Психические явления

Психические явления или душевные (ψυχή давних гр. - душа) проявления - основной предмет в научных исследованиях психики, сама психика определяется как система субъективных явлений.
Советская психологическая традиция определяет следующие разновидности П.Я.:

  • психические (ψ) процессы, направленные на познание окружающего и внутреннего мира;
  • ψ состояния, характеризующие внутренние переживания и определяют ход деятельностей;
  • ψ свойства, устойчивые черты, отличающие человека от других как личность и проявляются в поведении;
  • массовидные явления психики, подобные названных выше, но имеют место только в социальных взаимодействиях большого количества людей.

Не существует единой классификации ψ процессов, состояний и свойств. В то же время в литературе они упоминаются в огромном количестве. Часто П.Я. классифицируются не по существенным признакам, а по логике их исследования (исходя из потребностей исследования, внимание трактуется и как процесс, и как состояние). Причиной этого является и недостаточная проработка Ψ методологии, но главным образом - сложность предмета исследования, в котором рутинные явления граничат с уникальными феноменами, и динамика такова, что, например, повторяющиеся ψ состояния закрепляются как индивидуальные свойства.


Сложности познания психических явлений

Это - особый класс явлений, течение которых связан с внутренним субъективным миром. Такая особенность резко отличает П.Я. от, например, физических явлений: последние имеют материальную природу ( вещественную или полевую), воспринимаются нами через органы чувств (часто - опосредованно специальными приборами) и могут быть четко локализованы в пространстве и времени. На сегодняшний уровень знаний, ни одно из этих трех признаков нельзя приписать П.Я. Они вместо этого - идеальные, т.е. существуют как идеи в сознания и бессознательном слое психики, могут быть опознаны только через рефлексию или результаты душевной деятельности. В то же время очевидным является тесная связь П.Я. с явлениями материального мира, с работой головного мозга. Эта связь составляет содержание так называемых психофизической и психофизиологической проблем, имеющих более двухтысячелетнюю историю рассмотрения (см..).

С точки зрения метафизики, возникает еще один вопрос: когда мы говорим о ψ явления, то что является сущностью, ими проявленной, и какова природа этой сущности? С такой точки зрения, система современного психологического знания крайне неполной непоследовательной, поскольку ограничивается рассмотрением следственной внешнего момента, забыв о причинной и внутренний.
Сложность исследуемой реальности приводит еще и к тому, что позитивистами "душа, сознание, явления психики" объявляются искусственными конструктами, не подлежат научному рассмотрению. Ставится под вопрос и научность Ψ науки (по афоризмом: не точная наука не бывает).


Источники