Надо Знать

добавить знаний



Пряшивщина



План:


Введение

Пряшивщина на карте Лемковщины
См.. также статьи Украинский язык на Пряшивщини, Русинский язык на Пряшивщини.
о административную единицу Словакии см. подробнее статью Прешовский край

Пряшивщина - украинская этническая территория в северо-восточной Словакии, граничащей с украинскими Закарпатьем. Название возникло г. Пряшева, по составу населения преимущественно словацкого и положено на словацкой этнической территории, которое, как крупнейший город этой области и административный центр бывшей Шариськои жупы и двор греко-католической епархии, стало с начала 19 в. также украинский религиозно-культурным центром.


1. Расположение

Украинских Пряшивщина, за исключением всего на восток выдвинутой прилегающей к Украина части, представляет собой полосу в 150 км длиной, шириной всего в 10-40 км. К 1945 г. северная часть Пряшевщины граничила с Лемковщиной в составе Польше. После выселения лемков украинская часть Пряшевщины - это узкий клин между словацкой и польской этнической территориями.

Вне Украинских сплошной территорией существует ряд украинских островов, часто на большом расстоянии от нее. Они распространены преимущественно в менее доступных местах, высоко в горах или в узких долинах. Как эти острова, так и еще большее распространение греко-католиков словаков свидетельствуют, что когда-то украинская этническая территория была значительно больше.

Украинский этнические острова были еще в Абовская (Абауй-Торнянський) и Гемерський жупах.

Между Подкарпатской Русью и Словакией 1919 года провели "временную" предел - несколько км западнее реки Уж, не обращая внимания на этнические отношения, так что в состав Словакии вошло около 3 500 км Украинских сплошной этнической территории и около 100-120 тысяч украинского населения.

В 1939 - 1944 pp. государственную границу между Словацкой Республикой и Венгрией (со стороны Закарпатье) проходил западнее указанной границы, потому венгры добились силой пересунення границы, мотивируя это этническому составу населения а также стремлением иметь общую границу с Польшей; в Венгрии подключено 1700 км территории с 70 000 населения, в том числе 38 000 украинский.

1945 - между Чехословакией и СССР восстановлен древний границу с 1919 г.


2. Климат

Климат в районах, заселенных украинским (без необитаемых верхов): средняя годовая температура 5-7 C, июля - 16-18 C, января - от -6 до -5 C, количество атмосферных осадков 650-900 мм в год.

3. История

Об этническом составе первоначального населения и генеза украинский Пряшевщины в науке нет единого мнения. По чешским ученым Л.Нидерле, границей между западнославянской и схиднсловьянською колонизацией была в ранние исторические времена долина р Топл. Новые топономични исследования (Кнежа) доказывают только, что население здесь было славянское, но его племенную принадлежность трудно определить. В грамотах 12-14 вв. из района Михайловцев И.Панькевич нашел схиднсловьянськи топонимические черты. Территория современной Пряшевщины, расположенная дальше на север, в те времена была редко заселенной пограничной полосой между Венгерским королевством, Польским королевством и Русью и до конца 12 в. лежала за венгерскими пограничными пределами, только на рубеже 13-14 вв. приблизились к главному карпатскому пряди.

С 13 в. есть данные о словацкий колонизацию Бардиивськои котловины; время от Спишь на восток продвигалась саксонская колонизация. Первые исторические упоминания о русских села на современном Прикарпатья пограничные происходят с нач. 14 в., когда на этой территории оживилась волна волошско-русской колонизации, поддерживаемой раздачей пограничных земель первого венгерского короля из династии Анжу (от 1301 p., определение "грецкий" имеет соц.-экон., а не этнический характер; волохи - пастухи , русины - земледельцы). Вообще эта колонизация, которая закончилась в пол. 16 - в начале 17 в., имела украинский этнический характер.

Новый наплыв укр. населения с северного (польского) стороны пришелся на слом 17-18 вв. От пол. 16 вплоть до 18 в. украинские-словацкий языковая граница претерпела только незначительные изменения. Во 2-й пол. 18 в. на территории к югу от Гуменного -врановых, заселенной к тому времени украинская, развернулась сильная словацкий колонизация, постепенно изменила этнический характер этого района. Тогда же часть укр. населения из южной Пряшевщины переселилась на освобожденные от турок земли нынешней Бачки, они сохранили свой ​​национальный характер сей, или смешавшись со словаками образовало своеобразную русинскую языковую группу в Войводина, тогда как коренное украинское население именно в этих районах словакизувалося или зугорщилося.

Через Прешов, Сабина и Бардиев проходили важные торговые пути из Венгрии в Польше и на Русь. Культура состоятельных Спишска и шариських городов влияла в определенной степени на формирование типа народной культуры укр. населения (одежда, ремесло) др.. внеш. признаками обогатило этот своеобразный тип многовековое культурное общежития со словаками и концентрация стоимости венгерской феодальной культуры на этой территории. С пол. 15 в. разные ячейки Пряшевщины были в руках чешских братьев-гуситов (недалеко работал позже выдающийся чешский педагог Ян Коменский). После турецкой оккупации нижней и центральной Венгрии вся Пряшивщина осталась в составе Габсбургской империи, но в начале 17 в. южная часть Земплинськои жупы отошла на полвека к туркам.

В 16 в. образовались прочные феодальные доминии (Маковица бы. Зборова, Стачек, Чичава бы. врановых, Гуменне), которые охватывали большинство укр. сел. Основным источником пропитания сельского населения стало, вместо кормления скота, земледелие и мелкое производство. Учреждались поместья, строились замки и Кастель, увеличивались меры пиданських оплат и повинностей, которые на Пряшивщини были выше, чем в восточной части Закарпатья. Поэтому уже в кон. 15 в. начали возникать разбой, приобретя особую силу в 1-й половине 17 в. Жизнь и экономику края значительно возбудила австро-венгерский борьба (война "лабанцев" и "куруцев"), особенно неудачное протигабсбурзьке восстания Ференца II Ракоция ( 1703 - 1711), в котором участвовало много укр. крестьян.

Укр. населения было православным и зависело от мукачевских епископов. Однако в 16-17 вв. существовали тесные связи с Перемышлем и Львовом, откуда привозили церковные книги и приезжали отдельные свящ. Центром церк. жизнь в начале 17 в. стал Святодуховский монастырь в Красном Броде, откуда перемышльский епископ А. Крупецкий пытался в 1614 p., с помощью влиятельного магнатского рода Другетов, владельцев большинства укр. сел на Земплин, ввести унию; но только в 1646 г. на т. н. Ужгородской унии большинство православного свяшенства этих земель перешла в католицизм вост. обряду.

Уния открыла некоторые новые возможности культурного развития и рел. деятельности. Несмотря на феодальные притеснения, торгово-еконичний и уровень укр. населения Пряшевщины был в 18 в. сравнительно выше, чем в других районах укр. Карпат. На территории П. действовала с 1613 г. иезуитская коллегия в Гуменне, перенесена впоследствии в Ужгород. Существовали церк. школы - приходские и монастырские, для которых выходили первые книги ("Букварь", "Катехизис" и др.)., особенно в Трнаве в Словакии. При монастыре в Красном Броде действовала школа философии, основанная протоигуменом М. Шугайдою, где преподавал м. др.. автор первой грамматики на Закарпатье Арсений Коцак. С 17 - 18 вв. "А П. выходит ряд произведений поучительно проповеднической литературы, а также сборники стихов и песен. Свящ. И светские учились в высоких школах Трнавы, Кошиц, Эгеру ( Венгрия), в венском "Барбареум", а также во Львовском "Студиум рутенум" и в Киев. Академии. Из среды Прешовский украинский вышел в те времена ряд выдающихся церк. и культ. деятелей, ученых и художников. Некоторые из них в кон. 18 и нач. 19 вв., Не имея возможности оказаться на родине, переезжали на работу в Австрии, Галиции, на Украина и в Россию, где занимали видные позиции, гл. в акад. мире: теолог М. Щавницький, философы П. Лодий и А. Лудрович, юристы М. Балудянский и В. Кукольник, экономист М. Билевич, естествоиспытатель И. Земанчик и др..

Учитывая, что Мукачевская епархия была территориальные розкинена, для П. сначала образовано викариат в Кошице (1787), а позже отдельную Пряшивску епархию (1818).

Таким образом, возникли два центра рел.-культ. жизнь на Закарпатье, с тем, что Прешов и П. некоторое время ведущие.

19 - нач. 20 в. От кон. 18 в. через П. трижды (1799-1800, 1805-06, 1849) переходили рус. войска, возбуждая в среде местн. интеллигенции надежды на возможность культ. возрождения и самоопределения Закарпатье при поддержке слов. Востока, то есть царской России. Но уклад местн. сил (недостаток укр. элементов среди шляхты и мещан, малое количество светской интеллигенции) не создавали благоприятных условий для нац. возрождение, к тому же, рус. влияния становились подозрительными для власти.

Начала национального возрождения Прешовский и вообще закарпатских украинский приходятся на годы деятельности неутомимого священника "будителя" А. Духновича. События в Австро-Венгрии 1848-49 pp. выдвинули выдающегося деятеля А. Добрянского, который, будучи членом Главной Русской Рады во Львове и австр. комиссаром при рус. армии, которая подавляла венг. восстания, пытался отделить Закарпатье от Венгрии и разработал проект создания отдельного Русского края в Австрии. Короткое время после поражения венгерской революции П. и Закарпатье пользовались нац.-культ. самоуправлением ("руський дистрикт", см. стр. 719).

Во второй пололовини XIX в. на Пряшивщини, особенно после преобразования Австр. Цисарства в федеративное Австро-Венгрию, произошли два бесполезные для укр. населения процесса: с одной стороны, усилился венг. давление на церк. и осв. жизни (ряд мероприятий угорщення школ и вслед за тем местн. интеллигенции и священства), а с другой - динамика словацкого нац. возрождение охватила некоторые укр. элементы, которые хотели словакизуватися, чем терять слов. характер в венг. давлением. В 1870-1900-х pp. языково пословачився ряд укр. сел, чему способствовала и введена под правительственным давлением латинский алфавит, вместо кириллицы, в "русских" вид., что облегчало укр. населению пользование словацкой книгой и прессой. Гр.-кат. духовенство и Пряшевского еп., зависящие от венг. правительства, не сумели выступить против этим двум денационализацийним натискам сильных нац. культур и полит. систем, большинство интеллигенции и духовенства видчужилися от нар. масс. Культ. возрождение, начавшееся Духновичем, начало падать; центр нац. жизни перенесся в Ужгород. На П. действовали еще последние культ. деятели, преимущественно, под воздействием русофильской идеологии, сотрудничая с культ. ячейками (пресса, издательства) в Ужгороде и Львове: письм. и поэты А. Кралицкий, А. Павлович, Ю. Ставровский-Попрадов, педагоги И. Поливка, А. Репа и др..

Начальные школы в П. в пол. 19 в. были целом "русскими", но в 1880-х pp. стали двуязычными (с преобладанием венг.), а в 1907 (закон Аппоньи) прекратилось обучение на русском языке; основана 1895 учительская семинария в Прешове потеряла нац. характер. По угрофильського епископа С. Новака (1913 - 30) тенденция зугорщення овладела жизни гр.-Кат. Церкви; 1915 епархия ввела латинский алфавит в церк. книг.

На уменьшение укр. состояния занятие на П. повлияло также массовая эмиграция гол. к США, начав с 1870-х pp. Она была в украинскую несколько больше, чем у словаков. Поэтому ч. украинский, несмотря на высокий естественный прирост, почти не росло: ч. гр.-католиков 1869 180 000, 1914 - 190 000 (ч. приблизительные). Причиной этого пропорционально величайшего из всех укр. земель оттока населения было аграрное перенаселение и нехватка заработков. 3/4 закарп. эмиграции в США происходит с П. (см. США, crop. 810-13 и т.д.).

1919-1945 pp. Проигранная Австро-Венгрией мировая война открыла новые возможности для Украинской П. По инициативе свящ. А. Невицкого созван в ноябре 1918 г. вече в Старой Любовные, которое образовало Русскую Народную Раду и высказалось за присоединение П. в Украину. Инis пряшевский деятели под руководством А. Бескида образовали "Карпаторусский Народный СовЂтъ" в Кошице и одобрили присоединить Закарпатье вместе с галицкой Лемковщиной к Чехо-Словацкой респубикы. Чехословацкая ориентация победила и в других советах (см. crop. 720), гл. из-за тяжелой ситуации в Украине.

Чехо-словацкий государство не выполнило обязательств по позднюю смену временному границы между т. н. Пидкарп. Русью и Словакией по нац. принципу; т. ч. Зап. Закарпатье - П. оказалась в составе Словакии без обеспечения укр. населению культ. и полит. прав. Его экон. положение не улучшилось, потому администрация мало заботилась за индустриализацию; хотя в 1920-х pp. некоторая ч. крестьян воспользовалось зем. реформы, аграрное перенаселение увеличилось, потому эмиграция за океан сильно уменьшилась, а сельское население росло. Соц. беспокойство среди крестьян оказался в марте 1935 г. беспорядками в Чертижному и Габури против принудительного взимания налогов (экзекуции).

Характер культ. и полит. жизни определяла общ. инерция, усиленная распылением интеллигенции на три направления: москвофильский, карпаторусский (русинский) и укр: В полет. жизни действовали: народовецька Лига русинов, основанная А. Новицким (до 1920), "Рус. народная партия", которая поддерживала русофил и православие (А. Бескид, И. жидовськой, К. Мачик) и Автономный земледЂльческий союзъ, поддерживаемый большинством свящ ., выступавший с программой отдельной регионаяьнои культуры (И. Кизак, С. Гойдич). Кроме того, на П., как и на вост. Закарпатье действовали экспозитуры различных чес. партий, м. др.. ком. Украинский П. имели Обычн. 2-3 представителя в пражском парламенте. Укр. культ. направление, поддерживаемый в 1922-27 pp. епископом Д. Нярадием, под давлением местн. консервативных традиций не получил большее распространение. "Просвита", основанная в Прешове в 1930 p., Не распространила свою деятельность на села. Деятелями украинского направления были И. Невицкое, М. Мациевич, отец Д. Зубрицкий, о. Е. посох, о. И. Дюла и др..

В 1922 - 1925 pp. политические представители украинского населения развернули безуспешную акцию за создание с украинской территории Прящивщины отдельной административной единицы (жупы), впоследствии присоединилась бы к Закарпатье. После неудачи этих мер общественную жизнь начало активизироваться только в 1930-х pp. в различных русофильских организациях (Общество им. А. Духновича, студенческое общество "Возрождение", общества учителей, женщин, молодежи).

Ведущую роль в жизни укр. населения далее играла Греко-католическая церковь. Она не имела твердой нац. ориентации, однако, под руководством епископа П. Гойдич ( 1960) была забралом против усиленной словакизации. Как проявление русофильских тенденций в 1920-х pp. на П. началось движение за православие, параллельный тому, который происходил в вост. части Закарпатья, хотя слабее (гл. деятели: сенатор И. Лажо, И. Ханстве и др.).. Центром православия стал монастырь в Ладимировий бы. Свидника, в этом движении были активными рус. миссионеры. В 1940 г. на П. было 19 правос. приходов и около 12 500 верующих, которые подлежали правос. Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикции сербского патриарха.

Межвоенный период отмечен также борьбой за нац. школу, прежде всего за введение "русской" учебной речи в гос. и церк. начальных школах, также как за основание русской гимназии. На около 300 сел с укр. населением на П. действовало в 1933 - 34 г. лишь 111 начальных и 2 гражданская (ниже сер.) школу с "русской" (преимущественно "Языч") языком обучения: 1936 г. основана первая рус. гимназию в Прешове. В образовании, как и в прессе, на П. счет москвофильство, консерватизма интеллигенции и воздействиям рус. эмиграции, преобладала прорастет. тенденция. С газ. выходили: орган "Русской народной партии" - "Народная газета" (1924 - 36, ред. И. жидовськой), епархиальный орган "Русское Слово" (1924 - 38; несмотря на название отстаивал "тутешняцький" направление), украинский язык "Слово народа" (1931 - 32). С журн. появлялись "Русская школа" (1926 - 31), "Православная Русь" (1930-39) и др..

Несмотря на административную границу между П. и Пидкарп. Русью, между обеими частями Закарпатье существовала тесная культ. и вид. сотрудничество. Автономистских движение имело сторонников и на П., хотя программа ревизии границы считалась чес. и словацкими факторами за иреденти.

По Словацкой респ. (1939-44) положение укр. населения П. ухудшилось. Ликвидировано большинство полет. и гром. организаций (время действовало Общество им. Духновича), усиленно давление на гр.-Кат. Церковь (попытка устранить епископа Гойдич), которой запрокинута, что ведет "русскую линию", и усиленно акцию словакизации отдельных приходов и церк. ячеек. Словацкий правительство не толерував проявлений укр. нац. движения (прекращено рус.-языковую газ. в 1940 p.; не допускались к деятельности на П. закарп. эмигранты и т.д.). Появлялась только газ. Карпаторусского направлении "Новое время" (1940-44, ред. М. Бонько) в словацком сейме были три пряшиивськи украинской, привержены режиму (выборы в сейм на П. были целом бойкотируемая). На политику словакизации часть населения соответствовала симпатиями к СССР и поддержкой партизанскому движению. В чехо-словацкой бригаде, сформировалась в СССР в 1943, воевала некоторая часть украинских-пряшивчан.

После 1945. Упадок Словацкой респ. Украинской в ​​большинстве поздравили. После вступления сов. войск на П. была образована 1. 3. 1945 Украинская Народная Рада Пряшевщины (УНСП), которая перетривала как координационный представительный орган Прешовский украинская до 1951 p., А формально была ликвидирована по требованию режима 1952 Пряшевская руководители пытались актуализировать дело присоединения П. в Закарп. Украина, а тем самым и в СССР: именно в то время акция за присоединение интенсивно велась на вост. Закарпатье (см. с. 722-23). Но сов. круга такую ​​возможность по укр. П. пригасили, не желая осложнений с пражским правительством и словацкими руководителями. Тогда УНСП стала добиваться автономии для укр. населения П. в рамках Чехословакии; требование территориальных автономии была отвергнуто, но УНСП была признана спикер нац. жизни укр. населения. Она определила первых представителей временному парламента в Праге и в Словацкой Народной Рады (по пять к каждому), наряду с КП Словакии на П. действовала рус.-русская секция Словацкой Дем. Партии. До 1948 г. президиум УНСП и парламентарная репрезентация украинский состояла из коммунистов (И. Рогаль-Илькив, П. Капишовський, П. бабе, и др.). И некоммунист (В. Караман, П. и И. жидовськой, И. Пещак, Д. Ройкович, И. Бобак и др..).

Основные усилия местн. народного движения были сконцентрированы на развитии культ.-осв. жизни (см. далее). В 1946-47 pp. в горных селах П. действовали отделы УПА и через Словакию пробирались подпольно на зап. Это дало повод подозревать некоторые местн. факторы в сотрудничестве с "бандеровцами" и приверженности "укр. буржуазного национализма". После перебрання власти коммунистами в Чехословакии на П. в 1949 - 52 pp. проведено принудительную коллективизацию, которая натолкнулась на сопротивление крестьян, и в последствии привела к очередному оттоку укр. населения в города за укр. этнической территорией. В 1950 г. ликвидировано гр.-Кат. Церковь и переведен его на правос. ("Православизация"), а в 1951 г. директивно введен украинский язык, вместо существующего рус. или местн. язычия в школах (украинизация). Все эти меры не были популярны среди населения. Об украинизации образования, то это дело не было как следует подготовлено; местн. интеллигенция, воспитанная в рус. духе, не было ни сознательной, ни достаточно ознакомленным с лит. язык и укр. культурой вообще.

С 1951 г. на П. действует вместо УНСП Культурная Союз украинской Трудящихся (Ксут), основанная по инициативе партии и на базе индивидуального членства, как единая укр. общественно-культ. организация. Ксут является чл. Нац. Фронта (подобные организации существуют в Чехословакии для венг., Поль. И нем. Меньшинств). В 1967 г. Ксут имела 268 местн. организаций и около 7 500 чл. Ксут координирует и организует всю суспильнокульт. деятельность укр. населения Словакии. Гл. ЦК Ксут были: И. Гуменик, В. Копчак. М. Ричалка, В. Капишовський, М, Миндош, И. Прокипчак. Ксут подвергался частым чисток; последнюю проведена в 1969-70, когда некоторые деятели были устранены за симпатии демократизацийних процессов и за "буржуазный национализм". В 1968 г. была попытка отказать УНСП и пидготовлювався всенар. съезд Украинской-русинов П. с выразительным настоянию на полет. правах (автономия, выделение укр. округа в отдельную единицу). Партия прекратила это движение к сов. инвазии.

Кроме Ксут, на П. существовали еще: Союз Молодежи Карпат (1946 - 49), Общество им. Духновича, студенческое общество подобное. Попытка восстановить Союз Молодежи в 1968 - 69 pp., Как и оформить организации укр. учителей, женщин, журналистов, наук. общество было прекращено. Однако дальше существует секция укр. письм. при Словацком Союзе Писателей.

Укр. жизни П. включено в общ.-гос., а с 1968 г. (федеративная перестройка государства) и в словацкие рамки. Украинский участвуют через; компартию Словакии в компартии Чехословакии (ведущий чл. Президиума В. Беляк), профсоюзах, Соц. Союзе Молодая Словакии подобное.

В 1969 г. в союзной палаты были предназначены 2 украинское, в палату национальностей - 3, в Словацкую Народного Совета - 6. Так же украинская есть в правительстве Словацкой респ. и области и округов органах власти и партийных руководствах, в армии и дипломатическом корпусе (посол в Канаду, затем - США - И. Рогаль-Илькиив). А. Краснянский, В. Маркусь


4. Население

4.1. Города

На территории сплошь заселенной украинским, городов почти нет (кроме г. Меджилаборцах), однако есть некоторые меньшие города расположены на словацко-украинской языковой границе: Старая Любовня, Свидник, Стропкив, Снина.

4.2. Динамика изменения численности населения

В развитии населения Пряшевщины за последние 100 лет можно выделить несколько периодов.

  • В 1870 - 1914 pp. население почти не прирастала, несмотря на сильный естественный прирост, из-за большой эмиграции в США, наибольшее из усах укр. земель, в частности в начале 20 в. (об этом свидетельствует факт, что часть гр.-католиков на П. в 1900 - 1910-х pp. осталось без изменений, а население более сотни деревень уменьшилось, иногда на 25%) за 1870 - 1914 pp. с П. виемигрувало около 150 000 украинская и языково пословачених гр.-католиков.
  • После небольшого спада во время первой мировой войны население сильно приросло в 1920-30-х pp., Гл. благодаря уменьшению эмиграции и значительному естественному приросту (в 1936 г на всей Словакии на 1 000 меш.: украинская 14,2, словаков и чехов лишь 10,0), ибо в 1920-30-е pp. возросло ч. гр.-католиков и правос. в Словакии с 197 000 до 222 800.
  • После нового торможения прироста во время второй мировой войны прирост населения П. в послевоенное время был незначителен, несмотря на высокий естественный прирост, опять-таки через значительный отток укр. населения: во второй пол. 1940ых pp. т. н. оптанта в СССР (8-10000; часть из них вернулась в 1960-х pp.) и Чехии на земли, заселенные до 1947 г. немцами
  • в 1950-шестидесятых pp. населения постоянно отплывало с перенаселенного края в пром. районов Чехии 1 Моравии (в частности в ОстравськоКарвинського бассейна) и к близким Кошиц и ряда меньших городов П., положений б. укр. этнической территории. Вместе с этим наблюдается все больше распыление Прешовский украинский - большинство их живет сейчас за пределами П. - в США и также в пром. районах Чехии, Моравии, Словакии.

4.3. Этнические отношения

Этнические отношения Пряшевщины достаточно сложны и изменчивы. Многолетнее культурное и бытовое сожительство украинским и вост. словаков и венгров, при преобладании чужого элемента, особенно в низменных районах П. (между Брановом, Гуменным, Михайловцах и Собранце, куда в 18 в. начала наплывать сильная словацкий колонизация), способствовали языковой словакизации украинский; частично (в городах и этнических островах зап.) они угорщилися. При этом в одном и другом случае они сохраняли религию (гр.-кат.). Греко-католики со словацким языком в 1920-х pp. составляли переходов группу, которую объединяла с украинским вера и традиции, со словаками - язык. Их ч. постоянно увеличивалось через переход части укр. населения на словацкий язык. Наибольший процент составляли гр.-католики из словацком языке в пивд.-сх. части Словакии - от ⅓ до всего населения. Вместе с этим украинский сплошная территория уменьшилась до вост. и сев. части П.; за ней осталась еще ряд укр. языковых и гр.-кат. островов с словацким, а на юге с венг. языке (см. каргу). Словакизации укр. населения увеличилась за чехо-словацкой власти, теперь гр.-католики и правос. с словацком языке чувствуют себя уже словаками.


4.4. Языковая ситуация

Распределение греко-католиков и православных по языку и подробное определение количества Украинской сделать трудно, потому венгерские и чехословацкие переписи населения подавали долю украинский неверно. На основании этих переписей число греко-католиков и православных во всей Словакии была такая (в тыс.):

  • 1890 - 185, число украинский: 84,4,
  • 1900 - 199, число украинский: 84,6,
  • 1910 - 200, число украинский: 97,0
  • 1921 - 198, число украинский: 85,6,
  • 1930 - 223; число украинский: 91,1.

Украинские исследователи (В. Гнатюк, С. Томашевский, М. Кордуба и др.). Определяют число Украинской значительно выше. По оценкам В. Кубийовича 1930 на Пряшивщини жило менее 110000 украинский (в том числе на укр. Сплошной территории - 87 000 или 73,8% всех, кроме них, 16 000 словаков и чехов, 11 000 евреев, 1 000 венгров, 3 000 др.)., на украинский островах и в распылении 23 000; ч. греко-католиков со словацким языком около 80 000.

Послевоенные переписи представляют численность украинский на Пряшивщини совершенно неверно (в тыс.): 1950 - 46, 1960 - 33, 1970 - 38. За это время опроса Словацкого Национального Совета в 1967 нашло в 206 с. (Из всех 250) 98 000 украинский. Их численность на Пряшивщини можно сейчас определить на 110-125 000. На уменьшение численности украинский на Пряшивщини за последние ЗО pp. повлияла не только словакизации, но и эмиграция значительного числа Украинской за пределы Пряшевщины, главным образом в чешских краев.

Пряшевщину населяет племя лемков (хотя это название мало распространена на Пряшевщины), что в 1947 г. жило компактно и на сев. склонах Карпат в Польше. Закарп. и гал. лемков объединяет общая етногр. культура и говором особенности. Только на вост. п. живет население с ср.-карп. наречиях (его относят к бойков). Укр. населения П. традиционно называет себя русинами или руснаками. Только с 1950 -х pp. названия "украинский", "украинский" начали приобретать распространение.


5. Зарождение промышленности

Основным занятием укр. населения П. и гл. богатством края является далее соль. хозяйство. В пивн.-сх. части П. теперь пашня занимает 31% всей площади, сенокосы и пастбища - 24%, лес - 40%. Более пол. посевной площади занимают хлебе культуры, более 20% кормовые, 20% картофель, 5% техн. (Гл. лен и конопля), из зерновых по 30% площади приходится на ячмень и овес, 21% на пшеницу, 16% на рожь, 2% на кукурузу (все ч. - приблизительные). По сравнению с 1930-ыми pp. увеличилась вся посевными площадь, в частности кормовых и под пшеницей, уменьшилась во овсом и рожью. Укр. П. обнаруживает недостачу пшеницы и ржи, некоторую надбавку овса и картофеля, значительно больше продуктов животноводства.

Вновь зав., Хотя у м. с большинством неукр. населения, привлекают соль. укр. рабочих, в частности молодежи; некоторые поселюеться в них навсегда, др.. (Около 20% рабочих) доезжают на труд. Вместе с этим меняется проф. и соц. структура укр. населения и повышается его жизненный уровень, хотя он самый низкий в Чехословакии (1958 во всем Пряшевского края 5 300 крон ежегодно на человека, в укр. округах 3-4 000), а трудоспособное население частично использовано.


6. Церковная жизнь

1945 греко-католическая Пряшевская епархия приняла юрисдикцию над всеми греко-католиками в Чехо-Словакии. Ординарием был с 1940 епископ П. Гойдич, еп.-памичником с 1947 В. Гопко. В 1950 г. инспирувався извне с полит. мотивов движение за "воссоединение гр.-католиков с православными". Церковный синод, окликаний 28. 4. 1950 в столбнячные правительственными факторами и поддерживаемый УНСП, с участием нескольких десятков свящ., Мирян и в большинстве непричастно к Церкви людей, уничтожил унии 1646 и постановил вернуться к православной церкви. Это постановление было утверждено правительством и моск. патриархом. Греко-католической церквиперебиралися с помощью полицейских органов и партии; часть свящ., Как и оба еп., Были зиарештовани, некоторые свящ. (50 - 70) перешли на православие, а др.. перешли в гражданское состояние или приняли римско-кат. обряд. Значительная часть верующих, гл. по г. начала ходить в костелы, что в дальнейшем способствовало словакизации. Еп. Ц. Гойдич суждено в январе 1951 за "противогосударственную деятельности" с приговором к смертной заключения (умер в тюрьме 1960), а епископ Гопка без суда держали в заключении до 1967.

православная церковь на П., как и во всей Чехословакии, была 1946 освобождена юрисдикции серб. патриарха, и из нее было образовано экзархат моск. патриархии, 1949 образована епархия в Прешове, которую возглавил Алексей Дехтярев, кол. рус. белый эмигрант (впоследствии Дорофей Филипп, уроженец Закарпатья, теперь - Николай Коцвар). 1950 г. с нее выделено Михайливецкий епархию верных, большинство которых считается словаками (ее епископ стал кол. Гр.-кат. Свлщ. Александр Михалыч). 1951 моск. Патриарх предоставил автокефалию Правос. Церкви в Чехословакии, которая теперь состоит из 4 епархий во главе с пражским митр. (Ныне ним - Дорофей). В Пряшеве основан теологический фак. и начала выходить рел. пресса чес., словацкой и укр.-рус. языках, среди нее "Свет православия", впоследствии "Голос православия" (с 1958, преимущественно на украинском языке), месячник "Завещание Св. Кирилла и Мефодия" и церк. календари. В литургии сохраняется ц.-слав. язык, а в проповедях и катехизации - укр., местн. говор и словацкий. В пол. 1960ых pp. правос. митрополия приняла под давлением правительства, несмотря на сопротивление консервативной части верующих, новый календарь. См.. также с. 2388 - 89.

Во время чехо-словацкой либерализации 1968 - 69 pp. гр.-католики начали движение за восстановление их Церкви, на что правительство дало согласие (13. 6. 1968). Большинство верующих вернулась в гр.-Кат. Церкви, но она подпала под словацкие воздействия и управления (см. Пряшевская епархия). Группа сознательных укр. гр.-кат. свящ. выдает месячник "Благовестник" (с 1969) и церк. календари украинском языке, наряду выходит гр.-кат. журн. словацком языке.


7. Образование и культ. жизни.

После 1945 по инициативе УНСП предстал Реферат Укр. Школы, сначала в Кошице, затем в Братиславе (руководитель И. Пещак), который развернул широкую деятельность в организации школ. В школах преобладала рус. речь при частичном употреблении укр. В 1945-46 pp. на П. действовало 277 начальных школ, 14 горожанских (в 1947-18 - 25), 3 гимназии, торг. школа и учительская семинария. На 1. 9. 1947 в этих школах было 650 учителей и около 30 000 учащихся. С нач. 1950-х pp. правительство изменило язык обучения с рус. или "язычия" на укр. (Постановление ЦК компартии Словакии с июня 1952) и дал родителям право решать о языке обучения: укр. или словацкий. Благодаря сложным условиям (накинених Згары украинизация, в которой ни учителя, ни дети не были подготовлены, отождествление "украинства" со всем сов. И постоянное давление словаков) начался постепенный переход укр. школ на словацкий язык (1949 - 60 школ, 1952-60 24, 1961-63 - 160). К массовой смены языка обучения в начале 1960-х pp. было такое состояние укр. школ на П. (ч. на 1959, в скобках на 1966): 189 неполных начальных школ (54), 42 общ.-осв. висимкласни (14), 5 общ.-осв. сер. (7), 4 сер. проф. (В 5 проф. Есть укр. Классы). Только 6 000 учащихся в 1967 обучались на украинском языке, в том числе 500 в проф. школах.

За последние pp. (1968-71) можно заметить борьбу за укр. школу и некоторое возвращение украинского языка в школах в качестве предмета обучения. Сов. оккупация страны не способствовала популярности укр. школ, но одновременно она остановила их насущную словакизации, взводом добивались словацкие шовинистические круги, гл. с "Словацкой Матицы". В 1968 дискриминационные меры словацкой власти против укр. учителей (перемещение их с работы, требование переквалификации и употребление исключительно словацкого языка) вызвали их забастовки.

Пед. кадры готовила учительская семинария, впоследствии пед. институт в Прешове. В нач. 1950-х pp. некоторые учителя получили образование в университетах Украины. В 1953 образовано кафедру украинского языка и литературы при пед. фак., а в 1959 открыт такой же кафедру Игры филос. фак. Университета им. Шафарика в Прешове. Существует укр. отдел Исследовательского Института педагогики (заив. Ю. Железник) и кабинет украинского языка Пед. Института в Прешове, с 1964 выходит профессиональный пед. месячный приложение к ж. "Дружно вперед" - "Школа и жизнь". Учебники для укр. школ и украинского языка в словацких школах выдает Словацкое Пед. Издательство в Братиславе (до 1970 - более 270 названий).

Массовой внешкольным образованием руководил в 1945 - 49 pp. восстановлено Общество им. Духновича, а впоследствии - Ксут. Он наблюдает за работой самодеятельных мист. групп, занимается домами-читальнями (в укр. с. действует около 90 домов культуры и читален). В 1967 было 92 фольклорных и муз. ансамбли и 60 театральных кружков, среди них танцевальный ансамбль "Карпатянин" и молодежный хор "Весна" - оба в Прешове. Происходят годовые фестивале драмы и мист. слова в Снина, фестивали укр. эстрады в Камйонци, праздника спорта и песни в Межилаборцы и большие праздники песни и танца (с 1955) в Свиднике (при участии 25-30 000 зрителей и более 2 000 исполнителей).


7.1. Театр и музыка.

До 1945 театральная жизнь на П. не выходило за рамки любительских спектаклей. 1946 начал действовать Украинский Народный Театр (один из основателей И. Грицько Дуда) в Прешове, субвенционований государством, в течение 25 pp. существования дал около 160 премьер укр. и рус. языках, а также переводных с др.. Языковые более 3 000 выступлений. Выдающиеся театральные деятели: В. Бавоняр ( 1956, режиссер), Ю. Шерегий (режиссер оперетт), И. Фельбаба (нынешний режиссер), И. Пиханич (настоящее дир.) То ряд актеров. Театр выполняет роль бродячего театра, часто выступая по с. и м-ках П., он бывает на гастролях в СССР и Югославии.

В 1946 в Межиляборцях основан первый проф. Ансамбль песни и танца укр. населения (впоследствии прекратил деятельность), а затем такой ансамбль существовал в 1953 - 55 в Цемятах бы. Пряшева. Из последнего сформирована настоящее Пиддуклянський украинский Ансамбль Песни и Танца (Пуна), который специализируется на местн. фолкльори, он сотрудничает с Укр. Родился Театром и находится под одной дирекцией.

Родился песни П. гармонизировали А. Сухой (1904 - 50), Ю. Костюк, С. Ладыжинский, Ю. Цимбора и др.., Работавших также как дирижеры хоров.


7.2. Изобразительное искусство.

Традиции живописи, гл. церк., на П. достигают 18 - 19 вв. Здесь действовали и происходили из укр. П. такие художники: живописцы М. Манкович (1785 - 1853), И. Змей Миклош (1792 - 1841), И. Рошкович (1854 - 1915), резчик иконостасов Г. Гвоздович (1871 - 1903) и др.. В межвоенный период в п. работали художники С. Добош, М. Дубай, Д. Зубрицкий, Ю. Милый, А. Чеченский, Д. Яцкович, скульпторы Ф. Гибала и А. Мондич (автор памятника А. Духновича в Прешове).

Найзидатнишимы малярами после 1945, которые получили общ. чехо-словацкое признание, является выдающийся пейзажист медитативно-лирйчного наклона и глубокий знаток атмосферы Карпат Д. Милый ( 1971) и известный график, мастер световых контрастов, абстракционист пленэра О. Дубай (* 1919), оба проф. Братиславской Академии Художеств, и Ева Бисс, автор реалистично психологических портретов и жанровых картин. В Пряшеве еще работают А. Гай, С. Гапак, М. Диць, Ю. Кресила, П. Маркевич, А. Шутик () и карикатурист Ф. Вицо.


7.3. Пресса, издательства и радиовещания.

С 1945 в Пряшеве выходили двумя языках (рус. и укр.) еженедельник "Пряшевщина", орган УНСП (до августа 1951), двотижневик "Демократический Голос", который издавала в 1945 - 47 pp. Укр. секция словацкой дем. партии, и детская газ. "Колокольчик-Колокольчик" (1947 - 50). Некоторое время выходили районные укр. газ. в Гуменне и Вардиеви. Группа студентов из П. "Возрождение" выдавала в Праге непериодическое рус. лит.-общ. же. "Костер" (1946 - 47) и газ. "Карпатская Звезда-Звезда" (1946 - 48).

С 1951 рус. речь была устранена, и в Прешове начали появляться периодические вид. украинском языке: еженедельник "Новая Жизнь" (сначала орган КП Словакии, с 1959 - Ксут), иллюстрированный ежемесячник "Дружно вперед" (1956 - 58 - двотижневик) с приложением "Школа и Жизнь" (с 1964), лит.-общественный квартальник " Дукля" (с 1966 - двухмесячник). Для детей в 1952 появлялась в Братиславе "пионерская газета", преобразованная в 1968 на двотижневик "Радуга" (Кошице). В 1968 - 70 выходил молодежный приложение "Сигнал" до "Новой Жизни". Ксут выдает еще ежегодные "Родился календаре" и непериодическое "Репертуарные сборники". (О рел. прессу упомянуто выше).

Книжные вид. выходят в отделе укр. литературы Словацкого Пед. Издательства (Прешов) - ежегодно 10 - 15 книг на украинском языке: изящной словесности, наук. или науч.-популярного содержания. Для распространения укр. вид. действует Клуб укр. книги.

1934 Кошицкая радиостанция открыла укр. ("Карпато-русской") студию, тогда еще предназначенную для всего Закарпатья, и с тех пор действует. с незначительными перерывами во время войны. 1945 ее восстановлено для Украинской П., и теперь она двор в Пряшеве. Укр. редакция РадиоПряшив пересылает еженедельно свыше 6-часовую программу (вести, комментарии, музыку, лит. пересылка и т.п.). Ее организатором и многолетним руководителем был А. Рудловчак.


8. Литература

Укр. П. имеет долгую традицию лет. деятельности, много ведущих фигур (см. выше) закарп. литературы происходили с П. и здесь работали. По межвоенный период местн. литература создавалась рус., украинском языках или искусственным "язычием". По-русск. писали: И. Кизак, И. Гендер-Суходольский (повесть "Петр Грибуняк", 1936), А. Фаринич (повесть "Стальная роза", 1934; сб. стихов "сноп", 1939) и поэт Ф. бобылей (В. Дубай) укр.: Д. Зубрицкий (псевд. Торисин, 1895 - 1949), Ф. Лазорик ( 1969), поэт Зореслав ( о.Севастьян Саболи) и прозаик И. Невицкое.

Новые возможности для местн. литературы создались после последней войны. В 1949 вышли первые поэтические сб. И. Мацинського ("Белые облака") и Ф. Лазорик ("Слово гонимых и голодных). Но настоящая активизация лет. труда началась с основания укр. филиала Союза словацких Письм. (1952) и лит.-общ. органа "Дукля" (1953). Дальнейшее развитие литературы, с 1953 - 55 pp. перешла исключительно на украинский язык и в ней постепенно догасалы традиционные регионально будительськи установки, тормозила длинные pp. атмосфера, связанная с "культом личности" (идеализация жизни, декляративнисть, вербализм, бытовщиной). Тематически лет. творчество ограничивалось жизнью села, мех. усвоения украинского литературного языка негативно отразилось на языке произведений. В таких условиях формировалось творчество письм. старшего поколения: В. Зозуляка (роман "Непокоренные", 2 тт., 1962, 1967; оп., драмы), Ю. Боролича, И. Григория, ф. Иванчов, И. Прохипчака, М. Шмайды (о коллективизации "трещат леди", 1957).

Перелом в лит. развития наступил с появлением молодой писательской генерации, которая выдвинула требование лучшей организации лет. движения, выяснения его идейных основ, распространение жанрового и тематического дияпазону. В литературе появилось новое отношение к человеку и его проблемам, интерес его индивидуальным и внутр. миром. Поэзия обогатилась элементами рефлексии и свежей метафорики. Началом нового направления в поэзии была сб. И. Збиглея "Зеленые неоны" (1964). Выдающимся поэтом П. является С. Гостиняк (сб. "Предлагаю вам свою дорогу", 1965; "Только двумя глазами", 1967), лирик чуткого гром. совести, тонкого и своеобразного эротизма и яркой образности. Еще выделяются сдержанно-критический М. Дробняк и чувственно щедрый М. Немет.

Вскрытием ежедневного быта разных соц. групп (также современного г.), анализом предельных психических состояний и основных идей жизни распространили горизонте прозы И. Галайда, В. Даце, И. Шелепец, М. Немет и др.. ривершенням развития традиционной пос. тематики является роман Шмайды "Лемки" (1964). Сочетание широкого эпического взгляда на действительность с психологической тонкостью определяются оп. Е. Бисс (сб. "Сто семь модных причесок", 1967, "апартаменты с видом на главную улицу", 1969). Развитие молодой поэзии привел к перелому в творчестве старших поэтов - И. Мацинського ("пристритник", 1968) и Ф. Лазорик ("Снежные хризантемы", 1968), доведя первого до философськосимволичного углубление основных проблем нац. и соц. бытия, а другой - к усилению элементов зрелого элегического лиризма.

В 1960-х pp. на П. печатались "реабилитированы" письм. межвоенного периода, которые жили или живут в Чехословакии: закарп. письм. поэт В. Гренджа-Донской, поэт (писал рус. языке) А. Карабелеш ( 1964) и Н. Королева ( 1964). Как лет. критики выступают Ю. Вача, А. Зилинский, В. Хома, А. Червеняк и др..

Заметные произведения современной литературы П. является вкладом в общ.-укр. лет. развитие, а лет. же. "Дукля" некоторое время был ведущим общ.-укр. же. лет. и культ. проблематики.


9. Наука и исследования

Етногр. культура, история и особенно устная словесность П. составляли и является далее гл. предметом изучения укр. и чужих исследователей. Выдающимися исследователями укр. П. были, кроме местн. деятелей 19 и нач. 20 вв., Такие укр. ученые: с гал. украинский - этнограф В. Гнатюк, автор багатотомових вид. фольклорных материала и работ о этнические отношения края; историк С. Томашевский, языковеды И. Верхратский и И. Панькевич, фолкльорист Ф. Колесса и др.., с россиян: литературовед Е. Недзелський, языковед Г. Геровский, чех литературовед Ф. Тихи и др..

За последние 25 pp. на П. впервые в ее истории зформувалися местн. наук. кадры, разворачивают свою деятельность на основе новопосталих науч.-учебных учреждений в Прешове (см. с. 2388) и Музее Укр. Культуры в Свиднике. Проведен ряд наук. конференций и междунар. украиноведческих симпозиюмив. в кон. 1960-х pp. была попытка скоординировать украиноведческая науку в отдельном Укр. Наук. Обществе при Ксут, но эту инициативу. правительство затормозило. На П. работает теперь ряд литературоведов: Ю. Бача, И. Волощук, Ф. Ковач, М. Роман, А. Рудловчак, И. Шелепец; языковедов: П. ​​Бунганич, В. Латта ( 1965), М. Штец; этнограф М. Мушинка; историков: И. Байцур, И. Ванат, А. Ковач, II. Урам; искусствоведов: С. Гапак, А. Маркович; экономист В. Капишовський; юрист И. Марусин и др.. В изучении П. помогают украинисты Братиславы (историки: П. Гапак, Л. Гараксим, Ф. Гондор, А. Ставровский; литературоведы: М. Мольнар, М. Неврли и В. Хома) и Праги (А. Зилинский, А. Куримський ). Много внимания посвящается изучению взаимоотношений между укр. и чес. и словацкими народами.

Одним из центров изучения региональной проблематики П. является Музей Укр. Культуры (основан в 1960 г. в Красном Броде и перенесен 1964 до Свидника; настоящее дир. И. Чабиняк) музей выдает наук. сб. (До 1971 - 5 выпусков). В с. Тополя открыт Музей-дом А. Духновича.

За последнее время записано и издано сб. фольклорных материала П., чем сохранено ценный произведение духовной культуры этой ветки украинского народа на переходов территории скрещения различных воздействий: словацких, поль. и венг. Важнейшие сб.: "Из уст народа" (1955), "Укр. Нар. Песни Пряшевского края" (т. I, 1958, т. II, 1963), "Укр. Нар. Сказки Вост. Словакии" (I - III , 1965, 1966, 1969), "Из глубины веков. Антология устной нар. творчества Украинской Вост. Словакии" (1967).


См.. также

Источники

Литература

  1. Ковач Федор и коллектив: Краеведческий словарь русинов-украинский, Пряшивщина. Союз русинов-украинский Словакии, Прешов, 1999, ISBN 80-85137-15-1
  2. VadimiRus de juxta Hornad: Dejiny grckokatolkov Podkarpatska (od 9. Do 18. Storočia), Koice 2006
  3. Biedermann HJ Die ungarischen Ruthenen. I - II. Инсбрук 1862, 1867;
  4. Гнатюк В. Етногр. материалы с венг. Руси, I - III. Л. 1897, 1893, 1900;
  5. Гнатюк В. Русины Пряшевской епархии и их говори. ЗНТШ, XXXV - XXXVI. Л. 1900;
  6. Гнатюк В. Словаки или русины? ЗНТШ, XLII. Л. 1901;
  7. Верхратский И. Знадоби к познанию угроруських говоров. ЗНТШ, XL, XLIV, XLV. Л. 1901;
  8. Томашевский С. Етногр. карта венг. Руси. П. 1910;
  9. Petrov A. Narodopisn mapa Uher z г. 1773 podle současnch řednich dajů. Прага 1924;
  10. Панькевич И. Укр. говори Пидкарп. Руси и сумежних областей. Прага 1938;
  11. Пряшевщина. Историко-литературный сборник (ред. И.Шлепецький). Прага 1948;
  12. Волощук И. Современная украинская литература в Чехословакии. Прешов 1957;
  13. Капишовський В. Екон.-общественный и культ. развитие укр. населения в Чехо-словацкой республике и его перспективы. Прешов 1960;
  14. Бача Ю. Лит. движение на Закарпатье сер. XIX в. Прешов 1961;
  15. Haraksim L. К socialnym a kuiturnym dejinam Ukrajincov na Slovensku do roku 1867. Братислава 1961;
  16. Дзюбко И. Решение нац. вопрос в родился-дем. Чехословакии. К. 1963;
  17. Микитась В.. Рудловчак А. Поэты Закарпатья. Прешов 1965;
  18. 15 лет на службе народу. Сб. статей и фотодокументов по случаю 15-летия Ксут. Прешов 1966;
  19. Ставровский А. Словацко-поль.-укр. пограничья до 18 ст. Прешов 1967;
  20. Чума А., Бондарь А. Укр. школа в Закарпатье и Вост. Словакии. Прешов 1967;
  21. Bajcura I. Ukrajinska otazka v CSSR. Кошице 1967;
  22. Шлепецкий И.С. Сколько Руснак на Пряшевщини / / Календарь Лемко-Союза, 1970 [1]
  23. Зилинский А. и др.. Литература чехо-словацких Украинской 1945 - 1967. Проблемы и перспективы. Прешов 1968;
  24. Марунчак М. Украинский в Румынии, Чехословакии, Польше, Югославии. Виннипег 1969;
  25. Софроний-Левицкий В. кланялись вам три Украине. Виннипег - Торонто 1970;
  26. Kubinyi J. The history of Prjaiv eparchy. Рим. 1970.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам