а равно взнос работников прокуратуры в дело развития Украины как правового государства, Указом Президента Украины от 02.11.2000 года установлен профессиональный праздник - День работника прокуратуры - 1 декабря. .


4. Критика Прокуратуры Украины


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам