Психическое

Психическое или душевное - определение ряда категорий и понятий в гуманитарных науках, содержание его зависит от идеологических уставок автора.
Сейчас чаще психическое означает внутренний субъективный мир живого существа, доступен для изучения в своих поведенческих проявлениях, соответствует существительному психика [1].


1. Этимология

Психическое - производное от психея или психика. Слово в нашей стране вошло в научный обиход в XIX в. как синоним душевного. Последнее, плотно связано с богословием, было вытеснено в XX в. в годы господства коммунистического режима. По этой эпохи "психическое" употребляется как производное от "психика". Если быть точным, оба слова являются кальками д.-гр. ψυχικός или фр. psychique (значение одинаково - душевное, духовное).


2. Подходы

В материалистическом мировоззрении психическое означает внутренний субъективный мир живого существа, доступен для изучения в своих внешних проявлениях. В этом случае пользуются термином психика, а П. сводится к индивидуальным и коллективным явлений, которые исследуются методами психологии. В непосредственном опыте, это - знакомые каждому образы, смыслы, П. процессы (речь, мышление, воображение, ..) состояния и свойства.
Близким к этому пониманию "психического" является слово психологическое, которое обозначает все, что может интересовать Ψ науку.

В метафизической традиции П. понимается как особая сущность, характеризующаяся произвольным движением и чувством ( Аристотель, "О душе") или мышлением (в трудах Декарта душа тождественна его понятию "сознание").
Оба мыслителя рассматривали отношения психического и телесного, и по-разному его видели. Для первого душа - принцип существования всего живого, энтелехия живых организмов. Второй [2] видит сознание как отдельную субстанцию, наряду с материей, способность к ощущению и переживания заложена в живом теле, выше же проявления П. (познания, мышления) присущи только человеку. В метафизике проблема природы П. является составной основного вопроса философии.

В философско-религиозной и идеалистической традиции распространены понятия: психическая (или душевная) субстанция, психическое бытия, мир души и ряд подобных. П. рассматривается в отношении к телесному, с другой стороны к духовному [3]. Общим в произведениях этих направлений является то, что индивидуальная психика связана с всеобъемлющим идеальным началом (абсолютные идеи Платона, дыхание Божий Книги Бытия), а тело является лишь временным (для земной жизни) инструментом души.


3. Психофизическая и психофизиологическая проблема

Вопросы психического возникает в рамках ключевых (в частности, для Ψ науки) проблем.
Независимо от сферы исследования и мировоззренческих установок авторов, любое учение гуманитарного цикла наук вынуждено рассматривать два отношения:

  • объективной (предметная, пространственная) и субъективной (внутренняя, психическая) действительности,
  • телесного (функции мозга) и духовного (психическая деятельность и ее плоды) начала человека.

Психофизическая проблема встала уже две с половиной тысячи лет назад в трудах античных авторов [4]. Созданное с позиций гилоизму учения Гераклита "О природе", материализм Демокрита и идеалистическое учение Платона рассматривали связь внешнего мира вещей и души человека.
Не менее древней выглядит психофизиологическая проблема.
Одним из выдающихся исследователей обоих вопросов можно считать Картезия. Концепция психофизического параллелизма, предложенная в рамках дуалистического учения декартова ученика Мельбранша, "решала" проблемы путем взаимного отчуждения психического и телесного. Как отдельные самостоятельные сущности, они наделялись независимым существованием и собственным законам; не могли быть сведены или выведенными друг из друга. Нефизическая душа способна влиять на материальное тело - вот и вся возможная их взаимодействие, по Декарту [5]. Конечно, такое понимание не было удовлетворительным и неоднократно критиковалось.
Важным выводом из рассмотренных проблем является нерешенность таких вопросов как:

  • возможность / невозможность построения объективного исследования психического [6];
  • принципов построения практик в сфере психического (учеба, работа, терапия);
  • мировоззренческие установки как для научного деятельности, так и жизнедеятельности в целом.

Касательной к вышеупомянутых проблема психогнозису, т.е. достоверности знания по психической реальности.


См.. также

Источники

  1. Украинская психологическая терминология: Словарь-справочник. Под ред. М.-Л.А. Чепи. - М.: ГП. "Информационно-аналитическое агентство?, 2010. - 302 с. ISBN 978-617-571-040-0.
  2. Очерк исории Ψ М.Г.Ярошевского
  3. см.. А.Е. Лихачев ДУХОВНО-нравственная ЖИЗНЬ В категориях ПСИХОЛОГИИ
  4. А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский ОСНОВЫ теоретической ПСИХОЛОГИИ, М.: ИНФРА-М, 1998
  5. Психология. Словарь-справочник. Р.С. Немов, - М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Т. 2, с. 170.
  6. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. ПРОБЛЕМА объективно МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ "Вопросы философии". 1977, № 7, "Постнеклассическая психология". 2004, № 1