Надо Знать

добавить знаний



Психология



План:


Введение

Греческая буква Пси - символ психологии

Психология (от греческого ψυχή (psych) - душа, дух; λόγος (logos) - учение, наука) - наука, изучающая психические явления ( мышления, чувства, волю) и поведение, объяснение которой находим в этих явлениях.

Психическое - философская категория, отражающая явления как человеческого, так и животного, даже растительного мира. Зоопсихологию, которая исследует явления элементарной психики, поведения, познавательных процессов у животных, относят как к психологическим, так и в биологических наук. Когда идет речь о психике человека, присущие ему явления, следует помнить, что она структурно и качественно отличается от своих эволюционных предшественников.

Психологическое знание развивалось с доисторических времен в магической и мифологической традициях. Впервые как отрасль научного знания психология предстает в философских учениях античных мыслителей. В работах европейских, арабских философов и медиков разрабатывались следующие вопросы: природа восприятия, структура психики, природа аффектов, психосоматика, процессы мышления, природа снов и грез, природа взаимоотношений ( любовь, дружба, родство) и другие. До сих пор значительное влияние на научные представления о душе, психический мир производит развитие смежных наук (медицина, педагогика) и человеческих практик (искусство, религия, управление), которые, в свою очередь, пользуются из достижений психологии.
Психическое (его природа, границы, принципы существования) все еще ​​terra incognita для научного знания и постоянно становится пространством спекуляций и мистификаций со стороны шарлатанов. Психическое остается также в фокусе внимания религий, утверждают его универсальность и примат относительно физического мира. Психическое является уникальной областью, в которой живем все мы; независимо от возраста, пола, профессии, образования - каждый из нас "психологом" на бытовом уровне.

Психологическое знание является основой специфических практик. Традиционно прикладной психологией называют отрасли науки ориентированы на применение психологических знаний в конкретных сферах деятельности (музыкальная, политическая психология, психология образования или работы); практическая психология - это отрасль знаний и исследований относительно форм и методов использования психологических знаний специалистами-психологами (консультантами, тренерами). Практическая психология включает в себя психодиагностику, консультирование, коррекцию.


1. Употребление термина

Памятник Марку Марулич в Загребе

Слово психология появляется в XVI веке [1]. Впервые употребленное в названии книги, не сохранилась, но упомянутая в списке работ хорватского гуманиста Марка Марулич (1450-1524). Признание срок приобрел благодаря трудам Кристиана Вольфа (1679-1754) Psychologia empirica и Psychologia rationalis, упомянутых во французской Энциклопедии.
Сегодня, кроме названия системы научных знаний, слово психология и его производные употребляются в отношении широкого спектра бытовых, профессиональных, социальных явлений:

  • в быту психологией называют мир переживаний, мотивов, отношений, то есть то, что является предметом психологической науки и описывается категорией психическое;
  • учебная дисциплина психология преподается во всем мире как будущим психологам, так и студентам смежных дисциплин. В Украине с 1998 года психология входит в учебную программу средней школы;
  • о психологизме, говорят в случаях, когда психологией объясняют явления и факты (термин распространен в искусство-и правоведении)
  • на рынке услуг присутствуют предложения психологических тренингов, тестов, консультаций - практик, часто не имеют научной основы, но "используют бренд" .

2. Научный аппарат

За полтора века, с тех пор как психология начала самостоятельное существование, идут по основным положениям науки.
Определение ее предмета различными школами отражало не только мировоззренческие, методологические установки исследователей, но и носило идеологический характер, как в случае с советской наукой. Там психология должна бороться за выживание, ведь определение психики как функции мозга было "утверждено и освящено" КПСС. В то же время существовала психофизиология, которая изучает функции мозга, с другой стороны, в прокрустово кровать не помещались исследования, например, содержания субъективных переживаний, закономерностей психических образов, никак не объясняются химическим составом нейрогормонов или особенностями прохождения нервного импульса.
Несколько иными были проблемы ученых Европы и США. Здесь все большее влияние приобретал позитивизм, который ставил под сомнение научность методов описательной и структурной психологии. Послушным откликом на критику стало появление поведенческой психологии, которая провозгласила сознание пережитком схоластической науки и нивелировала смысл психологии как науки о человека во всей сложности и неповторимости последней. На другом крыле появились маргинальные течения, отвергавшие научные методы, провозглашая психологическую теорию и практику сферой "свободного искусства".

На сегодня компромиссным выглядит следующее определение:
Психология - наука о совокупности психологических явлений и поведение человека, высших животных, объясняется на основе этих явлений [2].
Итак, объектом науки является человек, существо наделено сознанием и внутренним субъективным миром (изучение животной психики принадлежит, главное, биологическим наукам и в психологии такие знания используются в качестве материала для сравнения).
Коротким определением предмета науки могло быть "психика" или "психическое", однако это было бы неверным, слишком обширным. Категория психического рассматривается философской онтологией, а с такими продуктами психики как человеческие отношения, творчество имеют дело социология и искусствоведение.
Специфическим для психологии является исследование психических явлений, которые управляют деятельностями и отношениями человека.

Базовыми категориям отечественной психологии (по определению Петровского и Ярошевского [3]) являются:

эти три категории присущи многим живым существам, а последующие является специфически человеческой:

Причем три последние имеют особый статус мета-и екстрапсихологичних, как, описывающих сложные формы психической реальности, рассмотрение которых даже выходит за рамки психологии. Всего авторы предлагают 24 категории, которые, по их мнению, "формируют каркас психологического познания".

Задачей психологии наряду с изучением психологических фактов и закономерностей, является установление механизмов психологической деятельности. Это означает изучение работы конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс. Здесь психология сталкивается с рядом наук медициной, физиологией, биофизикой, биохимией, кибернетикой и др..
Среди задач науки:

  • изучение индивидуальных качеств, закономерностей и путей их формирования в современных условиях;
  • изучение влияния ведущей деятельности на психику человека, межличностные и межгрупповые отношения;
  • определение психологических средств воздействия коллектива на личность и способов защиты от таких воздействий;
  • установление закономерностей динамики работоспособности;
  • определение мер и средств психологического комфорта для работы и жизни;
  • определения информативных методов диагностики и психокоррекции;
  • изучение закономерностей психологической подготовки.

2.1. Методы психологии

Метод - это совокупность приемов или операций, которые нацелены на решение конкретной задачи.

Основные познавательные методы психологии

  • наблюдение и самонаблюдение
  • эксперимент
  • психодиагностические методы

Методы активного психологического воздействия:

  • психологическая консультация
  • Психологическая коррекция
  • психологический тренинг
  • психотерапия и реабилитация

2.1.1. Методы психологической теории

2.2. Методы некоторых психологических практик

3. История развития психологических знаний

Принято говорить об истории психологии в контексте западной культуры, хотя научная мысль арабского мира, Индии, Восточной Азии имеет свои давние традиции и несомненные достижения в теории и практиках психической деятельности.
Существует несколько подходов к периодизации развития психологии [4]. Как наука, в современном позитивистском смысле слова, сформировалась в конце XIX века, когда в 1889 году начала работу основана В. Вундтом (1832-1920) в Лейпциге лаборатория экспериментальной психологии. Из названной точки зрения, исследования прошлых тысячелетий является предысторией науки".
Отечественная традиция в этом вопросе отмена от западной. М. Г. Ярошевский (1915-2001), А. Роменец (1926-1998) и другие историки психологии хотят видеть свой ​​предмет в широких временных рамках, поэтому их работы носят названия "История психологии древнего мира и средних веков", " История психологии эпохи Возрождения "и другие.

Итак, первые учения и практики психической деятельности возникали в доисторические времена, в рамках магической традиции и анимистических культов. На протяжении тысячелетий люди мыслили психические явления как проявление души, составляющей человеческого существа, которое управляет телом. Такой взгляд присущ современным религиозным и идеалистическим течениям, которые провозглашают душу нематериальной сущностью человека.


3.1. От древности до XIX века

3.1.1. Античная эпоха

В античные времена психология возникла и развивалась как учение о "душе". Первые древнегреческие философы придерживались материалистических взглядов на природу души.

Гераклит (около 540-480 гг. н.э.) учил, что "душа" материальная и представляет собой одно из преходящих состояний вечно движущейся и вечно меняющейся первоосновы материального бытия - огня.

Демокрит (около 460-370 гг. н.э.) считал, что "живое существо отличается от неживой главным образом двумя свойствами - движением и чувством. Он утверждал том, что "Душа есть подвижный начало "," есть особого рода огонь и теплота "и состоит из шарообразных, огненных, легко подвижных атомов - мельчайших, неделимых частиц материи. В отличие от Гераклита он отрицал бессмертие "Души" : "душа, - учил он, - смертная, она уничтожается вместе с телом".

Согласно учению Лукреция, "душу" человека нельзя рассматривать как нечто бестелесное: такое утверждение неверно, так как бестелесной может быть только одна пустота: все остальное состоит из материальных атомов. Источником познания является чувственный влияние вещей на телесную "Душу" человека. При этом всякое внешнее воздействие вызывает ощущение : для этого она должна достичь определенной силы.
Например, процесс восприятия он рассматривает так: от внешних предметов отделяются материальные, очень малы по размерам эйдосы, которые влияют на органы чувств, а через них и на более глубокие части "Души". В результате этого человек и получает образ предмета который на нее влияет. В процессе восприятия постоянно происходит уточнение и сверка согласно непрерывных воздействий от внешних предметов. Эти материальные образы, полученные "душой", сохраняются после прекращения восприятия, причем образы подобных вещей как бы накладываются один на другой, их индивидуальные особенности при этом стираются, они приобретают общего, превращаясь в понятие вещей.

Наряду с материалистическим в античной философии возник и получил развития идеалистическое направление во взглядах на природу "души".

Наиболее ярким выразителем идеализма в древнегреческой философии был Платон (427-347 гг. н.э.). Он учил, что "душа человека нематериальна и по своей природе является ни чем иным, как" идеей "- бессмертной духовной сущностью, только на время земной жизни она соединяются с телом. Душа совершенно отлична от тела и содержащейся в нем, как в темнице. До своего воплощения "душа" живет в особом занебесном "мире идей", куда она и возвращаются после земного существования. По учению Платона, мир идей, в противоположность миру вещей, представляет собой подлинную реальность, кстати же является лишь смутными отражениями идей.

В противоположность Платону Аристотель (4 век до н. н.э.) утверждал, что "душа" человека, будучи нематериальным, неразрывно связана с телом. Аристотель рассматривал "душу" идеалистически, как "форму", в которую воплощается материя в человеке. Тело человека, будучи материальным, представляет собой лишь пассивное начало. Само по себе оно никак и ничем не может себя проявить. Активным началом в человеке является его "душа", которая управляет всеми жизненными проявлениями тела: без "души" тело не могло бы существовать, и в нем не могли бы возникнуть никакие процессы.

Весомым вкладом в развитие психологических знаний античного периода считается наследие Аристотеля. Его трактат "О душе" содержит обзор и критику современных ему представлений о предмете науки. Он раскрыл роль механизма ассоциации в познавательных процессах. Ему принадлежит учение о трехуровневой иерархии способности психики (в широком смысле, как растительная, животная и специфически человеческая психика с присущими именно ей качествами), о формировании характера, о видах мышления ("практичный" и "теоретический" разум), о возрастных особенностях развития и др.. А главное, примененные им принципы системности, детерминизма и развития, стали ориентирами для последующих исследователей, являются ли они актуальными сегодня.

Среди достижений периода античности

Дальнейшее развитие античной традиции происходило в тяжелых условиях становления монотеизма в Византии, средневековой Европе и в арабских просторах Халифата. Считается, что именно арабские ученые спасли античный духовное наследие во время, когда Европа страдала от варварства и религиозного фанатизма. Развивалась теория восприятия ( Ибн ал-Хайсам, известный также как Альхазен), исследование природы души (Ибн Рушд или Аверроэс), медицинская психология, в частности, влияние аффектов на состояние организма (Ибн Сина или Авиценна). В IX веке в марокканском Фесе работала психиатрическая клиника [6].


3.1.2. Средневековья и Возрождения

Богословские трактаты и проповеди Средневековье содержали некоторые идеи из античности. В частности, учение о рефлексии, типология и иерархию психических явлений Стагирита, учение неоплатоников. Благодаря Каролингского возрождения и общению с арабским миром, найдены и спасены списки некоторых античных первоисточников.
Вместе с тем, церковь указывает задачей ума доказательства существования Бога, а методом - исследование Священного Писания. Існує гіпотеза [7] про походження з цих юдейсько-християнських студій сучасного поняття особистості.

Нова епоха, Відродження, руйнує деякі інститути середньовічного суспільства, які утискали людську особистість (цехова, феодальна структура), а перш за все, вносить зміни в педагогічну практику, що доти базувалась на схоластичній традиції та підносить інтерес до античного спадку.
На межі XV-XVI ст. вперше у друці з'являється слово "Психологія", в працях відомого магдебурзького професора філософії Р. Гокленіуса і його учня О. Гасмана


3.1.3. Новое время

За Нового часу психологія продовжує свій розвиток у межах філософських систем Рене Декарта, Лейбніца, Локка, Ґартлі та інших. Для этого периода характерно проникновение в гуманитарное знание концепций и законов естественных наук.
На українських теренах вивчення психології розгортається в Києво-Могилянській Академії. Курс цієї науки читав І. Ґізель (1600-83), професори Академії Л. Баранович (1620-93) та Й. Ґалятовський ( 1688) приділяли їй увагу в своїх творах, спираючись на філософію Арістотеля в її схоластичній інтерпретації. У 1868 році Климентій Миколайович Ганкевич видав перший підручник "Психологія", а в 1874 - "Короткий нарис психології для ужитку в школах середніх". Климентій Ганкевич викладав психологію у Чернівецькому університеті і в нього навчався Іван Франко, щоб докінчити студії перервані арештом. У Львові Іван Франко навчався у ще одного відомого психолога - Юліана Охоровського, котрий у 1889 році організував Перший Міжнародний Конгрес Психологів.

Досягненнями періоду XVII-XVIII ст можна вважати:

Философский эмпиризм XVIII ст. провозгласил действительным только то, что дано в непосредственном чувственном опыте. Такая установка заставляла искать объективные основы психических процессов, а в методологическом плане - отступить от привычного созерцания на пользу экспериментов. Врач Кабанис (1757-1808), Иржи Прохазка, Ф. Мажанди и Ч. Белл (см. Белла-Мажанди закон), Франц Галль (1758-1829), физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) проводили первые анатомо-физиологические и экспериментальные исследования нервной системы. Ими выяснены особенности строения и функционирования рефлекторной дуги, головного и спинного мозга. Сделанный ими вывод о локализации протекания психических процессов в головном мозге живого организма остается неоспоримым сегодня.

На протяжении XVIII-XIX веков активное развитие получила ассоциативная психология, Ассоциация рассматривалась в механистическому смысле как сочетание, соединение элементов в единое целое. Ассоциативная психология по-своему стремился построения объективного метода. Ее представитель, Джон Стюарт Милль (1806-1873) надеялся создать что-то вроде таблицы душевных элементов: ощущений, мыслей и мотивов, - а плодами их комбинирования представлял всю совокупность психических явлений. Кроме того, он предложил концепцию психологизма, согласно которой все явления культуры и общественной жизни (воспитание, право, политика, искусство и т.д.) должны рассматриваться сквозь призму психологических законов. Психология в рамках его учения выступила как самостоятельная отрасль научного знания.


3.2. Развитие психологии в конце XIX - начале XX вв.

Следует признать, что своими предыдущими достижениями психология должна благодарить интуиции и умозаключения на основе наблюдений, интроспекции. Применение научных (в современном смысле) методов было спорадическим.
Фон, на котором происходило становление современной психологии, определяли следующие тенденции:

  • продвижение позитивистской методологии, требовавшей применять объективные методы естественных наук в любых, в т.ч. общественных и гуманитарных исследованиях;
  • развитие эволюционной теории, которая, во-первых, поставила вопрос о происхождении психики современного человека, во-вторых, фактически зтерла разницу между человеком и животным;
  • накопление эмпирического материала, который нуждался специфических психологических теорий, прежде всего, в медицине (лечение неврозов), физиологии (изучение органов чувств), педагогике, этнографии и др..

Сама психологическая наука переживала кризис в связи с отказом от мышления души исключительно как сознания и введением экспериментальных методов исследования.


3.2.1. Физиологические школы

3.2.2. Психоанализ

3.3. Развитие психологии в XX в.

3.3.1. Советская психологическая традиция

3.4. Развитие психологии в Украине

3.5. Современное состояние психологической науки

4. Отрасли психологии

Отрасли психологии


5. Психология и массовая культура

5.1. Изобразительное искусство

5.2. Кинематограф

5.3. Художественная литература

На современной литературе сильно отразились влияния таких психологов как З. Фрейд и К. Г. Юнг. Это и неудивительно, ведь у них или их учеников консультировались выдающиеся писатели ( Герман Гессе). Некоторые психологи сами брались к изящной словесности как Виктор Франкл и Ирвин Ялом.

Американский психолог-практик Ирвин Ялом является автором популярной серии книг, жанр которых он определил " психотерапевтическая новелла" . В них профессионально, подробно, часто иронически изображены процессы консультирования, диагностики и терапии; обозначены различия между современными подходами решения психологических проблем; змавльована "кухня" американской медицины и психотерапии со всеми достоинствами и недостатками.

Фантастика

  • цикл "Фонд" Айзека Азимова прогнозирует появление науки психоистория, которая обобщит данные психологии масс, создаст математические модели для описания, анализа, а главное - прогноза поведения народов и развития всего человечества.
  • Валерий Генкин и Александр Кацура в романе "Завещание беглеца" рассматривают принципы развития биороботов с человекообразной, но преобладающей человеческие возможности психикой. Интересен вывод писателей-ученых: "надинтелекту" присуща "надсовисть".

См.. также

Примечания

  1. См.. "Психология" - uk.wiktionary.org / wiki / психология в Викисловарь
  2. Психология. Словарь-справочник. Р. С. Немов, - М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Т. 2, с. 150.
  3. [1] - psylib.org.ua/books/petya01/index.htm А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский ОСНОВЫ Теоретической ПСИХОЛОГИИ
  4. Общая психология. - www.info-library.com.ua/books-book-113.html Учебное пособие / Вари Н. И. - 2-е выдан., перераб. и доп. - М.: "Центр учебной литературы", 2007. - 968 c., Раздел 1.1
  5. М. Г. Ярошевский ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины XХ в. М., 1996 - psylib.org.ua/books/yaros01/txt02.htm # s2
  6. [Ibrahim B. Syed, "Islamic Medicine: 1000 years ahead of its times", Journal of the Islamic Medical Association, 2002 (2), p. 2-9.]
  7. "Догматическое богословие" - www.prytyska.kiev.ua/content/view/518/30/ Лосский Владимир Николаевич

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам