Пуйо (государство)

Пуйо на карте Кореи и Китая.

Пуйо ( корр. 부여 (夫 余) ) - Протогосударство или союз племен с элементами государства, возникшего в бассейне реки Сунгари с центром в районе современного Харбина в Северо-Восточном Китае.


1. Название

Название "Пуйо" интерпретируется по-разному. По одной из теорий слово Пуйо восходит к тунгусского слова bы-уи, что означает "олень", что соотносится с названием гор, у подножия которых жили пуйосци. Китайской эти горы называются "Лушань", т.е. "Оленьи горы". По другой теории слово Пуйо родственное корейском слову поль, что означает "равнина": пуйосци жили на равнинной местности.

2. История

Сохранилось не так много сведений по истории Пуйо. Впервые слово Пуйо в значении населения Северо-Восточного Китая упоминается в связи с событиями IV в. до н. э. и зафиксировано в "Исторических записках" Сыма Цяня. Протогосударство Пуйо сформировалась ко II-I вв. до н. э. Правители Пуйо в то время именовались ванами.

В 49 г. н. э. ван Пуйо отправил в Китай династии Поздняя Хань ( 23 - 220 года) посла, после чего между Китаем и Пуйо установился ежегодный обмен посольствами. В 111 году ван Пуйо послал в военный поход 7-8-тысячное войско в китайский округ Наннан. В 120 году известный ван Пуйо Вигутхе отправил своего сына в Китай для представления к императорскому двору, а в 122 году лично возглавил войско, посланное в округ Хьонтхо для усмирения местного населении.

Однако Пуйо постоянно становился объектом нападений из-за своего географического положения. Пуйо было первой "буферной" Протогосударства, располагавшейся между кочевыми племенами на северо-западе, Китаем и Корейским полуостровом на юге и юго-востоке. В III в. н. э. сильнейший удар по Пуйо нанесли племена сяньби. Набеги сяньби повторялись неоднократно. Пуйо терпело поражение за поражением. Ванны кончали жизнь самоубийством. Племена сяньби захватывали множество пленных, иногда до 50000 человек за один поход. Поэтому, когда в 494 году Пуйо было присоединено к корейского государства Когуре, это уже была бедна территория с крайне ослабевшей центральной властью.


3. Административно-политическое устройство

По сообщениям из истории китайского княжества Вэй - "Вэй чжи", известно, что у вана Пуйо был королевский дворец или что-то подобное ему. При захоронении ванов использовали Яшмовый гроба, и часто могли прятать до 100 человек "прислуги". Все это свидетельствует о могуществе вана. Однако власть его не была абсолютной, и в управлении Пуйо была достаточно велика роль глав родоплеменных союзов, которые проживали на территории Пуйо.

При наследовании власти "Престол" или передавался законному сыну, или собрание глав родоплеменных союзов выбирали другой вана. Причин для переизбрания верховного правителя могло быть множество. По тогдашним представлениям, если в стране произошли разрушительные бедствия, например, засуха или наводнение, или неурожай, то причиной всему был ван, "плохо" осуществлял связь земного мира с небесным или по тем или иным причинам был просто неугоден Небесам. В таком случае выбирали нового вана, а старого могли умертвить, если его вина представлялась очевидной.

Китайские хроники сообщают, что при "дворе" ванов были сановники. Однако это не позволяет говорить о развитом государственный аппарат. Причиной для такой оценки служат наименование "должностей", такие, как, например, уга, мага, куга т.д. "В" означает "корова", "ма" - "лошадь", "ку" - "собака". Существует точка зрения, которая утверждает, что такие названия "должностей" указывают на род занятий населения Пуйо. Также возможно такие "должности" связаны с родоплеминимы отношениями и, возможно, обозначающие животных-тотемов рода, глава которого находился при "дворе" вана.

В Пуйо существовал свод законов, напоминавший чосонський :

  1. убийца карался смертной казнью, а его родственники обращались к рабам,
  2. вор должен был возмещать материальный ущерб потерпевшему.

Население Пуйо, главным образом крестьяне, среди которых были как богатые, так и бедные, проживало в поселках имнак. Бедных было большинство. Крестьяне платили налоги и выполняли трудовую повинность. Иногда по призыву глав "сильных семей" (родоплеменных объединений) они могли участвовать в боевых действиях. Таким образом, если верить сообщениям источников, в Пуйо сформировались элементы раннефеодального государства дальневосточного типа.


4. Культура

Жители Пуйо, населявших маньчжурские степи, занимались в основном земледелием. Их обычаи и традиции описаны в хрониках Сань го Чжи. В культуре прослеживаются элементы тотемизма, существовал культ Неба, а также человеческие жертвоприношения на похоронах вождей. Социальная структура для того времени была достаточно развитой.

4.1. Язык

Язык Пуйо, наравне с языками Когуре, Пэкче и японскими языками входила в обособленную языковую семью, родственную алтайской языковой группе.

Язык Пуйо практически не сохранилась, исключая небольшой набор слов, однако известно, что она была похожа на языки Кочосону, Когуре и восточного Окчо.

5. Наследие

В 1930 -х годах китайский историк Цзинь Юйфу разработал линейную модель родства народов, населявших Маньчжурию и северную Корею от королевств Пуйо, Когуре и Пэкче в современной Кореи. На основе этих данных, была разработана модель влияния народов друг на друга в этом регионе [1].

Когуре и Пэкче, две из трех корейских государств, считали себя преемниками Пуйо. Король Онджей, основатель Пэкче, считается сыном короля Тонмьонсона, основателя Когуре. Пэкче официально изменило имя на Намбуе ( корр. 남부 여, 南夫 余 "Южное Пуйо") в 538 году.


Примечания

Источники

  • С. А. Курбанов История Кореи. С древности до начала XXI века. - Москва: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. - 680 с. - ISBN 978-5-288-04852-4