Противостояние православных с униатами в Киеве

Обложка "Тренос" - полемического произведения Мелетия Смотрицкого

Борьба православных с униатами в Киеве ( 1596 - 1637 гг) - межконфессиональная война между православными мещанами, казаками и духовенством с одной стороны и греко-католическим духовенством и польской властью с другой, развернувшейся на территории Киева в 1596 году и, с переменным успехом каждой из сторон, длилась 41 год - до окончательной победы православной общины в 1637 году. Причиной войны было желание польской администрации и униатского духовенства насадить в Киеве Унию и завладеть киевскими храмами и монастырями. В результате войны была обновлена Украинская православная церковь, Украинская казачество превратилось во влиятельную прогрессивную часть общества, а Киеву был возвращен статус ведущего украинского города - культурного, научного и духовного центра украинства. Борьба с Союзом в Киеве мобилизовала украинское население в борьбе за собственные национальные и социальные права и во многом приблизила начало Освободительной войны украинского народа.


1. Предпосылки

1.1. Упадок украинского православия

После присоединения украинских земель к Великого княжества Литовского и до XV века православная церковь играла в государстве большую политическую роль. Ее вероисповедания приняла литовская знать. Все изменилось в XV веке, когда украинское православие из-за внешних факторов, входит в период затяжного кризиса. Под влиянием Польши великий князь Литовский, а с ним и его окружения перешли к католицизма, а православные потеряли право занимать государственные должности. Люблинская уния, в свою очередь, усилила процесс окатоличивания и ополячения украинской элиты. И хотя мотивы тех, кто переходил в католичество, были различными (для одних это был путь к привилегиям и должностей, для вторых - уравнение в правах с поляками, для третьих - приобщение, как они считали, в более развитой культуры), последствия для православия был один - резкое сужение каналов материальной поддержки. Ведь именно князья и богатые роды свое время строили храмы, открывали школы при церквях. Особенностью этого периода было то, что патронат-опека, своеобразное средневековое спонсорство церкви, постепенно деформируясь, превращается в обычное владение церковью или монастырем. Правители грубо вмешивались в церковные дела, произвольно назначая митрополита, епископов, других церковных иерархов. Светская власть начала полностью конролировать духовенство. Такая практика привела к тому, что православными владыками становились аморальные, преступные, развратные лица.

В низах происходило еще хуже. Местная шляхта вела со священниками, как с личной собственностью. Шляхтичи назначали приходов по своему усмотрению, не спрашивая разрешения митрополита или епископа. Барство присваивало имения, собственность монастырей или отдельных священнослужителей. Православные монастыри и церкви заставляли, давали в приданое, в наследство, сдавали в аренду, обменивали и продавали. Порядочные духовники бежали из своих приходов, зато туда направляли темных, часто неграмотных проходимцев. Такие обстоятельства привели моральную деградацию православной иерархии, общую дезорганизацию и упадок украинской православной церкви.


1.2. Возникновение идеи унии

В Польши, наоборот, в XV - XVII в. чувствовалось культурный подъем. Когда польские католики подготовили хорошо вышколенных, высокообразованных богословов, украинское православие чуть существовало. В полемике, как правило, побеждали католики. Опираясь на - 194.44.67.159 17:23, 14 марта 2013 (UTC) иа королевскую власть, иезуитские идеологи отправились на восток, к Украина и Беларуси, где их наступление с огромным трудом сдерживали лучшие православные полемисты и одиночные непокатоличени украинские магнаты (князь Константин Острожский). Только украинское мещанство, верное православию, дало иезуитам надлежащий отпор.

В этих условиях, постепенно, в части высшей церковной иерархии православной церкви зреет мысль о целесообразности унии с католической церковью. В основе таких настроений были эгоистические интересы духовенства, реальные потребности церкви и желание владык не только сохранить свои земельные владения, но и сравняться в политических правах с католическим духовенством. Следовательно, началась работа над организацией и созывом Брестского собора.

Но когда об этих процессах узнала православная общественность, в тогдашнем украинском обществе возникла чрезвычайно напряженная ситуация. Кроме князя Острожского, против унии выступили мелкая украинская шляхта, обилие среднего звена православного клира, мещанство, а также новорожденный состояние - казачество.


2. Причины

Брестскую унию 1596 года признала большинство украинских иерархов, но простые священники и миряне не поддержали идею объединения с католиками. Наконец, их мнения никто и не спрашивал, поскольку польская власть считала, что стоит, например, какому-то пастырю признать унию, как его паства автоматически станет униатской. Одновременно в собственность униатов переходили и земельные владения соответствующего храма или монастыря. Таким образом, борьба, развернувшаяся между православными и униатами конце XVI - начале XVII в. в Киеве, имела не только идеологическое, но и экономическое и политическую подоплеку.

В этой борьбе закон, пусть и несправедливый, был на стороне униатов, чьи имущественные права утверждались привилегиями Сигизмунда ИИИ. Униатские наместники и действовать пытались законным путем, преимущественно судебными исками против церковных и мещанских обществ, которые отказывались переходить под руку унии. Однако цивилизованные методы униатов натолкнулись на стихийное сопротивление православных народных масс, опирались на нелегитимной, зато реальную силу - казаков. Они не позволяли униатам реализовать свои права, особенно ревностных поборников закона просто убивали.


3. Развертывание межконфессиональной борьбы

Киевская митрополия считалась униатской, поскольку к унии присоединился сам митрополит Михаил Рогоза. Предполагалось, что подчиненные Рогозе киевские священники также должны автоматически признать унию, но этого не сделали ни главные монастыри Киева, ни большинство священников, ни миряне во главе с войтом Яцком балыка. Особое упрямство продемонстрировал Печерский монастырь и его игумен Никифор Тур. Наследнику Рогозы Ипатия Потею также не удалось справиться с печерскими монахами; конце король признал свое поражение и в 1603 году изъял Печерский монастырь из-под униатской юрисдикции, а его архимандритом утвердил Елисея Плетенецкого.

Это был значительный успех православных, не теряли надежды на победу, несмотря на то, что в руках униатов находились Софийский собор, несколько храмов Верхнего города и Выдубицкий монастырь. Архимандритом этого монастыря в 1610 году назначен униатского наместника Антония Грековича, на которого Потий возлагал ответственную миссию - привести киевское духовенство к послушанию. Этой цели Грекович не достиг, священники его не признали, а казаки совершили первый, пока предупредительный, покушение на его жизнь.

Изменение униатского руководства (новым митрополитом стал Иосиф Рутский) никак не отразилась на раскладе сил. Очередным вызовом униатам стало обновление в 1613 году Подольской Успенской церкви и превращение ее в соборную (вскоре Сигизмунд ИИИ был вынужден выдать церкви охранную грамоту от вмешательств униатов). В то же время униатам удалось провести на пост киевского войта своего сторонника Федора Ходику-Кобизевича. Около 1615 года сознательные противники унии объединились в Киевское братство, а через год, в 1616 году, в него вместе с "всем войском Запорожским" вступил гетман Петр Сагайдачный и установил над ним свою опеку. Сами же униаты каждый раз демонстрировали свою несостоятельность прибегнуть к продуманным и решительным действиям. Когда же в 1618 году Грекович попытался силой подтвердить права униатов на владение Михайловский Златоверхий монастырь, казаки его сразу убили, утопив наместника в городской колодца. Такая же участь позже постигла сборщика митрополичьих налогов Оклинського.

В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан, благодаря казакам и лично гетману Петру Сагайдачному, рукоположил в митрополита Иова Борецкого, тем самым восстановив в Киеве православную иерархию, которая с 1596 считалась несуществующей. Так было установлено равновесие сил, но борьба продолжалась. В 1624 г. мещане напали на Софийскую слободу, ограбив при этом двор Рутского. В январе следующего года в Днепре утопили войта Ходику-Кобизевича. Тогда же был убит униатский священника Ивана Юзефовича. Чрезмерная жестокость был не нравится православным иерархам, они стали склоняться к компромиссу с униатами, но в этом их поддержали "низы", которые не хотели слушать никаких доводов в пользу перемирия. Казаки же откровенно шантажировали Иова Борецкого, угрожая расправой за мягкое отношение к униатам.

В то время победа православных уже вырисовывается вполне отчетливо: ей в значительной степени способствовала деятельность Петра Могилы. С 1626 году церкви, монастыри и их имения стали переходить в руки православных. Точку в борьбе поставила смерть Сигизмунда ИИИ. Новый король Владислав IV в 1633 году признал законность православной церкви, а Могиле, ставший киевским митрополитом, передал все киевские храмы и обители. Только Выдубицкий монастырь оставался во владении Рутского до смерти в 1637 году.


4. Последствия

Борьба православных с униатами в Киеве, а также победа первых в этой городской межконфессиональной войне конце XVI - начале XVII века имела чрезвычайно большое общественно-политическое, нравственное, духовное и идеологическое значение и во многом определило дальнейший ход истории Украины, а 40 лет борьбы помогли украинскому православию пройти путь внутреннего очищения, и, наконец, обновили православную церковь в Украине, поставив ее, наравне с казачеством, во главе борьбы украинского народа за независимость.

Межконфессиональный война в Киеве вернул городу статус ведущего украинского города, центра общественно-политического, интеллектуального, научного, культурного и духовного жизни Украина. Дело в том, что после Брестской унии западноукраинские земли, будучи географически близкими к Польши, стали объектом особенно интенсивного воздействия католичества. Десятилетняя отсутствие православных иерархов способствовала распространению там Союза, потому что некому было поставлять новых священников. Постепенно от православие отошла значительная часть населения, вынужденного мириться с таким положением вещей. В этих обстоятельствах на Киевскую и в Киев целыми потоками переселялись люди, которые так и не сумели принять унию. Сюда переносят свою деятельность с Галиции, Львова такие культурные, научные силы как Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Памва Беринда, Лаврентий Зизаний, Иов Борецкий и другие. Наконец, восстановление православной иерархии именно в Киеве - древней столице Киевской Руси - подняло престиж города как православной, духовной столицы. Киев снова становится колыбелью православия в Украине.

Восстановление православной иерархии в Украине имело большое значение не только для самой церкви, но и для казачества, благодаря которому в большой степени произошло это событие. Таким образом победа православия в Киеве кардинально изменила роль украинского казачества, резко подняв его престиж. Новый владыка в своем Манифесте от 28 апреля 1621 года назвали казаков наследниками древнего княжеского рыцарства. В Манифесте говорилось:

"Относительно казаков, то об этих рыцарских людей мы знаем, что они род наш, наши братья и правоверные христиане. Это же того поколения войско, по Олега, монарха русского, по морю плавали и Константинополь штурмовало. Это их предки вместе с Владимиром крестились, веру христианскую от Константинопольской Церкви приняли и ее защищают ".

С появлением на Сечи талантливых духовных проводников, казачество крепло духом, внедряя в жизнь национально-духовные идеи, которые им преподавались духовными собратьями.


5. Интересные факты

  • События в Киеве периода борьбы православных с униатами достаточно подробно описаны в дилогии украинской писательницы Зинаиды Тулуб "Людоловы".

6. Источники информации