Надо Знать

добавить знаний



Псевдоним



План:


Введение

Псевдоним ( греч. ψευδής - "Ложный" и греч. όνομα - "Имя") - имя, используемое человеком вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в документах) в той или иной публичной деятельности. В западной культуре чаще псевдонимами пользуются деятели искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности, - аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную смену имени у священников и монахов, особенно в православной церкви, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.

Обратное псевдоним - настоящее имя человека - автоном.


1. Природа и задачи псевдонимов

Собственно псевдоним не имеет целью отказ своего носителя от идентичности и поэтому во многих случаях вытесняет настоящее имя: никому, кроме специалистов, не нужно знать, что Сандро Боттичелли на самом деле звали Алессандро Филипепи, а Мерлин Монро - Норма Бейкер. Среди основных причин использования псевдонимов этого рода:

  • стремление заменить слишком длинное имя короче, запоминающимся (в частности, во многих испанских, португальских, латиноамериканских спортсменов и политиков: характерный, например, случай Эдисона Арантес ду Насименту, прославившийся под коротким именем Пеле)
  • стремление взять имя, что "говорит", соответствующее выбранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи: так, средневековый медик Парацельс выбрал псевдоним, который посылает к имени знаменитого римского врача Цельса, а украинская поэтесса Лариса Петровна Косач взяла псевдоним Леся Украинского;
  • стремление взять имя, не выделяет человека по национальному признаку, не фиксирует всеобщего внимания на его происхождении (так поляки Вильгельм Аполлинарий Костровицький и Юзеф Теодор Конрад Коженевский стали французским поэтом Гийома Аполлинера и английским прозаиком Джозефом Конрадом)
  • стремление "разойтись" в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носит то же или похожее имя: так, среди причин, побудивших писателя Илью Маршака стать Михаилом Ильиным, не последнюю роль играло нежелание оказаться в тени своего старшего брата Самуила Маршака, а литературовед и переводчик Элеонора Гальперина замечала в опубликованной позднее переписке, что взяла псевдоним Нора Галь для того, чтобы ее не путали с литературоведом Евгенией Гальпериной, что начала публиковаться несколько раньше.

Особым случаем являются коллективные псевдонимы, призваны обозначить единым именем общую деятельность группы лиц: Кукрыниксы, Николя Бурбаки.


2. Псевдоним и смежные явления

Кроме псевдонимов как таковых существует (главным образом, в литературе и искусстве) ряд смежных явлений, при расширительном понимании также именуемых псевдонимами:

  • Криптоним - подпись под произведением вместо имени автора, не допускает возможности отождествить ее с той или иной конкретной личностью, иными словами - имя, рассчитанное на то, чтобы скрыть истинного автора произведения. Криптонимом обычно пользуются при обнародовании рискованных в том или ином отношении произведений ("Роман с кокаином" М.Агеева, "История О" Полины Реаж) и / или тогда, когда эти произведения в том или ином отношении отличаются от той творческой деятельности, которой уже прочно связано подлинное имя автора (криптоним Б.Акунин, взятый известным филологом-японист и переводчиком Григорием Чхартишвили при публикации своих детективных романов). В случае успеха криптонимы часто раскрываются и превращаются в обычные псевдонимы или гетеронимы.
  • Гетероним - имя, используемое автором для части своих произведений, выделенных по какому-либо признаку, в отличие от других произведений, подписываемых собственным именем или другим гетеронимом. Так, Зинаида Гиппиус выступала стихами под собственным именем, тогда как критические статьи публиковала под тем, что "говорит" гетеронимом Антон Крайний. Виртуозно пользовался гетеронимамы португальский поэт Фернандо Пессоа, который использовал более 80 различных подписей для своих произведений, много гетеронимив Пессоа имели собственную фиктивную биографию, литературный стиль, предпочтения и любимые жанры и, тем самым, перешли в категорию литературных масок. Гетеронимия частая в массовой литературе, когда произведения одного и того же автора, принадлежащие к разным жанрам или циклам, подписываются разными именами для удобства читателя.
  • Литературная маска - вымышленный автор, которому приписывается то или иное произведение. См.. подробнее в статье Литературная маска.
  • Алон - имя другого лица, реально существует или существовала, используемое автором вместо собственного имени при обозначении авторства произведения. Алон часто использовали авторы поздней античности и Средневековья для того, чтобы именем более раннего и авторитетнейшего автора придать больше авторитета своему произведению. В Новое время алонимия случается достаточно редко, хотя в массовом книгоиздании известны примеры поддельных книг коммерчески успешных авторов (например Карлоса Кастанеды), написанных неизвестными лицами.
  • Геоним - вид псевдонима, созданный на основе географического названия.

Смежное с псевдонимиею явление - обязательное или напивобовьязкове использования в некоторых социокультурных группах (уголовный мир, молодежные субкультуры) особых имен или прозвищ, не совпадающие с официальными.

К этому явлению ближе использования никнеймов вместо имен при коммуникации в Интернет.


См.. также

Список псевдонимов

Литература


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам