Надо Знать

добавить знаний



Процесс "Румыния против Украины"



План:


Введение

Варианты прохождения линии разграничения исключительных экономических зон и континентального шельфа на Черном море предложенные сторонами: украинский (голубой) и румынский (красный).
Принятая Международным судом линия размежевания исключительных экономических зон и континентального шельфа в Черном море. Объяснение ключевых точек см.. в тексте.
Прохождение Украина-румынской линии разграничения исключительных экономических зон у острова Змеиный по решению Международный суд.
Наложение вариантов прохождения линии разграничения исключительных экономических зон в Черном море: украинская, румынский, и предложен во времена СССР. По последнего смотрите также румынскую карту 1985 года.

1. Содержание спора и иск Румынии

Сразу после подписания украинской-румынской Договора об отношениях добрососедства и сотрудничества в 1997 году стороны начали переговоры о разграничении морских пространств в Черном море. Однако после 24-х раундов переговоров, которые продолжались до 2004 года, согласия так и не дошли. Украина считала целесообразным продолжать переговоры, но Румыния решила обратиться к Международного Суда ООН, поскольку о такой возможности стороны договорились при подписании Договора 1997 года. Причиной межгосударственной спора стал остров Змеиный. Остров расположен в Черном море в 35 км к востоку от побережья в территориальных водах Украина, входит в состав Килийского района Одесской области. Его площадь 0,17 км кв. Главной проблемой в делимитации шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в Черном море является юридический статус острова Змеиный.

Вопрос о статусе острова Змеиный встал в 2001 году. Тогда украинская компания "Черноморнефтегаз" обнаружила в шельфе залежи нефти и газа в 40 километрах от острова. Статус самого острова определяет и порядок разграничения территориальной зоны вокруг него.

Румынская сторона утверждает, что Змеиный - не остров, а скала, акватория вокруг которой не может рассматриваться как прибрежная экономическая зона. Украинское правительство, со своей стороны, категорически не согласен с позицией Бухареста.

Румыния возбудила дело против Украина в Международном суде 16 сентября 2004 года. [1]

После предъявления претензий Украина стала активнее развивать инфраструктуру острова. Остров неоднократно посещали президенты Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Как подтверждение статуса острова в 2007 году на острове официально был основан украинский поселок Белое. К моменту начала рассмотрения дела на территории острова Змеиный постоянно проживает около 80 человек - работники маяка, гидрографы, ихтиологи, геофизики, пограничников.


2. Начало рассмотрения

2.1. Позиция Румынии

2 сентября 2008 года в Международном суде ООН в Гааге начались слушания дела относительно украинской-румынской территориального спора вокруг острова Змеиный [2].

На первом заседании слово было предоставлено румынской стороне. Представитель МИД Румынии Богдан Ауреску заявил, что Украина пытается расширить свои границы в Черном море вопреки международным нормам. По словам официального представителя, для обоснования своих претензий Киев использует остров Змеиный, который был незаконно отобран у Румынии Советским Союзом и расположен всего в нескольких километрах от сухопутной румынской территории. Одним из центральных аргументов румынской делегации является утверждение о том, что якобы еще с 1949 года между СССР и Румынией существовала договоренность об ограничении положенных Украина морских пространств 12-ю милями территориальных вод вокруг острова Змеиный. Время, ни одного доказательства в поддержку этого тезиса нет. Не в пользу Украины свидетельствует и тот факт, что на Змеином нет источников пресной воды. А именно эта особенность часто используется как основное отличие скалы острова. Почти половину своего времени румынская делегация посвятила вопросу острова Змеиный, хотя оно не является предметом судебного разбирательства.

Кроме того, Румыния настаивает на том, что при делимитации суд не должен учитывать значительную часть побережья Украины от Одессы до мыса Тарханкут ( Крым) длиной почти 630 километров. Без учета острова Змеиный линия разграничения континентального шельфа и исключительной экономической зоны смещается таким образом, что в Румынии должна отойти несколько тысяч квадратных километров шельфа.


2.2. Позиция Украины

Украинские чиновники считают, что Международный суд ООН не примет решение, которое вредило бы территориальной целостности государства. Возглавляет украинскую делегацию в суде Уполномоченный Украины в Международном Суде ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, профессор Владимир Василенко.

"В Украине не существует юридической компании, которая могла бы вытащить такого рода дело. Поэтому в Гааге работают иностранные юрисконсульства, которые специализируются на такого рода делах", - сообщили в МИД Украины [3]. Кроме украинской части, в делегации Украины работают [4] : адвокаты Родман Банди и Лоретта Малинтоппи с известной юридической компании Фрер Шольмелей / Евершедс (Eversheds), Жан-Пьер Кенедек, профессор международного права Университета Париж-I (Пантеон-Сорбонна), сэр Майкл Вуд, член Британской коллегии адвокатов, член Комиссии международного права ООН.


3. Ход процесса

Решение Суда принимаются большинством голосов. Здесь правило консенсуса не работает. Суд состоит из 15 судей, но поскольку Украина и Румыния не имеют в составе Суда своих граждан, то обе стороны воспользовались правом назначить специально для слушаний этого дела по одному дополнительному судьи. Украина выбрала американского юриста, профессора права Университета Майами, соредактора международно-правового издания American Journal of International Law Бернарда Оксмана, а Румыния выбрала профессора международного права Университета Париж-I (Пантеон-Сорбонна) Пьера Котта. Обе кандидатуры соответствуют всем требованиям судей высшего юридического органа ООН и вместе с основным составом суда должны объективно и беспристрастно рассмотреть дело. Вместе с тем, в слушаниях не участвует немецкий судья Б.Симма, который заявил самоотвод. Таким образом, решение будут принимать 16 судей.


4. Судебное решение

Изучив доводы сторон и историю вопроса, а также возможные прецеденты, 3 февраля 2009 года суд принял единогласное решение, что является чрезвычайно редким в практике Международного суда. [5]

По острова Змеиный, суд подтвердил украинскую принадлежность самого острова и наличие украинских территориальных вод вокруг острова, однако вместе с тем решил, что этот остров не является составной частью береговой линии. Суд исходил из того, что остров Змеиный расположен относительно далеко от берега и очень маленьких размеров. [6] Поэтому суд пришел к выводу что остров Змеиный "не должен влиять на делимитацию в данному судебному делу, кроме 12 - мыльной полосы территориальных вод вокруг острова "(параграф 188). [7] Суд не учитывал Сулинскую дамбу как предлагала румынская сторона. Суд признал, что дамба не является частью порта, а потому не является составной береговой линии (пункты 138-140). [ 7]

Суд решил, что линия морской границы, разделяющей континентальный шельф и исключительные экономические зоны Румынии и Украины в Черном море, начинается с точки 1, признана сторонами в статье 1 Договора между Украиной и Румынией о режиме украинском-румынской государственной границы от 2003 года [8], проходит по дуге радиусом 12 морских миль, отделяющую территориальное море вокруг острова Змеиный, до точки 2 с координатами 45 ? 03ь18 .5'' северной широты и 30 ? 58ь37 .3'' восточной долготы, где эта дуга пересекается с линией, проведенной на равных расстояниях от континентального побережья Румынии и Украины. От точки 2 линия границы проходит по равноудаленной линии через точки 3 (координаты 44 ? 46ь38 .7'' северной широты и 30 ? 58ь37 .3'' восточной долготы) и 4 (координаты 44 ? 44ь13 .4'' северной широты и 31 ? 10ь27 .7'' восточной широты) до точки 5 (координаты 44 ? 02ь53 .0'' северной широты и 31 ? 24ь35 .0'' восточной широты). От точки 5 морская граница проходит по равноудаленной от румынского и украинского побережья линии направлением на юг, начиная от геодезического азимута 185 ? 23ь54 .5'' и до точки, где он пересекается с исключительными экономическими зонами других государств. [7] Такое прохождения линии разграничения практически точно воспроизводит линию, предложенную советской стороной на переговорах о размежевании с Руминиею в 1987 году. [5]

После положительного для Румынии решение румынский власть обратила свой взгляд на устье Дуная. В частности, были заявлены претензии на украинский остров Майкан. [9]


5. Сноски

  1. International Court of Justice: Maritime Delimitation in the Black Sea (Romania v. Ukraine)
  2. УП: Румыния представила аргументы против Украины
  3. Румыния выдвинула аргументы против Украины в Международном суде ООН
  4. Румыния настаивает, что Змеиный - не остров, а скала
  5. а б Владимир Василенко: "В дипломатии и международном праве нельзя рассуждать категориями" побед "и" проигрышей" , "Зеркало недели", № 4 (732) 7-13 февраля 2009 (рус.)
  6. Владимир Василенко: "В дипломатии и международном праве нельзя рассуждать категориями" побед "и" проигрышей" , "Зеркало недели", № 4 (732) 7-13 февраля 2009 (рус.)
  7. а б в "Case Concerning Maritime Delimitation in the Black Sea (Romania v. Ukraine). Judgment". Международный Суд. 3 февраля 2009 . http://www.icj-cij.org/docket/files/132/14987.pdf .
  8. Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией (договор подписан в г. Констанца 2 июня 1997; ратифицировано Законом № 474/97-ВР от 17.07.97)
  9. Украина не собирается соглашаться с претензиями Румынии на остров Майкан на Дунае

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам