Надо Знать

добавить знаний



Просвещение



План:


Введение

Титульная страница книги Вольтера "Элементы философии Ньютона"

Просвещение - это широкая идейное течение, которое отражало антифеодальный, антиабсолютистской настроение просвещенной части населения во второй половине XVII - XVIII века. Представители этого течения: ученые, философы, писатели, считали целью общества человеческое счастье, путь к которому - переустройство общества в соответствии с принципами, продиктованных умом, были сторонниками теории естественного права. Просветители имели широкий мировоззрение, в котором выделялись концепция просвещенного абсолютизма, идея ценности человека, критика церкви, патриотизм, осуждение эксплуатации человека человеком, утверждение самосознания и самооценки лица. Этим просветители отличаются от просветителей, которыми являются все носители образования и прогресса.

Просвещение зародилось практически одновременно в странах Западной Европы : Великобритании, Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Испании, Португалии, но быстро распространилось по всей Европе, включая Речью Посполитой и Российской империей. Большую роль в его становлении сыграл быстрое развитие естествознания и книгопечатания.


1. Временные рамки

Обычно считается, что эпоха Просвещения началась во второй половине XVII века и продолжалась до Великой французской революции. Ей предшествовала научная революция первой половины XVII века. Галилей заложил основы научного метода в изучении явлений природы, изобретения телескопа и микроскопа способствовали установлению гелиоцентризма и первому наблюдению микроорганизмов. Быстрое развитие физики и математики увенчался публикацией в 1687 "Математических начал натуральной философии" Исаака Ньютона - фундаментального труда, заложившей основы классической механики и математического анализа. Научные открытия способствовали раскрепощению мышления в других областях.

Великая французская революция ознаменовала конец надеждам на переустройство общества на разумных началах, однако идеи эпохи Просвещения повлияли на формулировки важных документов эпохи: Декларации прав человека и гражданина, Декларации независимости, Конституции США, польской Конституции 3 мая 1791.


2. Характерные черты эпохи

Существенным отличием эпохи Проствитництва от предыдущих было то, что в настоящее время начало складываться общественную жизнь. В дальнейшем вопросы общества обсуждались в прессе, дискуссионных клубах, кафе, салонах на ассамблеях, в масонских ложах. Хотя государство и церковь пытались сдерживать свободомыслие, часто сделать это было невозможно, поскольку запрещены цензурой труда часто можно было опубликовать за границей, в странах с либеральными взглядами, таких как Англия и Нидерланды.

До второй половины 17 в. Западная Европа потеряла религиозную целостность. Вследствие Реформации и периода длительных религиозных войн в части европейских стран широко христианской конфессией стал протестантизм, тогда как в других государствах католицизм сохранил доминирующее положение. Между государствами с различными религиями установился модус вивенди, что означало толерантное отношение к религиозным разногласиям хотя бы в пределах всей Европы, если не отдельных стран. Религиозная борьба продолжалась в виде полемик и дискуссий, а это способствовало расширению диапазона высказываемых мнений.

Европа стала разнообразной также в плане политических режимов. Если во Франции, Австрийской империи или Испании этот период соответствовал расцвета (абсолютизма), то Англия уже прошла этот этап своего развития и после славной революции 1688 года Англия стала конституционной монархией, в которой власть короля была ограничена " Биллем о правах 1689 ". Нидерланды радовались демократическим правлением, Германия и Италия были раздроблены на ряд малых государств, в некоторых странах, таких как Россия и Австрийская империя еще крепко сохранялось крепостничество. При широком спектре политических устройств неизбежно возникали сравнения, в свою очередь приводили к дискуссиям относительно идеального устройства общества.

В экономике Европы тоже происходили коренные изменения, формировались капиталистические производственные отношения, росла и укрепляла свои позиции буржуазия. Экономический центр Европы сместился с юга, где раньше основную роль играли Венеция и Генуя, на север, в Амстердам, где уже состоялась буржуазная революция. Во второй половине 18 в., С началом промышленной революции, главным центром экономики Европы стал Лондон.


3. Просвещенный абсолютизм

Идею просвещенного абсолютизма высказал французский философ Вольтер. Немало европейских монархов XVIII ст. поддерживали ее хотя бы отчасти. К ним относились царица Российской империи Екатерина II, император империи Габсбургов Иосиф II и другие. Отвергая идеи общественного договора и не одобряя свободомыслие, эти чиновники заботились о образование и науку в своих государствах, были меценатами искусств.


4. Общественная жизнь

Габриэль Леммоннье. В салоне мадам Жоффрен.

Для эпохи Просвещения свойственно новое общественное явление - возникновение сферы общественной жизни, т.е. институтов, где проходили дебаты по важным для общества проблем. К таким институтам относились вновь академии и научные общества, кружки, салоны, кафе, масонские ложи и т.п..

В Европе и Америке сформировалось международное "виртуальное" общество, которое получило название "Республика писем" (Respublica literaria). Члены этого общества обменивались мнениями через границы государств, переписываясь друг с другом.

Литературные салоны зародились во Франции в эпоху правления Людовика XIV. Обычно хозяйка салона приглашала к себе какую-то знаменитость, писателя или философа, который начинал дискуссию на интересующую гостей филофську, общественную или политическую тему. Хозяевами салонов были и мужчины. Самый известный из них салон барона Гольбаха, в котором собирались Дидро, д'Аламбер, Гельвеций, Мармонтель, Реналь, аббат Гальяни и другие.

Кофе появился в Европе в 17 в. В начале 18 в. кафе Оксфорда, Лондон и Париж стали выполнять роль научных и литературных клубов. В парижском "Caf Procope" зародилась идея "Энциклопедии". Кофейни Лондона и Оксфорда стали своего рода "денежными университетами", где в атомосфери, свободной от университетской строгости, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов. Однако, к концу века кофе стал дешевле и доступнее широким кругам буржуазии, и кафе потеряли просветительский статус. Лучшие из них, впрочем, превратились в закрытые клубы с ограниченным членством.


4.1. Академии

Академии и равнозначные им научные общества вроде Лондонского королевского сформировались в крупных европейских государствах в 17 в. Они способствовали распространению научных знаний и поощряли научные исследования. Профессия ученого получила престижности. Французская академия наук регулярно объявляла конкурсы на лучшие научные исследования, Французская академия публиковала словари французского языка и способствовала ее стандартизации. Усилиями Леонарда Эйлера поднялся уровень сначала Прусской академии наук, а затем Петербургской академии наук.


4.2. Издание

Титульная страница первого тома энциклопедии

Важной вехой в развитии идей Просвещения стало издание "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", осуществленное в середине 18 в. под руководством Дени Дидро и Жана ле Рона д'Аламбера. Она не только собрала в одном издании тогдашние знания человечества, но и выложила их в светском, научном духе, отбрасывая теологию, как исходную основу. Жан д'Аламбер написал "Энциклопедии" вступительное слово, в котором сформулировал ее цели, задачи и принципы, на которых она создавалась.

"Энциклопедия" стала вершиной эпохи Проствитництва, но издательство научной, философской и полемической литературы далеко не ограничилось ней. Первый научный журнал "Journal des Scavants" начал выходить в Париже в 1665, а с 1680 издательство журналов набрало силу. Сначала журналы издавались латыни и французском, но впоследствии французский язык полностью вытеснил латынь. Поскольку издательское дело в меньших странах Европы имела меньший рынок, а, следовательно, на пути ее развития было больше препятствий, французские журналы, которые печатались преимущественно в Нидерландах, чтобы избежать цензуры, стали выписывать по всей континентальной Европе. Именно в этот период французский язык набрала статуса языка международного общения для образованных людей Европы.

Наряду с качественными изданиями, в эпоху Просвещения появилось также много низкопробных изданий и слой литераторов поденщиков, которые публиковали в основном сплетни и скандальные истории. В Лондоне центром этой литературной братии была Граб-стрит, улица которая уже не существует, но остались в английском языке синонимом низкопробной литературы. Новым явлением в книгоиздательстве стало появление дешевых книг для нижних классов.

Появилась мода на частные библиотеки. Одну из таких библиотек, библиотеку Дидро, приобрела и рассеяла русский царица Екатерина II. Вместе расширялась черта публичных библиотек, в которых можно было одолжить книгу. Книги часто также предлагались в кафе, которые в 18 в. выполняли роль клубов.


4.3. Масонство

Составной частью Просвещения была братство вольных каменщиков, масонство, всемирный орден, который ставил перед собой цель изменить общество путем воздействия на органы власти и государственных деятелей. Многие просветителей принадлежали к той или иной масонской ложи. Среди них Монтескье, Вольтер, Александр Поуп, Горас Уолпол, Роберт Уолпол, Моцарт, Гете, Фридрих Великий, Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон [1]. Некоторые масонские символы вошли в символике новорожденных Соединенных Штатов Америки.


5. Философия

Вольтер
Шарль Луи де Монтескье
Жан-Жак Руссо

Среди французских философов-просветителей Вольтер, Этьен Кондильяк, Шарль Луи де Монтескье, Жан-Жак Руссо стояли на позициях деизма. Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах отстаивали материалистические взгляды. Английская философия эпохи Просвещения представлена Джоном Толандом, Антони Шефтсбери, Энтони Коллинзом, Бернард Мандевиль, немецкий - Христианом Вольфом, Александром Баумгартеном, Готгольдом Лессингом.

Философия Просвещения, поставив акцент на ум, унаследовала много от рационализма, однако значительно почерпнула также из идей эмпиризма. В отличие от рационалистов, например, Декарта, разум в просветителей не пассивное вместилище вечных идей общих для человека и Бога, а является активным орудием преобразования жизни. Это обусловлено общим стремлением просветителей к изменениям, реформам общества и верой в то, что, опираясь на науку, можно установить новые разумные законы и перестроить мир к лучшему.

С эмпиризма, в частности в Локка, философия просвещения взяла то, что необходимым условием разума является опора на факты, чувственные данные. Исходя из этого просветители клеймили рационализм как метафизику, философию, не сприраеться на сведения о реальном мире. За образец научного подхода бралась Ньютоновская механика. Кондильяк считал пустыми, даже вредными, абстрактные понятия вроде бытия, субстанция, сущность, атрибут, причина, свобода. Просветители плохо видели разницу между философией и наукой, и ставили в философии такие же требования, как к науке. В этом отношении они были предвестниками позитивизма.

Сочетание идей рационализма и эмпиризма, в философии эпохи Просвещения поверхностным, теоретически необоснованным. За это ее критиковал Георг Гегель, обвиняя в отсутствии глубины и оригинальности.

В своем отношении к религии большинство просветителей придерживались деизма, то признавали Бога-творца, но отрицали его вмешательство в ход событий в созданном им мире. Их религия была рациональной, согласованной с умом. В то же время они выступали с критикой господствующей религии своего времени, религии Откровение, считая ее предрассудками и суевериями.

Часть философов-просветителей придерживалась атеистических взглядов, отрицая существование Бога вообще. Просветителям, которые увлекались механикой Ньютона, был присущ механистическое мировоззрение. Мир, природа и человек для них были сложными машинами, подчиненными только законам природы. Философия просветителей отвергала телеологию, т.е. понятие о цели существования мира и человека, и склонялась к фатализма, обусловленного механицизм. Схоластика, философия Средневековье, утверждала, что человек должен свободу воли, поскольку ее создал такой Бог, предоставив ему возможность выбора верить или не верить, тогда как механистическая человек просветителей не имела такой свободы - ее действия и судьба были строго обусловлены законами природы.

Отвергая религию, как основу морали, просветители выводили этические нормы из природы человека, которую они считали неизменным, состоящей из инстинктов, наклонностей и чувственных потребностей. Из природы человека они выводили понятие о ее естественные права. Относительно огранизации общества, то просветители отстаивали идею общественного договора. Эта идея о том, что люди организованы в общество таким образом, чтобы обеспечить свою защиту, и с этой целью передают государству часть своих прав, позволял объяснить происхождение государства и власти без вмешательства Бога.

Веря в способность разума к справедливому устройству жизни, просветители большое значение придавали воспитанию человека и его образовании. Отсюда, от слова свет происходит название эпохи. Французском это Sicle des Lumires - дословно века света.


6. Оппозиция до Просвещения

Как реакция на Просвещение в конце 18 в. сформировался оппозиционный к нему движение, позже получивший название контрпросвитництва. Среди критиков Проствитництва были Эдмунд Берк, Жозеф де Местр и другие мыслители, по мнению которых результатом деятельности просветителей было разрушение традиций. Светской идеологию, пропагандировала идеи, противоположные просветителям стал романтизм. Романтизму свойственен тяга к сверхъестественному и мистическому, а также идеализация старину. Когда проствитникы опирались на разум и науку, то романтики - на веру и религию.

Контрпросвитництво и романтизм легли в основу консерватизма, так же как либерализм опирается на рационализм просветителей.


7. Просвещение в Украине

В украинской философской мысли выделяется этап раннего Просвещения, которое возникает в эпоху зарождения капитализма (первая четверть XVIII в.). Социально-экономические факторы обусловили его своеобразие как синтеза идей гуманизма и Реформации, не затушевывая и его специфических черт: высвобождение философии из-под опеки теологии, интерес к естествознания, отход от спекулятивного мышления и т.д.. На этом этапе зарождается одна из основных идей Просвещения - идея зависимости общественного прогресса от распространения образования.

Украинским Просвещение имело своим идейным основанием как собственные, так и заимствованные идеи французских просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Ламетри, Монтескье, Мабли и др.. Собственные традиции - это гуманистические идеи деятелей братств и Киево-Могилянской академии. Выпускники Киево-Могилянской академии стали в Украине первыми носителями идей Просвещения. Они создали в Петербурге кружок под названием "Собрание", который заботился о переводе иностранных книг русском языке, (руководил Г. Козицкий). За 15 лет (1768-83) выдали 173 тома (112 названий) произведений французских просветителей, "Энциклопедию" Дидро.

Своеобразие украинский Просвещения в том, что здесь еще не было среднего класса - носителя идей Просвещения в Европе, поэтому украинские просветители - это дворяне и мещане, объединенные верой в преобразующую силу образования. Критикуя существующий общественный строй, они требовали смягчения эксплуатации крестьян, рационализации сельскохозяйственного и промышленного производства, освобождение крестьян с крепостничества, демократизации общества. В своих имениях просветители организовывали кружки ученых, где обсуждали идеи общественного прогресса. Это трактовалось особенно во время правления "философа на троне" - Екатерины II, когда роль Киево-Могилянской Академии в Украине было сведено к обычной училища "епархиальных евреев", закрыто Харьковский, Переяславский и Черниговский коллегиум. Члены "Поповской академии" (в с. Поповка на Сумщине) в имении А. Палицына изучавших произведения французских просветителей. Здесь возникла идея создания Харьковского университета, которую совершил в 1805 член кружка Василий Каразин. Подобный кружок действовал в имении В. Пасенко в Кременчуге. Василий Каразин выделялся среди просветителей глубоким интересом к естественным наукам, внедрением их достижений в жизни. В своем имении он наладил технологию производства спирта, макарон, консервирования продуктов, которые быстро портятся, а также изучал влияние лесополос на климат и плодородие почв. Современники называли его "украинским Ломоносовым" . В. Капнист - известный поэт, боролся за улучшение морали в обществе, обличал в своих произведениях общественное зло и жестокую эксплуатацию подданных, лицемерие, фальшь, взяточничество и подхалимаж. Среди просветителей - выпускников Киево-Могилянской Академии были литераторы, переводчики, публицисты, в частности М. Мотонис, Василий Рубан, Григорий Полетика, Яков Козельский и др.. Свой общественный идеал просветители формировали на основе идей свободы, равенства и собственности.

Выдвигалась концепция разумного эгоизма или добродетели, философская подоплека которой разработал Я. Козельский в своем произведении Философские предложения". Высшим законом государственного управления считали общую выгоду. Интересные идеи, которые выразили просветители в своих произведениях, затрагивающих общественного прогресса. В частности, С. Десницкий сформулировал идею, что в основе общественного прогресса лежит вложенное в человека от природы "всегдашнее стремление к высшему сословию". Способности и силы в человеке сосредотачиваются на единственной цели - стремление к совершенству. С. Десницкий, который работал профессором Московского университета, разработал теорию членения истории, на основе тезиса, что меняется не природа человека, а его хозяйственная деятельность. В связи с этим разработал концепцию четырех состояний человечества: 1 - охота, питание плодами земли, 2 - пастуший состояние 3 - земледельческий состояние, 4 - коммерческий состояние. Со своей философии истории автор этой концепции делает вывод, что общественные явления надо исследовать в соответствии с состоянием народов. Природа - основа и цель общественного развития, общественные законы должны вытекать из естественного права. Справедливы лишь те законы, которые подтверждаются естественным правом. При феодализме, делает висновокпросвитник, это невозможно, поэтому этот порядок необходимо изменить на началах разума или естественного права.

В украинской просветителей относят и Петра Лодия - первого преподавателя философии открытого для Украинской в 1787 при Львовском университете Studium Ruthenum. Он был профессором логики, метафизики и морального философии, перевел на украинский язык произведение Хр. Баумейстер "Моральная философия". Из ряда работ просветителей выделяется "История Русов". Просвещение XVIII в. - Это качественно новый этап в развитии украинской философской мысли. Он характеризуется распространением идей классического западноевропейского Просвещения, а также утверждением в Украине двух типов идеологии Просвещения:

  1. Идеология дворянского Просвещения, которая выражала интересы горожан и сил, которые были заинтересованы в развитии образования и науки, техники. Они выступали за совершенствование разума как залог исторического развития человечества. Это - научно-образовательное направление.
  2. Этико-гуманистическое направление как выражение протеста широких масс против первоначального накопления капитала и феодально-крепостнического гнета. Это направление наиболее полно воплощает Григорий Сковорода. Он отвергает и феодализм, и капитализм, отрицает материальный интерес и намечает путь к счастью человека через совершенствование, духовное просветление. Впоследствии, в первой половине XIX в. идеи Просвещения составляли основное содержание общественно-политической деятельности романтиков.

См.. также

Источники

Литература

  • Pierre-Yves Beaurepaire, L'Europe des Lumires, Paris, PUF, 2004
  • Christine Le Bozec, La Normandie au XVIIIe sicle: croissance, Lumires et Rvolution, Rennes, ditions Ouest-France, 2002
  • Pierre Chaunu, La Civilisation de l'Europe des Lumires, Paris, Flammarion, 1997
  • Pierre M. Conlon, Le Sicle des Lumires: bibliographie chronologique, Genve, Droz, 1983
  • Jol Cornette, Histoire de la France: absolutisme et Lumires (1652-1783), Paris, Hachette suprieur, 2005
  • Monique Cottret, Culture et politique dans la France des Lumires: 1715-1792, Paris, Colin, 2002
  • Brewer, Daniel. The Enlightenment Past: reconstructing 18th-century French thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
  • Bronner, Stephen Eric. Interpreting the Enlightenment: Metaphysics, Critique, and Politics, 2004
  • Cassirer, Ernst. The Philosophy of the Enlightenment. 1955. a highly influential study by a neoKantian philosopher excerpt and text search
  • Chartier, Roger. The Cultural Origins of the French Revolution. Translated by Lydia G. Cochrane. Duke University Press, 1991.
  • Darnton, Robert. The Business of Enlightenment. A Publishing History of the Encyclopdie 1775-1800. (1979).
  • Dieterle, Bernard and Engel, Manfred (eds.). The Dream and the Enlightenment / Le Rve et les Lumires. Paris: Honor Champion 2003, ISBN 2-7453-0672-3.
  • Edelstein, Dan. The Enlightenment: A Genealogy (University of Chicago Press; 2010) 209 pages
  • Foucault, Michel. What is Enlightenment?
  • Habermas, Jrgen. The Structural Transformation of the Public Sphere. (1989).
  • Hankins, Thomas L. Science and the Enlightenment (1985).
  • Israel, Jonathan. Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity, 1650-1750. Oxford; New York: Oxford University Press, 2001.
  • Israel, Jonathan. Enlightenment Contested: Philosophy, Modernity, and the Emancipation of Man, 1770-1752. New York: Oxford University Press, 2006.
  • Israel, Jonathan. A Revolution of the Mind - Radical Enlightenment and the Intellectual Origins of Modern Democracy. (2009).

10. Сноски

  1. Steven C. Bullock, "Initiating the Enlightenment?: Recent Scholarship on European Freemasonry," Eighteenth-Century Life, Volume 20, Number 1, February 1996, p. 81


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам