Надо Знать

добавить знаний



П \ 'Премьер Корнель


Pierre Corneille 2.jpg

План:


Введение

Pierre Corneille 2.jpg

Корнель ( фр. Pierre Corneille ) - Французский драматург, "отец французской трагедии", один из создателей классицизма во французской литературе.

Родился в Руане в 1606 г., умер в Париже в 1684 г. Сын адвоката; детство провел в деревне, учился в иезуитской школе, потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако, интересуясь служебной карьерой. Творчество Корнеля отражала общественную борьбу в период становления абсолютизма.


1. Биография

Статуя П.Корнеля в Лувре

Корнель создал монументальную трагедию, в которой политические идеи абсолютистского государства - единство нации, наступление на феодальную анархию, укрепление власти монарха, приоритет гражданского и обязанностей перед частными интересами и личными пристрастиями - впервые воплотились в героических идеализированных образах, частью заимствованных из политической истории Рим.

1629 Корнель ставит свою первую пьесу - комедию "Melite". Впоследствии поставил ряд комедий, насыщенных, по тогдашней привычке, разными инцидентами: "Clitandre ou L'иnnосеnсе delivree" (1632) - трагикомедия, именно только резюме которой в Корнеля занимает 8 страниц, "La Veuve ou le Traitre puni" (1633), основана на недоразумениях и лживых признаниях, "La Galerie du Palais", "La Suivante", "La Place Royale".

Поездка в Париж (1633) ознаменовалась знакомством с кардиналом Ришелье и его политикой. С 1635 года Корнель пишет трагедии, сначала подражая Сенеку, а затем, вдохновленный еспанським барочным театром, создает "L'иllusиоn Comique" (1636), великий фарс. В конце 1636 появилась другая трагедия Корнеля "Сид". Эта патриотическая трагедия была написана по сюжету драмы еспанського драматурга XVI в. Гильена де Кастро, "Сид" изобразил победу новых общественных норм феодальной централизованного государства над старым узким принципу феодальной чести.

Париж, а за ним вся Франция продолжали "смотреть на Сида глазами Шимени "даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, автор этой критики, Шаплен, счел выбор сюжета трагедии неудачным, развязку - неудовлетворительной, стиль - лишенным достоинства.

В последующих трагедиях Корнель пытался последовательно проводить политику Ришелье, в частности в пьесах "Гораций" (1640), "Красное" (1640) и "Полиевкт", впрочем не отрекался от идей свободолюбия ("Цинна"). Этим трагедии присущи рационализм, героический пафос, величественный ораторский стиль речи. Далее Корнель несколько отходит от эстетического кодекса классицизма. В то же время Корнель женится на Мари де Ламприер, ведет активную светскую жизнь. Он стал изображать темные закулисные стороны жизни монархии - жестокую борьбу за власть, игру политических интересов, интриги; создает образы монархов-тиранов, все чаще перенося действие в условно изображаемые страны восточных деспотий - "Радогунда" (1644), "Ираклий, император Востока" (1647) и др..

1647 Корнеля был избран членом Французской академии. В этот же период Корнель пишет "Героическую комедию", "Дон Санчо Арагонский" (1650), в которой одним из первых в искусстве классицизма выводит образ незнатного героя.

Начиная с 1651 года Корнель поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. Он занялся религиозной поэзией, словно для искупления за свою светскую творчество предыдущих лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод "Imitation de Jesus Christ". Перевод этот, очень посредственный в литературном измерении, имел огромный успех и переиздавался 130 раз за 20 лет. Впоследствии Корнель издал еще несколько переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т.д. Для театра К. написал "Pertharite", "Sertorius", "Oedipe", "Sophonisbe", "Othon", "Agesilas", "Attila", "Tite et Berenice", "Pulcherie", "Surena" и др., Но все эти произведения стареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизни Корнель провел очень уединенно в крайне трудных условиях. Только благодаря заботам своего друга Николя Буало, К. выплачивали маленькую пенсию.

Значение К. для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До К. театр был слепым подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые его предшественники, как Гарди, Гарнье, Ротру и др.., Не сумели избавиться рамок условности, что превращало трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей еспанський элемент движения и силы страсти, с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своей природе, которые своей силой стоят выше повседневную жизнь. Некоторые критики, сравнивая творчество К. с творчеством его преемника Жана Расина, отмечают, что "К. рисует людей такими, какими бы они должны были быть, а Расин - такими, какие они есть в действительности". Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает определенную сухость его трагедиям, то ее компенсирует жизненность трагических конфликтов, изображаемых автором. К. исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события - в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя затрагивают лишь несчастья, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в "Discoars snr le poeme dramatique", и воплощает в своих лучших трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется обязательны к родителям, патриотизм - семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т.д. Только в "Сиде" победа оказывается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединенные долгом души. В "Horace" первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына, который ставит государство выше ценности семьи. В "Полиевкт" замечательна трагическая фигура мученика, внезапно накрытого благодати веры, что находит в ней силу стать выше земных страстей. Могучий стих К., по пластичности, выразительности и силе - уникальный. Умение представить в одной фразе целостную человеческую душу является характерной чертой Корнеля.


2. Драматургия Корнеля

Ф. К. Герстенбергер. Спектакль П. Корнеля "Медея" в бывшем францисканском костеле. 1805
  • "Алидор" (Alidor) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
  • "Мелита" (Mlite, 1629)
  • "Клитандр" (Clitandre (1631)
  • "Вдова" (La Veuve, 1632)
  • "Галерея Дворца" (La Galerie du Palais, 1633)
  • "Компаньонка" (La Suivante, 1634)
  • "Королевская площадь" (La Place royale, 1634)
  • "Медея" (Mde, 1635)
  • "Комедия, сыгранная в саду Тюильри" (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г. Кольт, П.Л 'Этуаль, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
  • "Комическая иллюзия" (L'Illusion comique, 1636)
  • "Сид" (Le Cid, 1636)
  • "Гораций" (Horace, 1640)
  • "Красное" (Cinna, 1641)
  • "Полиевкт" (Polyeucte, (1642)
  • "Смерть Помпея" (La Mort de Pompe, 1644)
  • "Лжец" (Le Menteur, 1644)
  • "Родогуна" (Rodogune, 1644)
  • "Теодора" (Thodore, 1646)
  • "Ираклий" (Hraclius, 1647)
  • "Андромеда" (Andromde, 1650)
  • "Дон Санчо Арагонский" (Don Sanche d'Aragon, 1650)
  • "Никомед" (Nicomde, 1651)
  • "Пертарит" (Pertharite, 1652)
  • "Эдип" (dipe, 1659)
  • "Золотое руно" (La Toison d'or, 1660)
  • "Серторий" (Sertorius, 1662)
  • "Софонисба" (Sophonisbe, 1663)
  • "Отон" (Othon, 1664)
  • "Агесилай" (Agsilas, 1666)
  • "Аттила" (Attila, 1667)
  • "Тит и Береника" (Tite et Brnice, 1670)
  • "Психея" (Psych) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино) (1671)
  • "Пульхерия" (Pulchrie, 1672)
  • "Сурена" (Surna, 1674)

3. Пьесы Корнеля, переведенные на русский язык

  • Я. Б. Княжнин, "Сид" (СПб. 1779);
  • "Смерть Помпеева" (СПб. 1779);
  • "Цинна или Августов милосердия" (СПб. 1779);
  • "Родогуна" (М. 1788);
  • Е. Барышевым, "Сид" (СПб. 1881);
  • "Родогонда" (СПб. 1881).

4. Главные сочинения о Корнеля

  • Fontenelle, "Vie de CorneiIe" (изд. 1685, 1729, 1742); abbe Goujel,
  • "Biblioth. Franc" (т. XVIII) Guizot, "Corneile";
  • Taschereau, "Histoire de la vie et des ouvrages de P. Corneille";
  • Bouquet, "Points obscurs de la vie de C.";
  • E. Desjardins, "Le grand C. historien";
  • J. Levallois, "C. inconnu" (П., 1876).

Литература

  • Библиография изданий творчества Корнеля и литературы о нем наиболее полное в Picot, "Bibliographie соrnйlиеnnе" (П. 1875).
  • Мокульский С. С. Корнель и его школа / / История французской литературы. Т. 1. - М.-Л.: 1946. - С. 405-438.
  • Балашов Н. И. Пьер Корнель. - М.: 1956.
  • Сигал Н. А. Пьер Корнель. - М.-Л.: 1957.
  • Большаков В. П. Корнель. - М.: 2001.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам