Надо Знать

добавить знаний



Промышленная революция



План:


Введение

Паровая машина, работавшая на угле, была важным фактором промышленной революции в Великобритании и во всем мире [1].

Промышленная революция или промышленный переворот - переход от ручного, ремесленно - мануфактурного к крупному машинному фабрично - заводского производства, который начался в Англии во второй половине XVIII в. и в течение XIX в. распространился на другие страны Европы, США и Японию. Важной составляющей промышленной революции было внедрение в производство и транспорт рабочих машин и механизмов, которые заменили ручной труд людей, создание самостоятельной машиностроительной отрасли.

Промышленная революция знаменует важный поворотный момент в истории, она в определенной степени оказала влияние почти на каждый аспект повседневной жизни. В частности, средний уровень доходов населения начал проявлять беспрецедентное постоянный рост. В течение двух веков после 1800 года, средне-мировой доход на душу населения увеличился более десяти раз, в то время как население мира выросло более чем шесть раз [2]. По словам лауреата Нобелевской премии Роберта Лукаса, "впервые в истории уровень жизни простых людей начал проявлять устойчивый рост ... Ничего, что хоть отдаленно напоминает эту экономическое поведение не случалось раньше" [3].

В Англии, где промышленная революция началась, во второй половине XVIII в. традиционная аграрная экономика была замещена экономикой, в которой стало доминировать производство машин и механическое производство, что стало возможным после изобретения парового двигателя. Это изменило баланс политических сил от лендлордов в сторону промышленников и способствовало созданию городского рабочего класса.

Первая промышленная революция, которая началась в 18 веке, слилась с так называемой Второй промышленной революцией в 1850 году, когда технологический и экономический прогресс набрал обороты благодаря развитию паровых кораблей, железных дорог, а затем в 19 веке двигателя внутреннего сгорания и электрической энергии. Период времени, охватываемый промышленной революцией в разных историков колеблется. Эрик Хобсбаум считал, что она вспыхнула в Великобритании в 1780-х годах и не была в полной мере ощущается в 1830-х или 1840-х годов [4], а Томас Эштон считал, что это произошло приблизительно между 1760 и 1830 годом [5].


1. Инновации

Единственный сохранившийся образец фифцвхуюююй прядильной машины построенной изобретателем Сэмюэлем Кромптон

Начало промышленной революции тесно связан с несколькими нововведениями [6], внедренными во второй половине 18 века:

  • Текстиль - прядення хлопка используя автоматические прялки авторства Ричарда Аркрайта (Water Frame), Джеймса Харгривза (Spinning Jenny - прядильная ослица) и Сэмюэла Кромптона (Spinning Mule - прядильный ил, сочетание двух предыдущих). Он был запатентован в 1769 году. После окончания в 1783 году действия патента быстро поднялись многочисленные хлопчатобумажные фабрики. Аналогичная технология была применена впоследствии в прядение камвольной пряжи для различных тканей и льна для белья. Хлопковая революция началась в Дерби, которое стало известно с тех пор, как "Powerhouse of the North".
  • Паровая машина - улучшенный паровой двигатель изобретен Джеймс Уатт и запатентован в 1775 году сначала главным образом использовался для питания насосов для откачки воды из шахт, а с 1780-х годов применялся для питания других типов машин. Это привело к быстрому развитию эффективных полуавтоматических фабрик в немыслимых ранее масштабах и в местах, где гидроэнергия была недоступной. Впервые в истории для выработки энергии люди не должны были полагаться на мышцы человека или животных, силу ветра или воды. Паровой двигатель использовался для выкачивания воды из угольных шахт, повышение угля на поверхность, чтобы подавать воздух в печи для изготовления железа, при измельчении глины для керамики, для питания новых предприятий в различных отраслях.
  • Производство чугуна - в черной металлургии использование кокса распространилось на все стадии выплавки чугуна (заменив древесный уголь). Это было достигнуто гораздо раньше для свинца и меди, а также в производстве передельного чугуна чугуна в доменных печах, но второй этап в производстве сортового проката зависел от использования заливки и штамповке (патент для которых закончился в 1786 году) или пудлингование (патент Генри Корта в 1783 и 1784).

2. История промышленной революции

Промышленная революция началась в Великобритании в конце XVIII века и приняла всеобъемлющий характер в первой половине XIX века, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позднее и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла другие европейские страны, имея все необходимые предпосылки для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Промышленная революция сопровождалась производственной революцией в сельском хозяйстве, которая привела к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечила возможность перемещения значительных масс населения с аграрного сектора в индустриальный.


2.1. Паровой двигатель

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли что-то дал (необходимые технические решения были известны и ранее), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это связано с тем, что Англия в то время перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия имела достаточные финансовые ресурсы (так была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяная помпа Томаса Севери, запатентованная в 1698 г. Но она не была успешной из-за частых взрывов бойлера и ограниченную мощность. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная до 1712 г. [7] [8] Пожалуй, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре, сначала, нагрева и охлаждения пара для возврата поршня в исходное состояние выполнял вручную .

Схема паровой машины Ньюкомена

Помпы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачки воды из глубоких затопленных шахт, работы в которых без них проводить было невозможно. До 1733 их было куплено 110, из которых 14 на экспорт. Это были большие и дорогие машины, по современным стандартам очень неэффективны, но они себя окупали там, где добыча угля обходилась сравнительно дешево. С некоторыми усовершенствованиями их до 1800 г. изготовили 1454 штуки, и они оставались в употреблении до начала XIX века. [9]

Самой известной из ранних паровых машин является разработка Джеймса Ватта, которая была предложена в 1778 году. Ватт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75% экономии в себестоимости угля. Еще более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Ватта стало возможно превращение поступательного движения поршня во вращательное, т.е. двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 году фирма Ватта и его компаньона Болтона изготовила 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как помпы. Еще 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи. В 1810 году в Англии насчитывалось 5 тысяч паровых машин, а в последующие 15 лет их количество выросло втрое. [10]

Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволила упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать все больше и потижниши устройства. В начале XIX века английский инженер Ричард Тревитик и американец Оливер Эванс соединили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило в дальнейшем использовать его для движения паровозов и пароходов.


2.2. Металлургия

2.3. Добыча угля

Добыча угля в Великобритании, в частности, в Южном Уэльсе начался задолго до промышленной революции. К парового двигателя, при открытой разработке месторождений мелкие карьеры, после добычи поверхностного слоя угля, занедбувалися. В других случаях, если геология была благоприятной, уголь добывали с помощью горизонтальной или наклонной штольни, которую вели в холм. В некоторых областях проводился шахтный добычу, но ограничивающим фактором булала проблема отвода воды. Отвод происходило путем поднятия ведер с водой шахтами или в водоотливной штольни. В любом случае, вода должна была быть сброшенной в ручей или канаву на уровне, где она может стекать под действием силы тяжести. Введение парового двигателя в значительной мере упростило удаления воды и позволило строить более глубокие шахты, добывая, таким образом, больше угля. Это были события, которые начались до промышленной революции, но использование в с 1770-х годов эффективной паровой машины Джеймса Ватта сократило расходы на топливо для двигателя, сделав добычу более рентабельным.

Добыча угля был очень опасным в связи с присутствием рудничного газа во многих угольных пластах. Определенную безопасности придавало использования безопасной лампы, которая была изобретена в 1816 году сэром Хэмфри Дэви и независимо от него, Джорджем Стифенсоном. Тем не менее, лампы оказалось не надежными, поскольку очень быстро оказывались в аварийном состоянии, начинали слабо светить. Взрывы угольной пыли продолжались, количество жертв росло в течение всего 19 века. Условия работы были очень плохие, с высоким уровнем жертв камнепадов.


2.4. Текстильная промышленность

Модель "прядильной ослицы" в музее Вупперталя, Германия. Прядильная машина была одной из инноваций с которых началась революция.

В начале 18 века британское текстильное производство базировалось на шерсти, которая обрабатывалась отдельными ремесленниками, которые занимались прядением и ткачеством в собственных помещениях. Эта система была кустарным производством. Для тонких материалов использовались также лен и хлопок, но их производство было затруднено необходимостью предварительной обработки, и, поэтому, товары в этих материалов были только небольшой частью продукции.

Используемые прялки и кросна (ручные ткацкие станки) имели ограниченные производственные мощности, но давали дополнительные возможности повышения производительности до такой степени, что промышленные товары из хлопка стали доминирующими в британском экспорте в первые десятилетия 19 века. Индия была смещена с позиции главного поставщика хлопчатобумажных изделий.

Льюис Пол запатентовал роликовую прядильную машину и систему flyer-and-bobbin для вытягивания шерсти более равномерной толщины, которую разработал при помощи Джона Уайта ( англ. John Wyatt ) В Бирмингеме. Пол и Уайт открыли в Бирмингеме фабрику, которая использовала новую роликовую машину, приводимая в действие ослом. В 1743 году была открыта фабрика в Нортгемптон с пятьюдесятью шпинделями на каждой из пяти машин Пола и Уайта. Эта фабрика работала примерно до 1764 года. Аналогичная фабрика была построена Даниэлем Борном в Леоминстери, но была уничтожена пожаром. И Льюис Пол и Даниэль Борн запатентовали чесальные машины в 1748 году. Позднее, в первой хлопчато-прядильной фабрике были использованы два набора роликов, которые двигались с разной скоростью. Изобретение Льюиса позднее развивался и совершенствовался Ричард Аркрайт в его "Водной рамке" (Water Frame) и Самюэлем Кромптон в его "прядильном иле" (Spinning Mule).

Другие изобретатели повысили эффективность отдельных этапов прядения: кардинг (чесания), скручивание, намотка. Значительно увеличились поставки пряжи для ткацкой промышленности, в которой также наступил прогресс связан с улучшением челноков и ткацких станков. Выработка отдельного работника резко возрос, в результате чего новые машины были восприняты как угроза для работы, и в начале новаторы были атакованы, а их изобретения уничтожаемый.

Значительный вклад в прогресс текстильной промышленности имели предприниматели, из которых наиболее известным является Ричард Аркрайт. Ему приписывают список изобретений, но, в действительности, они были сделаны такими людьми, как Томас Гайс и Джон Кей; Аркрайт поддерживал изобретателей, патентовал идеи, финансировал инициативы, а также защищал машины. Он создал предприятие по обработке хлопка, в котором объединил различные производственные процессы, впровадиив использования энергии - сначала лошадей, потом воды, что превратило производство хлопка в механизированную отрасль. Позже водяное колесо заменяли паровой машиной. В период с 1775 по 1800 годы заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин для шерстяных фабрик. [11] К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти исчезли.


2.5. Химчне производство

Тоннель под Темзой, открытый в 1843 г. При строении использовано цемент.

Во время промышленной революции розпочалоя промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна еще в средние века, но получали ее из оксидов, образующихся при сжигании минерального серы в стеклянных сосудах. В 1746 году Джон Ребук заменил их на более объемные, изготовленные из листов свинца, что значительно увеличило эффективность процесса (примерно 50 кг за один процесс, по крайней мере в десять раз больше, чем раньше).

Другой важной задачей было производство щелочных соединений. В 1791 году французским химиком Николя Лебланом был разработан метод промышленного производства карбоната натрия. Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля. Добавлением воды отделял растворимый карбонат натрия от сульфида кальция. В процессе производства образовалась большое количество отходов. Хлороводород сначала загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем метод получения соды из пепла растений [12].

Эти вещества должны великую значение, поскольку они начали много других изобретений, заменив множество мелких операций на более экономически эффективные и управляемые процессы. Карбонат натрия использовали во многих производственных процессах, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и как отбеливатель тканей.

Изобретение шотландским химиком Чарльзом Теннантом около 1800 года хлорки базировался на открытиях французского химика Клода Луи Бертолле и совершил революцию в процессах отбеливания в текстильной промышленности. Время отбеливания резко сократился (с нескольких месяцев до нескольких дней) по сравнению с традиционным процессом, который требовал многократных замачи ткани с лугу или кислом молоке и воздействия солнечных лучей. Завод Теннанта в Северном Глазго, стал крупнейшим химическим заводом в мире [ ].

В 1824 году Джозеф Аспдин, британский каменщик, запатентовав химический процесс изготовления портландцемента, что оказалось важным шагом вперед в строительной промышленности. Этот процесс включает спекания смеси глины и известняка при около 1400 C (2552 F), измельчение его в мелкий порошок, который позже смешивается с водой, песком и гравием для производства бетона. Портландцемент был использован несколько лет позже известным английский инженером Марком Брюнелем при строительстве тоннеля под Темзой. [13] В последующих декадах цемент в больших масштабах использовался в строительстве системы канализации Лондона.

После 1860 года химические инновации касались прежде красителей, роль мирового лидера перешла к Германии, которая создала мощную химическую промышленность. [14] В 1860-1914 годах в немецких университетах активно изучались новейшие технологии. Британским ученым, наоборот, не хватало исследовательских университетов, не велась соответствующая подготовка студентов. Распространилась практика нанимать подготовленных в Германии химиков. [15]


2.6. Металлорежущие станки

2.7. Газовое освещение

Одной из важнейших отраслей промышленности позднего этапа промышленной революции было газовое освещение. Подобные инновации внедрялись в разных местах, но масштабной была работа Уильяма Мердока, сотрудника компании Болтон и Ватт в Бирмингеме. Мердок разработал процесс, состоящий из пиролиза угля в больших печаз, очистки газа (удаление серы, аммиака и тяжелых углеводородов), а также его хранения и распределения. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне между 1812-20 годами. Вскоре газовое освещение стало одним из основных потребителей угля в Великобритании. Газовое освещение повлияло на социальную и промышленную организацию общества, позволив длинную работу фабрик и магазинов, чем при освещении сальными свечами. Благодаря внедрению газового освещения в городах и поселках стало процветать ночная жизнь, поскольку интерьеры и улицы могли освещаться значительно лучше, чем раньше.


2.8. Производство стекла

Хрустальный дворец - место проведения первой Всемирной выставки в 1851 году

В начале 19 века в Европе был разработан новый метод производства стекла, известный как цилиндрический процесс. В 1832 году этот процесс был использован братьями Шанс (Chance) для производства листового стекла. Chance Brothers and Company стала ведущим производителем окон и плоского стекла. Этот метод позволял производить большие стекла в непрерывном процессе, расширяя, таким образом, возможности в планировании интерьеров и создании оконных фасадов зданий. Примером использования листового стекла в инновационных зданиях есть Хрустальный дворец в Лондоне.


2.9. Целлюлозная промышленность

2.10. Транспорт

В начале промышленной революции, внутренний транспорт базировался на судоходных реках и дорогах, для перемещения тяжелых грузов морским путем использовались каботажные суда. Поездом транспортировалось угля в реки для последующей отправки, но каналы еще не были построены. Животные уверяли энергию для наземного транспорта, а сила ветра была движущей силой на море.

Промышленная революция улучшила транспортную инфраструктуру Великобритании. Начало сплетения сети автомобильных дорог, водных путей и дорог. Сырье и готовая продукция могли доставляться быстрее и дешевле чем раньше. Улучшение транспорта ускорило также распространение инноваций.

Использование паровой тяги на железных дорогах общего пользования началась с Стоктон-Дарлингтонська железной в 1825 году и железной Ливерпуль - Манчестер в 1830 году. Строительство крупных дорог, соединявших города и городки началось в 1830-х годах, но набрала обороты только в самом конце первой промышленной революции.

После завершения строительства дорог много рабочих не возвращались к своему сельского образа жизни, а оставались в городе, уверяя дополнительную рабочую силу для промышленности. Железные чрезвычайно помогли торговли Великобритании, обеспечивая быстрый и простой способ транспортировки товаров и перевозки почты и прессы.


3. Значение промышленного переворота

Промышленная революция была одним из важнейших явлений в истории человечества, которые позволили ряду стран вступить в полосу стремительного развития производительных сил и навсегда покончить с экономической отсталостью. Промышленная революция знаменовала переход от преобладания аграрного хозяйства с его постоянной угрозой неурожаев и голода к новому этапу в развитии экономики и нового материального уровня жизни. Промышленный переворот был совокупностью экономических, социальных и политических изменений, ознаменовавших превращение машин в основе средство производства.

Преобразование ведущих стран Европы в гигантские фабрики вызвало значительные изменения в расселении населения, в его составе. Возникали большие города, появлялись новые классы и социальные группы, произошли серьезные изменения в политическом устройстве, а затем и в духовной жизни общества.

Критерием, который помогает определить начало промышленного переворота в той или иной стране, принято считать начало формирования фабричной системы, что связано с появлением значительного количества настоящих фабрик. В Англии, которая стала на этот путь раньше других, фабрики стали возникать повсюду в 80-х годах XVIII ст. в конце века к ней присоединилась Франция, а уже в ХIХ в. их примеру последовали и другие европейские страны. Несмотря на особенности промышленного переворота в каждой стране, можно проследить его определенную логическую последовательность. Сначала машинное производство осваивает текстильная промышленность. Затем освоены методы переносят на другие отрасли и в новые районы. Изготовление машин, до кустарное, выделяется в отдельную отрасль производства.

На завершающем этапе массовое применение машин приводит к окончательной победе над ремеслом. Машины производятся с помощью машин, страны, вступающие на путь индустриального развития позже лидеров, имеют возможность быстрее пройти начальные этапы переворота, используя уже накопленный опыт. Промышленный переворот в Англии завершился в начале 60-х годов XIX в., В Франции и США - к началу 70-х годов, в Германии и Австро-Венгрии - к концу 80-х годов, в странах Северной Европы - в 90-е годы. В целом индустриальное общество сложилось в Европе в начале ХХ ст.

Изменения, обусловленные промышленной революцией трудно переоценить. Принципиально изменилась не только техника, но и технология производства. Появились новые отрасли промышленности : нефтяная, химическая, цветная металлургия, автомобильная, станкостроительная, авиационная. Началось широкое использование электроэнергии, а в качестве энергоносителей - нефти и газа. Создана техническая база позволила активизировать научный поиск и обеспечила быстрое внедрение научных открытий.

Рост тяжелой промышленности вело к вытеснению сравнительно мелких предприятий. Централизация и концентрация производства привели к выделению в ряде отраслей предприятий-лидеров и выявили тенденцию к соглашениям по вопросам производства и сбыта между крупнейшими фирмами. В ХХ в. монополии превратились в неотъемлемую черту индустриального общества.


4. Причины революции

Вопрос о причинах промышленной революции остается предметом споров среди историков [16]. Тогда как общий ответ вроде "промышленная революция была закономерным результатом постепенного развития производительных сил" считается слишком общей и неудовлетворительной, на первый план выходят вопросы времени и места: почему промышленная революция началась в 18 веке, и почему в Англиии? Изобретение парового двигателя был значительным фактором в становлении машинного производства, но это изобретение произошло уже после начала промышленной революции, а широкое впроваджнення паровой машины в производство началось только через несколько десятилетий после изобретения. Поэтому паровой двигатель был важным фактором роста производства только, начиная с 19 века.

Промышленной революции предшествовало значительный рост населения Англии. Этот рост был связан с британской аграрной революции. Рост производительности сельского хозяйства вместе с ростом населения привели к пауперизации, создание избытка робочои силы в селах Англии, которая, учитывая тогдашнюю политику ограждения, вынуждена искать работу в городах. Росту населения способствовала также иммиграция из Ирландии, где процесс пауперизации населения происходил такими же быстрыми темпами.

Благоприятным фактором для развития промышленной революции в Англии была развита транспортная система, особенно морской и речной транспорт. Англия - небольшая страна, окруженная морем, со значительным количеством судоходных рек, а водный транспорт - самый дешевый из всех видов транспорта. Как отмечал еще Адам Смит в своем труде " Богатство народов" , экономическая оправданисть разделения труда определяется размерами рынка, а развитый транспорт значительно увеличивает рынок, как внутренний, так и внешний. В этом отношении Англия имела преимущество над другими странами со значительными территориями в глубине суши.


См.. также


Источники


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.



6. Сноски

  1. На картинке машина из вестибюля Высшей технической школы промышленных инженер, Мадрид
  2. Maddison, Angus The World Economy: Historical Statistics. - С. 256-62, Tables 8a and 8c .. - Paris: Development Centre, OECD, 2003.
  3. Lucas, Robert E., Jr. Lectures on Economic Growth. - С. 109-10. - Cambridge: Harvard University Press, 2002. ISBN 9780674016019.
  4. Eric Hobsbawm, The Age of Revolution: Europe 1789-1848, Weidenfeld & Nicolson Ltd. ISBN 0-349-10484-0 (Англ.)
  5. Joseph E Inikori. Africans and the Industrial Revolution in England, Cambridge University Press. ISBN 0-521-01079-9 Read it (Англ.)
  6. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth Macklem (2003-02-17). "The Industrial Revolution - Innovations". Industrialrevolution.sea.ca . http://industrialrevolution.sea.ca/innovations.html . Проверено 2011-01-30 .
  7. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, UK, 1999 ISBN 1-85761-107-1
  8. LTC Rolt and JS Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  9. Rolt and Allen, 145
  10. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. ГЛАВА VI.
  11. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5.Глава XXVI. Техника и естествознание в Европе во второй половине XVII и в XVIII в. (Рус.)
  12. Clow, Archibald; Clow, Nan L. (June 1952), Chemical Revolution, Ayer Co, pp. 65-90, ISBN 0-8369-1909-2
  13. Properties Of Concrete Published Lecture Notes From University Of Memphis Department Of Civil Engineering. Retrieved 2007-10-17.
  14. Lion Hirth, State, Cartels and Growth: The German Chemical Industry (2007) p 20
  15. Johann P. Murmann, Knowledge and competitive advantage: the coevolution of firms, technology, and national institutions (2003) pp 53-54
  16. Анализ причин промышленной революции можно прочитать, например, в книге Фернана Броделя Civilisation matrielle, conomie et capitalisme, XVe-XVIIIe siecle, 1979 (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII века, пер. с французского Григория Филипчука - К., "Основы", 1997, т.1-3).


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам