Психолингвистика

Психолингвистика - это наука о речевую деятельность людей в психологических и лингвистических аспектах, в частности экспериментальное исследование психической деятельности субъекта в усвоении и использовании языка как организованной и автономной системы. Ведь значение любого знака заключается прежде всего в активизации когнитивных процессов индивида.

Цель психолингвистики - описание и объяснение особенностей функционирования языка и речи как психических феноменов с учетом взаимодействия внешних и внутренних факторов социально-культурной деятельности личности.

В фокусе внимания психолингвистики - индивид в коммуникации. Одним из основных положений психолингвистики как когнитивной дисциплины является когнитивная обработка информации, поступающей из органов чувств, которая происходит на основе сложившихся у индивида ментальных репрезентаций.

Психолингвист занимается не только речью субъекта в нормальном состоянии, но и в состоянии эмоционального напряжения, измененном состоянии сознания, патологических психических состояниях. [1]

Т.Е. Харли предлагает определять психолингвистике как науку о психологических процессы, обусловливающие функционирование языка, в частности понимание, порождение, запоминания языка [2]. А. А. Леонтьев вводит толкования психолингвистики как науки, изучающей, с одной стороны, соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, а с другой, - личности с языком как основной составляющей частью образа мира человека [3].


1. Основные задачи

Основными задачами психолингвистики как когнитивной науки является исследование:

  • процессов планирования речи;
  • механизмов и процессов восприятия, интерпретации, понимание и порождение речи;
  • структуры и системы представления знаний индивида и стратегии их использования для когнитивной обработки дискурса;
  • механизмы усвоения и овладения языке в течение развития ребенка;
  • проблемы билингвизма, перевода и механизмы овладения иностранным языком.

Наиболее распространенными методами психолингвистики является Психолингвистический текстовый анализ (ПЛТА) Семантический дифференциал (СД), Свободный Ассоциативный Эксперимент (ВАЕ) Интент-анализ (ИА), Контент-анализ (КА), Семантический Радикал (СР), Интроспективный анализ (ИНТРА).


Примечания

  1. Засекин Л.В., Засекин С.В. Введение в психолингвистики. - Харьков: Нац. ун-т "Острожская академия", 2002. - 168 с.
  2. Harley, TA The Psychology of Language: From Data to Theory. - NY: Psychology Press, 2008. - 602 p.
  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 2005. - 288 с.

Литература

  • Засекин Л.В., Засекин С.В. Психолингвистическая диагностика. - М.: РИО "Башня" Вол. нац. ун-та им. Леси Украинский, 2008. - 188 с.