Надо Знать

добавить знаний



Пусть Михаил Иосифович



 Пусть Михаил Иосифович родился 15 июня 1946 г. в с. Лютовиськах Старо-Самборского района Львовской области. Этномузыколог, заведующий и ведущий научный сотрудник отдела етномузикологии ИИФЭ им. М. Рыльского НАН Украины, профессор кафедры музыкальной фольклористики НМАУ им. П. Чайковского, лирник и бандурист, автор более сотни научных и публицистических статей по проблемам музыкальной регионалистики, етноорганологии и кобзарознавства, трех монографий, CD "Украинская лира" (украинском, английском и польском языках - 1999), рецензий и аннотаций к диссертациям, книг , аудио-и мультимедийных публикаций. 

В 1953 году поступил в Лютовиськои начальной школы, после окончания которой учился в 5-м классе буковской семилетки, а в 1958 году в связи с переездом семьи в г. Самбор стал учеником 6-б класса Самборской СШ № 1, после окончания восьмого класса в 1961 году поступил в Самборского культурно-просветительное училище.

 Окончил музыкально-педагогический факультет Дрогобычского государственного педагогического института (теперь-педагогического университета) им. И. Франко (1969, хоровое дирижирование - класс доц. Кулешка Я. П., скрипка - класс доц. Сорокера Я. Л., вокал - класс доц. Базиликута Б. А., музыкально-педагогическая практика - Жирный С. М. , дирижерская практика - А. И. Цигилик, дипломная работа - рук. Ивашкевич И. О.). Начиная с 1966 г. по 1982 г. преподаватель скрипки и симфонического оркестра Дрогобычской детской музыкальной школы, с 1969 г. по 1971 г. - дирижер-хормейстер Заслуженного ансамбля Прикарпатья песни и танца "Верховина" (Львовская областная филармония), с 1971г. по 1982 г. - руководитель самодеятельных хоров и оркестров в Дрогобыче, а с 1982 г. по 1989 г. на Васильковщине и г. Броварах Киевской области. С 1989 по 1992 г. - заведующий отделом фольклористических исследований украинской-Канадского совместного предприятия "Кобза", а с 1992 г. - президент-директор украинской экспериментальной лаборатории фольклора, составитель аудиозбиркы "Традиционная музыка украинская" (1990-1997 г.г.) , научный редактор мультимедийного проекта ОО "Арт Экзистенция" - "УЕЛФ" под названием "Моя Украина. Берви "(2000 - 2011). Кандидат искусствоведения (1990), научный сотрудник (1990), заведующий Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкальной этнографии, преподаватель (1993), доцент (1999), докторант (2002 - 2005), профессор (2007) кафедры музыкальной фольклористики Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского по специальности "Етноорганология" и курса "Инструментальный фольклор", член Киевского кобзарского цеха (1988), Союза кобзарей (1999) и Союза композиторов Украины (2004), старший (2005) и ведущий (2010) научный сотрудник ИИФЭ им. М. Рыльского НАН Украины, регулярные выступления с научными докладами и концертами в Украине и за рубежом, на радио и телевидении. Колесной лирой и реконструкцией традиции украинских лирников занимается с 1987 г., старосветской бандурой - с 1992 г. Кроме научной и концертной деятельности практикует также стихийные формы кобзарства на улицах и под церквами. 

Среди учеников-выпускников М. Хая - директор Львовской государственной филармонии В. Сивохип, руководитель детского хора церкви Св. Троицы в Дрогобыче Н. Бунь, директор консерватории Н. Томинець (Португалия), руководитель семейного капелле Кондратенко во Львове Н. Благодир-Кондратенко, концертмейстер оркестра Национального музыкально-драматического театра им. М. Заньковецкой В. Ковальчук, солист и музыкальный руководитель капелле "Надобридень" С. Охримчук, солист группы Украинской старинной музыки "Хорея казацкая" Д. Перцев, руководитель фольклорного ансамбля "Божичи" И. Фетисов (дипломная работа), руководитель группы "Бытие "А. Бут (магистерская работа), солист капелле" Надобридень "Ю. Шевченко (дипломная), м. н. с. отдела етномузикологии ИИФЭ им. М. Рыльского В. Атаманчук, дипломники Г. Стефурак и А. Мартич (Дрогобыч), В. Рева (Ровно), магистрантка В Ифан (Китай), диссертанты А. Богданова, В. Кушпет, С. Постольников (Киев), В . Чуркина (Харьков), Н. Ганудельова (Словакия) и др.. Оппонирование кандидатских диссертаций Б. Водяного (1994), Б. Яремка (1995) - второй оппонент, В. Ярмолы (2011) - первый оппонент, многочисленные рецензии, отзывы на авторефераты диссертаций, монографии, нотные сборники и т.д..

 Основатель вторичного фольклориста движения по научно-исполнительской реконструкции инструментальной традиции украинский (1992), научный консультант капелле аутентичной инструментальной музыки "Надобридень" (Киев) и других инструментальных групп и исполнителей-инструменталистов ("Бытие", "Гуляйгород" (Киев), "Родовид ", капелла семьи Кондратенко (Львов), фольклориста группа" ладканки "(Дрогобыч) и другие. В июне 2010 г. основал Львовский лирницкий цех и избран его Председателем (цехмайстра). Среди главных опубликованных работ: кандидатская диссертация" Народное музыкальное исполнительство Бойковщины " (1990 - научный руководитель - С. И. Грица), статьи: "Двопланова манера звукообразования в народных хорах". - Народное творчество и этнография. - 1978. - № 3. - С. 65 - 69; Коломыя в свадебном обряде бойков. - Народное творчество и этнография. - 1984. - С. 50 - 54; Музыкальные инструменты бойков. - Народное творчество и этнография. - 1988. - С. 21 - 29; лирницка традиция как феномен украинской духовности. - Банк. - 1993. - № 6. - С. 37 - 43; Традиционный инструментарий Полесья (к вопросу примитива в музыке). - Банк. - 1988. - № 16. - С. 104 - 113; Генезис и эволюция кобзарского инструментария в свете етиноинструментознавчои концепции Хоткевича . - Дивный Хоткевича. - Харьков. - 1998. - С. 117 - 126; Традиционные народные инструменты украинский в аспекте современного общественно-политического процесса. - Проблемы этномузыкологии. - Вып. 1. - М., 1999. - С. 167 - 179; Бойковские танки Козачков группы (Попытка структурного анализа) / / Музыкальный фольклор в системе обучения и воспитания молодежи. - М., 2000; Эмбриональные формы антифонно-полифонического мышления в современном колядницкую обряде бойков / / Традиционная музыка Карпат: христианские обычаи и обряды. - Ивано-Франковск, 2000. - С. 20 - 42; Етноорганология как предмет музыкальной украинистики: пути формирования и перспективы / / IV Международный конгресс украинистов. - Кн. 2. - Искусствоведение. - Одесса - Киев, 2001. - С. 462 - 472; Бойковский "Вертеп" в с. Волчье: к проблеме автентизму традиции / / Музыка и действие в традиционном фольклоре. - Львов. - 2001. - С.17 - 30; монография Музыка Бойковщины". - М., 2002; Сопроводительное инструментарий / / Украинская эпическая традиция. - AVE - 013-CD EXTRA. - АртЕкзист. - УЕЛФ. - М., 2003; Традиционная инструментальная музыка украинский. Жанровая классификация и современные жанрово-стилевые трансформации / / Проблемы этномузыкологии. - Вып. 2 . - М., 2004. - С. 92 - 109; Основные сферы формирования понятия этнического звукоидеал / / фольклориста тетради. - Вып. 7. - Луцк, 2004. - С. 103 - 118; Николай Лысенко - пионер и основатель етноорганологичнои школы в Украине / / Николай Лысенко и украинская композиторская школа. - К., 2004. - С. 39 - 48; Климент Васильевич Квитка - исследователь кобзарско-лирницкой и инструментальной традиции украинский / / Студии искусствоведческие. - Число 4 (8). Театр. Музыка. Кино. - К., 2004. - С. 38 - 43; Филарет Колесса - транскриптор и исследователь традиционной инструментальной музыки украинский / / Родина Колесси в духовной и культурной жизни Украины конца ХIХ - ХХ века. - М., 2005. - С . 208 - 213; Народная инструментальная музыка / / История украинской музыки. - К., 2009. - Т. 2. - С. 51 - 68; Проблема национального характера и автентизму в синкретических формах традиционной культуры / / Проблемы этномузыкологии. - Вып. 4. - К., 2009. - С. 12 - 22; Реформа отрасли етномузикознавства - насущная проблема государства / / Современные тенденции культуры и государственная и региональная культурная политика. - М., 2009. - С. 122 - 135; Рудименты сакральных первоначально -синкретических форм колядницких традиции на лемковско-бойковских окраинах украинской этнической территории / / Научный сборник Музея украинской культуры в Свиднике. - Ч. 25. - Свидник, 2010. - С. 242 - 251; Тарас Шевченко в контексте реалистичного и романтизированного взгляда на кобзарство / / Тарас Шевченко и кобзарство. - Львов, 2010. - С. 39 - 50; Синдром гармошкового кича как разрушителя традиционного украинского инструментализма / / Традиционная культура в условиях глобализации: современные социокультурные практики. - Харьков, 2010. - С. 210 - 220 (всего более 100 статей и докладов на научных конференциях, энциклопедиях, аудиокассеты, компакт-и мультимедийные диски и т.д.). 

Автор монографии-сборника "Музыка Бойковщины". - К., 2002, монографии и докторской диссертации "Музыкально-инструментальная культура украинская" (фольклорных традиция). - К. - Дрогобыч, 2007 (2011); монографии-сборника "Украинская инструментальная музыка устной традиции". - К. - Дрогобыч, 2011; учебных программ "Инструментальный фольклор", "Игра на традиционных музыкальных инструментах" для студентов музыкальных вузов, "Фольклорная практика" для студентов филологических факультетов "работает над монографией-сборником" Украинская инструментальная музыка устной традиции "и" Атласом украинских традиционных музыкальных инструментов " , разрабатывает курс "История и теория кобзарско-лирницкой традиции" и др.. О Х.: 1. Казаков Г.М., Оберюхтин и др.. Плюрализм оценок / / Музыка. - № 1. - 1991. - С. 14 - 15. 2. Кобец Анна. Душа народа живет в песне / / Самостоятельная Украина. - 1993. - Ч. 17. - С. 8. 3. Гамалей Н. Музыкальные маневры от Днепра до Сана / / Новая жизнь. - № 74. - 1994. - С. 3. 4. Черемский Кость. Михаил Хай / / Первый Всеукраинский смотр аутентичного исполнительства на традиционных кобзарских инструментах. - Харьков. - 1997. - С. 12. 5. Копылец Сергей. Украинский в Петербурге / / Вести из Украины. - № 13. - 1998. - С. 6 6. Nakonieczny Włodzimierz. Myhailo Hai. Ukrainian lira. - Warshawa. - 1999 7. Жеплинский Богдан. Пусть Михаил Иосифович / / Краткая история кобзарства в Украине. - Львов, 2000. - С. 177 8. Черемский Кость. Пусть Михаил / / Второй международный конкурс на украинских народных инструментах имени Гната Хоткевича. - Харьков. - 2001. - С. 24; 9. Малко Ромка. Балагур на распутье тысячелетий / / Украинское слово. - 2002. - Ч. 25. - С. 3, 10. Маркович Галина. Актуальный путеводитель (Отзыв на монографию-сборник Михаила Хая "Музыка Бойковщины". - М., 2002) / / Традиционная народная музыкальная культура Бойковщины. - Львов, 2003. - С. 135 - 139, 11. Пономаренко Елена. Пусть пишет, пусть играет. - Голос Украины. - 2003. - Ч. 129 (3129) -. С. 24, 12. Андрейчук Ирина. Лекарство от времени. - Зеркало недели. - 2003. - Ч. 33 (458), 13. Федун Ирина. Монография о музыке Бойковщины / / НТЕ. - № 1 - 2. - 2004. - С. 99 - 101, 14. Гончарук Валентин. Люди поймут / / Свобода истины. - 20. 06. 2006. - С. 12, 15. Гончарук Валентин. Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики / / Свобода истины. - 14 - 20. 09. 2006. - С. 12, 16. Михайлова Катя. Странстващият сляп певец пропитался въ фолклорната култура на славяне. - София, 2006. - С. 31,35, 271, 436 - 438, 445 - 447, фото № 58. 17. Андрейчук Ирина. Маэстро "Фолк" / / Киевские ведомости. - 02. 08. 2006. - С. 4; 18. Зотиков Алексей. Пусть будет! / / Украина молодая. - 23. 09. 2006. - С. 8 - 9, 19. Качор Галина. Инструментальная музыка украинский в научном пространстве / / Культура. Информация, Творчество. - № 2 (13). - 2007. - С. 8, 20. Пясковський Игорь. Новая инструментознавча монография / / Студии искусствоведческие. - № 4 (20). - 119 - 120, 21. Щербина Инна. Новая методология исследования украинской народной инструментальной традиции. - / / НТЕ. - № 2. - 2008. - С. 101 - 102, 22. Даглиг Петр. Знак возвращения передовой позиции украинской етномузикологии / / Студии етномузикознавчи. - М., 2008. - Ч. 4. - С. 131 - 132. 23. Водяной Б. А. Выход в свет монографии "Музыкально-инструментальная культура украинская (фольклорных традиция) / / www.tnpu.edu.ua/sclence/. 24. Федун И. На соискание Шевченковской премии. Пусть Михаил. Музыкально-инструментальная культура украинская (фольклорных традиция). - Киев - Херсон, 2011. - Изд. второе, исправленное и дополненное. - 559 с. / / https://docs.google.com/viewer. 25. Черемский К. На полку украинский етноинструментознавства. Отзыв -рецензия на книгу Михаила Хая "Музыкально-инструментальная культура украинская (фольклорных традиция)". - Киев - Херсон, 2011. - Издание второе, исправленное и дополненное. - 559 с. / / htt :/ / kobzarstvo.com / Default.aspx . с. 2. 26. Ганудельова Надежда. Новый сборник украинский ролик. Рецензия на фольклориста сборник Михаила Хая "Украинская инструментальная музыка устной традиции". / / Студии искусствоведческие. - М., 2011. - Ч. 1 - 2. С. 27 . Клененко П. | 25.01.2012 12:52. Концерты по случаю выдвижения Михаила Хая на соискание Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко. http://narodna.pravda.com.ua/nation/4f1fded77cd5a/. 28. Гнатюк Б. Михаил Пусть в программе "Тебе, Украина!" http://www.cultureua.com/29. Вавринчук М. В Стебнике Героев Крут упоминали под музыку лир / / Еженедельник "Каменщики / / http://www.kamenyary.info. 30. Маркович Г. Михаил Пусть "Надобридень": реконструкция национальной инструментальной аутентичности. По случаю номинирования книги Михаила Хая "Музыкально-инструментальная культура украинская" на Шевченковскую премию. http://djerela.com.ua/


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам