Пьер Боннар

Пьер Боннар

Пьер Боннар ( 3 октября 1867 - 23 января 1947) - известный французский живописец, постимпрессионист, большой мастер пейзажа, жанровых картин и натюрмортов, плакатной и книжной графики.


1. Биография

1.1. Молодые годы

Родился Пьер в парижском пригороде Фонтэн-о-Роз, в интеллигентной семье. Отец его, Эжен Боннар, служил в военном министерстве, старший брат был химиком, а младшая сестра - музыкантом.

Он сам с детства всячески интересовался древними языками и рисованием. Но по воле отца начал в Париже изучать правознавсто. Тем не менее, наряду с правом Боннар отлично искусство (по собственному призванию). Он посещает мастерскую Жюльен.

После окончания юридического факультета в 1888 году Боннар поступает в Школу изящных искусств. Все свои средства он тратил на оплату обучения в этой школе. В это время он подружился с Полем Серюзье, Морисом Дени, Полом Рансон. Вместе они создали группу "Наби" (от древнего еврейского слова "пророк"). Под влиянием творчества Поля Гогена молодые художники пытаются найти собственный стиль модерн. При этом он был близок к символизму, что отличала декоративисть формы живописи и председательство цветового пятна.

В 1889 году Боннар участвует в двух конкурсах - в Регистратуры и на Римскую премию в Школе изящных искусств. Обе попытки закончились неудачей. Тогда отец Пьера устраивает его на работу к своему знакомому - помощника прокурора. Но молодого Боннара уже мало интересует эта служба.


1.2. Творчество

Вскоре Пьер Боннар поступает в мастерскую известного театрального деятеля Люнье-По. Вместе с Серюзье он написал декорации к сатирической пьесы А.Жарри "Король Убю". Одновременно молодой художник производит и раскрашивает марионеток для кукольного театра, который был организован мужем его сестры, композитором Клодом террасе.

Первый успех к Боннара пришел в 1891 году, после победы в конкурсе плакатов, рекламировали шампанское. После этого появляются первые живописные работы. Здесь прослеживается увлечение Пьера японским искусством. Все нарисованные им картины в 90-х годах, даже портреты, больше напоминают декоративные панно: "М-ль Андре Боннар с собаками" (1890 год), "Буль где неж", "Женщина с зайцем" (1891 год). За свои увлечения японским Боннар получает шутливое фамилия "Наби-японец".

С середины 90-х годов Боннар знакомится с картинами импрессионистов, которые произвели на него значительное впечатление. После этого он более серьйозно начинает заниматься живописью. Это в первую очередь проявляется в литографиях "Некоторые черты парижской жизни" (1895 год), а также в книжной графике.

К Первой Мировой войны Пьер Боннар иллюстрирует многие издания - "Параллельно" Поля Верлена, "Дафнис и Хлоя", "628-Е-8" октава Мирбо, "Естественная история" Жюля Ренана и др..

Но главное место принадлежало все-таки живописи. "Бабушка с ребенком", "Ребенок ест вишни", "Молодая девушка круг лампы". Во многих из своих картин Боннар рисовал домашних животных - кошек, собак. В 1896 году в парижской галерее "Дюран-Рюэля" была организована первая персональная выставка работ Боннара. Здесь были пейзажи, жанровые картины. Большая часть работ была выполнена в темных тонах.

В начале нового века Боннар начинает отказываться от стиля рисовать в темных тонах. Интерес к свету и богатым возможностям цветовой гаммы приводит к тому, что Пьер больше рисует фигурные композиции на пленэре. В этом стиле он создает ряд портретов - Мезии и Фаддей Натансон, Е.Вюйара, Ж.Бессона и др.. Этот стиль, к которому прибавилось отход от нарочитой вычурности стиля модерн, наблюдается и в пейзажах - "Уголок Парижа", 1905 год, "Площадь Клиши", 1912 год, "Лето в Нормандии", 1911-1912 годы. В этих работах барьеры в виде столбов, парапета, колонн или арок создавали особый оптический эффект, будто отдаляя зрителя от изображенных предметов и событий.

В 1912 роцу Пьер Боннар покупает загородный дом в Верноне. здесь он рисует свою известную серию "Интерьеры". Художник экспериментирует с изображением окружающих предметов. Все интерьеры объединяет одно - итимнисть и безмятежность, проявление красоты в обычных вещах.

Все эти работы приносят славу Боннару. Он постоянно выставляет свои картины во многих галереях Франции, других стран Европы, США.


1.3. Последние годы жизни

В последние два десятилетия своей жизни Пьер Боннар все больше увлекается пейзажами и натюрмортами. Он переезжает в небольшой город Ле Канне, где покупает виллу "Ле Боске". Боннар пишет немало талантливых работ "Красные маки" (1926 год), "Балконная дверь" (1933 год), "Обнаженная в ванне" (1938-1941 годы).

С началом Второй мировой войны, особенно в 1940-1941 годах, условия жизни Боннара ухудшаются. Во время оккупации Германией Пьер вынужден был менять свои картины на еду. Между тем Боннар продолжает рисовать. Его любимыми красками становятся желтые, оранжевые и золотисто-серые тона. Все чаще он использует чистую белую краску. Именно ею Пьер Боннар пишет одну из последних своих картин - "Циркового лошадь" в 1946 году. За несколько дней до смерти Боннар закончил свию последнюю картину - "Миндальное дерево цветет".


2. Семья

В 1894 году Баннар знакомится с нарницею Марией Бурсен (известной под именем Марты где Мелиньи), которая вскоре становится его женой Но брак они смогли оформить только в 1925 году

Источники

  • Hyman, Timothy (1998) Bonnard. London: Thames & Hudson. ISBN 978-0500203101
  • Cowling, Elizabeth; Mundy, Jennifer (1990). On Classic Ground: Picasso, L?ger, de Chirico and the New Classicism 1910-1930. London: Tate Gallery. ISBN 1-854-37043-X
  • Fr?ches-Thory, Claire, & Perucchi-Petry, Ursula, ed.: Die Nabis: Propheten der Moderne, Kunsthaus Z?rich & Grand Palais, Paris & Prestel, Munich 1993 ISBN 3791319698
Викискладе по теме: Pierre Bonnard