Надо Знать

добавить знаний



П \ 'пятая французская республика


Armoiries rpublique franaise.svg

План:


Введение

История Франции
Портал Франция
Armoiries rpublique franaise.svg

Доисторическая Франция

Античность
Римская Галлия ( 220 до н.е. - 481)

Средневековая Франция
Династии:
Меровинги ( 481 - 751)
Каролинги ( 751 - 987)
Капетинги ( 987 - 1328)
Валуа ( 1328 - 1589)
Бурбоны ( 1589 - 1792, 1814 - 1848)
Сословная монархия во Франции ( 1302 - 1614)
Дореволюционная Франция

Французский абсолютизм ( 1643 - 1789)

Современная Франция
Французская революция ( 1789 - 1799)
Первая республика ( 1792 - 1804)
Первая империя ( 1804 - 1814)
Реставрация Бурбонов ( 1814 - 1830)
Июльская монархия ( 1830 - 1848)
Вторая республика ( 1848 - 1852)
Вторая империя ( 1852 - 1870)
Третья республика ( 1870 - 1940)
Парижская коммуна ( 1871)
Режим Виши ( 1940 - 1944)
Временное правительство ( 1944 - 1946)
Четвертая республика ( 1946 - 1958)
Пятая республика1958)
Шаблон: посмотреть обсудить редактировать

Пятая республика - период французской истории с 1958 года по настоящее время, определяется принятой в 1958 году новой конституции Франции.

По сравнению с Четвертой республикой ( 1946 - 1958) в ней значительно усилены полномочия президента республики, который имеет право роспуска парламента и всенародно (с 1962 по 2000) на семь лет (с 2000 года - на пять лет). Если в первом туре ни один из кандидатов не наберет 50% +1 голос, требуется второй тур голосования (на практике второй тур был нужен всегда).

Особенность данной Конституции заключается в том, что, поскольку она состояла профессиональными политиками, его положения, прежде всего, адресованы на практику функционирования политической системы. Как сказал Доминик де Вильпен, сущность действующих французских государственных институтов заключается в том, что "... Президент - руководит правительство - управляет, парламент - законодательствует ..."


1. Рождение

Отправной точкой для создания Пятой Республики была алжирская кризис, с которым Четвертая Республика течение четырех лет не могла справиться, а именно: события 13 мая 1958 года, когда верхушка французской армии, тщетно подавляла алжирское национальное восстание, вышла из повиновения гражданским властям и, более того, стала открыто диктовать им свои условия. На этот вызов Франции и Республики - а это был именно вызов, поскольку армия вторглась в священный французский принцип беспрекословного подчинения армии государству - законная власть так и не смогла дать решительный ответ.

Таким образом, Четвертая Республика получила смертельный удар, от которого так и не смогла оправиться. Государственная власть оказалась в состоянии нокаута. Рано или поздно, Четвертая Республика должна была пожать плоды своего труда. Основанная Конституцией 1946 года, она, несмотря на все недостатки Третьей Республики и ее бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности губительную для Франции систему властвования: бессильный глава государства, зато всесильный парламент, и полностью зависим от его воли правительство. Надо сказать, Четвертая Республика стала "достойным" наследницей своей предшественницы: за 12 отведенных ей Историей лет сменилось 22 правительства, которые руководили страной в среднем 6 месяцев, а в отель Мантиньон - резиденция главы французского правительства - 12 раз приходил новый хозяин.

Неудивительно, что государственную власть постоянно сковывал паралич, скрытый или явный. Но тогда, весной 1958 года, он поставил Францию ​​на край гражданской войны. Древняя страна могла сразу распрощаться с демократией, деградировав до уровня латиноамериканских республик, где армия силой навязывает государству свои решения. И одной искры хватило бы, чтобы французский Нация испепелила саму себя в огне кровавой междоусобицы. И вот, в годину суровых испытаний, Франция "прошлого, настоящего и будущего" призывает к власти генерала де Голля, символа и главу французского Сопротивления, пользующийся непререкаемым авторитетом отца нации. Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился взять бразды правления - предоставление Правительства неограниченных полномочий в урегулировании алжирской кризиса; - управление страной в течение шести месяцев декретами правительства и, соответственно, роспуск Парламент на каникулы на этот же срок, - и, наконец, главное, делегирование Правительства учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую Конституцию. Все эти условия были выполнены.



2. Конституционные идеи Шарля де Голля

Не сказать о взглядах Шарля де Голля на государственную систему Франции - значит ничего не сказать о Пятую Республику. Потому что Конституция 1958 года была, за некоторыми исключениями, детищем голлизма. Излагая их коротко, можно сказать, что они предусматривают "сильную власть" во главе с "авторитетным арбитром", "которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо от того, что могло бы произойти", при сохранении принципа "разделения и баланса власти ", демократии, прав и свобод личности.

Он считает, что государство во Франции должно быть "властной структурой, способной принимать серьезные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им". Автор "Военных мемуаров", изданных после Второй мировой войны, так описывает идеальный, по его мнению, проект Республиканской государства для Франции:

" "С моей точки зрения, необходимо, чтобы у государства был председатель, т.е. руководитель, в котором нация могла бы видеть человека, ответственного за основу государства и гаранта ее судьбы. Необходимо также, чтобы осуществление исполнительной власти, служит исключительно интересам всего сообщества, не происходило от парламента, объединяющего представителей различных партий, выражающих интересы узких групп. Эти условия требуют, чтобы глава государства не принадлежал ни к одной партии, назначался народом, сам назначал министров и имел право консультироваться со страной, либо путем референдума, либо путем основания ассамблей, и, наконец, чтобы он имел полномочия в случае опасности для Франции обеспечить целостность и независимость страны. Помимо обстоятельств, при которых президент обязан вмешаться, правительство и парламент должны сотрудничать, парламент имеет право контролировать правительство и смещать его, но при этом высшее должностное лицо страны является третейским судьей и имеет возможность прибегнуть к суду народа. " "

В знаменитой речи в Байе, произнесенной им в 1946 году (т. н. "Конституция Байе"), де Голль провозглашает своего рода хартию голлизма о государственных институтов:

" "Демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти - и исполнительная, и законодательная, и судебная - были четко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью господствовать национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств. .. " "

Четвертая Республика, несмотря на призыв де Голля "обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства", была образцом режима ассамблеи, т.е. всевластия парламента, что приносило Франции одни лишь беды. А раз так, как сказал сам де Голль, "несмотря на то, что Республика спасена, она все еще должна быть восстановлена".


2.1. Подготовка и принятие Конституции 1958 года

Несмотря на то, что, согласно закону о пересмотре Конституции, на помощь правительства был создан Конституционный консультативный комитет, призванный восполнить парламентский контроль за разработкой Конституции, основная работа по составлению нового Основного Закона Франции была поручена команде молодых членов Государственного Совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. Голлистов "часа", непримиримый противник государственной системы Четвертой Республики, Д., горячее одобрял идеи, высказанные де Голлем в речи в Байе, и одновременно поклонник британских парламентских традиций, он настоял на введении должности Премьер-министра, который возглавляет правительство, как автономного, в том числе и в отношении Президента Республики, государственного органа.

Таким образом, была сохранена политическая ответственность правительства перед Парламентом. В дальнейшем это позволило обеспечить "сосуществования" на высшей ступени государственной власти, когда парламентское большинство и президент Республики не принадлежали к одному и тому же политическому движению. Следует отметить также, что для избежания повторения сценария рождения Четвертой Республики, когда написание Конституции было отдано на откуп Учредительного Собрания, в результате чего представленные в нем партии превратили процесс ее разработки в политические игрища, Конституция Пятой республики состояла в тайне. Наконец, окончательная версия конституционный реформы была опубликована 4 сентября того же года. Как и предписывал Конституционный закон от 3 июня 1958 года, референдум по проекту новой Конституции состоялся 18 сентября, как в метрополии, так и в "заморских территориях". В назначенный день, чтобы выполнить свой гражданский долг, избирательные участки посетили более 22 миллионов французских граждан из 26, обладающих избирательными правами. "Да" ответили более 17 миллионов французов и француженок, есть 79,3% голосующих избирателей. Итак, Пятая Республика была установлена, и установлена ​​горячим желанием подавляющего большинства французского народа.


3. Президент Республики

Защищая перед Государственным Советом проект новой Конституции, Мишель Дебре сравнивал новую роль Президента Республики с "замком свода" государственного здания, предназначенного цементировать его опоры. С номинальной фигуры, "конституционного калеки" (Р. Пуанкаре), Президент Республики становится настоящим главой государства, хранителем Конституции, гарантом Республики, верховным арбитром, который "обеспечивает нормальное функционирование публичных властей". Отныне Франция будет отождествляться с Президентом, потому что он как гарант "независимости, территориальной целостности и международных договоров", воплощающий в своем лице преемственность в ее государственной власти, будет нести ответственность за Францию, за ее существование и будущее, защищать ее высшие национальные интересы .

Ясно, что для того, чтобы Президент Республики смог в полной мере осуществлять свои функции третейского судьи, стоящего над триадой государственных властей, ему необходимы широкие полномочия. Конституция наделяет его ими. Так, продолжая председательствовать в Совете министров, Президент Республики будет по своему усмотрению назначать и смещать премьер-министра и, по предложению последнего, других членов правительства. Здесь же, после обсуждения в единой коллегии министров, выносит решение именем Правительства, он подписывает декреты. Хотя Президент прежнему не имеет права законодательной инициативы, которая принадлежит премьер-министру и членам Парламента, он утверждает законы, принятые Парламентом, оставляя за собой право вето. Он может передать закон в Конституционный Рады, чтобы та проверила его содержание на соответствие Конституции. Но и это не главное. Теперь Президент Республики может по предложению Правительства или Парламента, вынести на референдум любой законопроект, касающийся "организации государственной власти, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение, или законопроект, позволяющий ратификации какого-либо международного договора, который, не противореча Конституции, и может сказаться на функционировании государственных институтов ". Таким образом, Глава государства становится теперь связующим звеном между французской Нацией и ее Властью, потому он и только он имеет право непосредственно обращаться к народу, источнику суверенитета при демократическом режиме, чтобы тот сам выразил свою волю.

Кроме того, Президент Республики может призвать Нацию вынести свой вердикт, пользуясь определенным только ему правом роспуска Национального Собрания, получив консультацию Премьер-министра и председателей палат Парламента. Единственное условие, которое обязан соблюсти Президент - прождать год с момента предыдущего роспуска.

Наконец, все эти властные полномочия французского президента венчает прерогатива, предоставленная ему статьей 16 Конституции. Когда Франция оказывается втянута в тяжелую национальный кризис, существует опасность военного вторжения или республиканские институты находятся под угрозой, а "нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено", Президент Республики после консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также Конституционным советом , выражает себя полнотой власти с тем, чтобы "обеспечить в кратчайшие сроки конституционной государственной власти средства для выполнения их задач". Речь не идет о "президентскую диктатуру", потому что Конституция обязывает Президента созвать Парламент и запрещает распускать Национальное Собрание, пока чрезвычайное положение не будет отменено. Это полномочия Президента не могут быть приняты против Республики, ибо в противном случае ответной реакцией парламента, который превращается в Верховный Суд, станет его отрешение от должности. Напротив, его цель - защитить Францию, когда испытуемые пути выхода из национального кризиса закончатся провалом. Так, соратник де Голля еще в лондонской времени, юрист Рене Капитан называл статью 16 "конституционализации Призыву 18 июня 1940 года ". Сам де Голль в" Мемуарах надежды так высказывается по этому поводу:" Какое оправдание статьи 16, - спрашивали, вручает главе государства власть во имя спасения Франции в случае, если ей угрожает катастрофа "Я напомнил, именно из-за отсутствия такой статьи в июне 1940 года президент Лебрен, вместо того, чтобы переехать с государственным аппаратом в Алжир, призвал маршала Петена и открыл тем самым путь к капитуляции, и президент Коти, наоборот, действовал в духе статьи 16 (еще до его принятия), когда во избежание гражданской войны потребовало от парламента прекращения любой оппозиции против возвращения генерала де Голля к власти "Таким Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, сочетающий в имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, который говорит от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец , извлекать ее, в случае необходимости, национального кризиса.


4. "Рационализуваний парламентаризм"

Кроме Президента Республики коренной перестройки подверглись такие основополагающие институты Республики, как Правительство и Парламент. Подвижные идеей дать Франции режим, который обеспечил бы ее величие и процветание, уберег ее корабль от катастроф в буре моря Истории, создатели Конституции 1958 года вырвали, как дантист вырывает больной зуб, корень зла, благодаря которому так плохо закончили Третья и Четвертая Республики - всевластие парламента, что ведет к вальсу правительств.

Ясно, что об эффективности, стабильности и преемственности власти в таких условиях можно было только мечтать. Но именно в этом нуждалась Франция. И именно это "рационализированный парламентаризм", сохранив лучшие французские демократические традиции, ей и дал. В первую очередь, Правительства возвращается полнота исполнительной власти, а вместе с ней и центральная роль в отношениях между исполнительным и законодательным органом. Правительство отныне "определяет и проводит политику Нации". Оно перестает быть еще одним комитетом, произведенным на свет палатой депутатов, полностью зависят от малейшего дуновения ветерка в политической жизни, потому предназначен, начиная с Премьер-министра, каждый член правительства, назначенный Президентом Республики, не может совмещать министерский портфель с парламентским мандатом. А поэтому меняется и назначение парламента. Теперь "политическое выражение всеобщего голосования" (Ж. Ширак) будет не навязывать Правительства свою волю, но, контролируя действия министерства, поддерживать его, законодательствовать и обсуждать вектора развития нации. Никто не будет отрицать, что главная функция, составляющая скелета полномочий Парламента, функция, которую делегирует Нация избранным ею народного представительства - это составление законов, другими словами, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит их в жизнь, выдавая с этой целью регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их выполнение. Поэтому Конституция выделяет "Домен" закона, в рамках которого парламент может принимать акты и за пределы которого он не может переступать. Все вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарной власти, разделенной, согласно Конституции, между Президентом Республики и Правительством. С новыми ролями, установленных Конституцией Парламента и Правительства, качественно превращается законодательный процесс. Красная нить, проходящая через все положения Конституции 1958 года, касающихся законодательной процедуры, - те, кто несут высшую ответственность за применение закона, не только имеют право, но и обязаны принимать активное участие во всех этапах его составления.

Отныне правительство будет выступать в принятии закона на первых ролях, обладая большими средствами для того, чтобы навязать парламенту свою точку зрения. Так, законопроекты и законодательные предложения, одобренные Правительством, рассматриваются по его требованию палатой в приоритетном порядке и в том, котором оно установит. Он может снять с обсуждения любой законопроект, пока он не принят Парламентом. Правительство также имеет право требовать в любую минуту от палаты единого голосования по всему или части обсуждаемого в ней текста, сохранив лишь те поправки, с которыми он согласен.

Права парламентариев сужаются: Конституция запрещает принимать законопроекты и поправки, предложенные депутатами и сенаторами, "если следствием их принятия было бы либо сокращение государственных средств, или создание или увеличение расходов". Сужаются, чтобы стать надежной преградой на пути к демагогии, столь часто увлекательной парламентские ассамблеи, и заставить народных избранников действительно, а не фальшиво служить Франции. Хотя, в принципе, Конституция требует обоюдного согласия Национального Собрания и Сената по тексту будущего закона, Правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетное смешанную комиссию, которой поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако, опять же, только правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат Парламента, причем ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Наконец, если и этот путь завел в тупик, Правительство имеет право, после еще одного чтения в каждой палате, обратиться в Национальное Собрание, чтобы они приняли окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Нельзя не отметить также, что проект или предложение закона вообще принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение 24 часов или принята Национальным Собранием.

Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, имея в виду, что оно прибегает к ним в основном тогда, когда законодатели находятся в состоянии коллапса или разделены трещиной разлада между палатами, или когда народным представителям нужно напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Кульминацией очистки французского парламентаризма от примесей режима собрания, несомненно, стал новый порядок смещения правительства.

Так, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, обеспечивающей соответствие состава исполнительного органа баланса сил в нижней палате - иначе он его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция защищает Правительство кольцом препятствий на пути вынесения ему резолюции порицания, что влечет его отставку:

1) резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов после его внесения;

2) при голосовании о выражении вотума недоверия учитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, представляющих Национальное Собрание,

3) депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;

4) наконец, премьер-министр, после обсуждения в Совете министров может поставить перед Национальным Собранием вопроса о доверии Правительству связи с голосованием по его программе, декларации об общей политике или парламентского акта, и в этом случае, чтобы отказать правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным Собранием резолюции порицания.

Если правительства выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязуется статьей Конституции вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета. Таким образом, сплоченный Правительство будет управлять Францией, Парламент станет поддерживать его, не забывая о контроле над его политикой, засучив рукава, чтобы качественно законодательствовать и сохранит ранг высшей трибуны, с которой Франция говорит о своих надеждах, стремлениях и надеждах.


5. Конституционный Совет

Несомненно, одним из самых удачных нововведений Пятой Республики было создание Конституционного совета, призванной блокировать законы, принятые Парламентом, если они не соответствуют Конституции. Впрочем, и не только. Правда, если сначала Конституционный Совет учреждался как государственный орган, который будет сдерживать парламентские намерении принять и "откусить" часть компетенции исполнительной власти, то впоследствии она утвердила себя как высшую инстанцию, независимую в своих суждениях, в спорах между законодателем и исполнителем, и, что особенно важно в глазах французов, стражем прав и свобод личности. Так, Совет в 1971 году подтвердил юридическое равенство Декларации прав человека и гражданина 1789 года и преамбулы Конституции 1946 года Конституции, которая к ним отсылает, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета. Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на эту должность, несовместимость пребывания в Совете функциями министра или члена Парламента или отзыва, обеспечивающих независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений . Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики.

Правом обращения в Конституционный Совета наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке. Более того, Конституционный Совет выполняет обязанности Центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный совет признает в своем решении неконституционности тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульговани Президентом Республики, ни применены. Решение Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех органов государственной власти, административных и судебных органов.


6. Конституционная практика Пятой Республики

Конституция 1958 года учредила должность Президента как арбитра, который воплощает государство. Но что следует понимать под президентским арбитражем? Должен Глава государства для этого отойти от политики, став затворником в Елисейском Дворце, который осуществляет свою власть лишь в том случае, когда государственная машина летит под откос, или, наоборот, обязан выступать на первых ролях, чтобы защитить национальные интересы, не дать Франции сбиться с пути, чего нельзя достичь без вмешательства в политику? Спор двух концепций позволила конституционная практика первых лет жизни Пятой Республики, которая, в свою очередь, складывалась под прямым влиянием алжирского конфликта.

Если Президент Республики взял в руки скальпель, чтобы удалить на теле Франции язву, - алжирскую проблему, Парламент и Правительство согласились на роль ассистента при руководящем удалении хирурга, а партии и вовсе уподобились сторонними наблюдателями, которые ожидали результат операции у порога операционной, то каждый институт пожал плоды своего труда. Верховная ответственность, а значит и верховная власть, сконцентрировалась в руках Президента Республики. Потому что демократия не знает власти без ответственности, без поддержки и одобрения народа! Референдум 1962 года, одобрил предложение главы государства в дальнейшем избирать президента страны напрямую народом, окончательно утвердили Президент Республики в ранге национального вождя, ибо, в отличие депутатам, избираемым по округам, и призначаемим министрам, является отныне единственным избранником всей нации. Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентской, вернее, изобрел последний.

В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого он принимает парламентское ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго - Президента, который избирается прямым и всеобщим голосованием, обладающий соответствующей властью. Однако отличие от того и другого в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие нации, несмотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определенными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего. Иными словами, Глава государства занимается вопросами внешней политики, обороны и вооруженных сил, а Правительство - экономическую, социальную, финансовую и.т.д. политику. Впрочем, власть Президента простирается так широко, как его поддерживает Национальное Собрание. Если он опирается на парламентское большинство, контролирует Национальное Собрание, то Премьер-министру уготована судьба "директора кабинета президента Республики" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Реальным главой правительства становится президент, определяет линию государства, а Премьеру не остается ничего другого, чтобы подчиниться его воле. Соответственно, по логике вещей, Президент может "попросить" главу кабинета подать в отставку. Так покинул в 1962 году свой ​​пост архитектор институтов Пятой республики Мишель Дебре, что разошелся с де Голлем по вопросу урегулирования алжирского конфликта. Ясно, что премьер-министр в этом случае становится главой парламентского большинства, координирующего его деятельность с политикой правительства. Однако баланс сил кардинально меняется, когда парламентские выборы выиграет оппозиция. Так уже было в 1986 - 1988, 1993 - 1995, 1997 - 2002 годах, когда президент и парламентское большинство принадлежали к разным политическим силам. В этом случае, разумеется, власть Президента сокращается до буквального следования положениям Конституции, хотя его прерогативы в зарезервированной области, куда входит дипломатия, оборона и армия, в большей части сохраняются. Он вынужден назначить премьер-министром человека, который устраивает парламентское большинство, ибо в противном случае ему будет вынесен вотум недоверия. Ясно, что правительство действительно "определяет и проводит политику", опираясь на поддержку Национального Собрания. Эта исключительная ситуация именуется французами как "сосуществование" на государственном Олимпе.


7. История Пятой республики

Инициатором конституционной реформы пришел он в мае 1958 на волне алжирского кризиса к власти Шарль де Голль, который в декабре того же года был избран первым президентом Пятой республики. В 1965 де Голль был избран на второй срок, но в 1969 ушел в отставку (после Майских событий 1968). Президентом республики был избран его близкий сподвижник Жорж Помпиду, который умер в 1974. После смерти Помпиду на выборах победил центрист Валери Жискар д'Эстен, что пробыл у власти один полный срок (до 1981), когда уступил социалисту Франсуа Миттерану. Миттеран (переизбран в 1988 на второй срок) находился у власти 14 лет, дольше, чем любой другой президент Франции; в 1986 - 1988 и 1993 - 1995 при нем действовали праве кабинета министров (политика "сожительство"). В 1995 (когда Миттеран уже не баллотировался) социалисты потерпели поражение, и к власти пришел мэр Париж, премьер в 1974 - 1977 и 1986 - 1988, голлистов Жак Ширак. В 1997 - 2002, в свою очередь, премьером при Шираке был левый Лионель Жоспен.

Выборы 2002 года стали сенсацией: все кандидаты набрали менее 20% голосов, а во второй тур вместе с Шираком вышел ультраправый националист Жан-Мари Ле Пен, который набрал чуть менее 17% голосов. Все общество, включая оппонентов Ширака, объединилось в коалицию против Ле Пена, и во втором туре Ширак получил сокрушительную победу, набрав более 80% голосов. Весь второй срок Ширака ( 2002 - 2007) правительства формировали праве, популярность которых снижалась после ряда социально-экономических решений.

Выборы 2007 года, протекавшие при большом напряжении общественной борьбы и высокой явке избирателей, принесли во втором туре победу лидеру правой партии "Союз за народное движение" (наследницы голлистской партии), министру внутренних дел в 2002 - 2007 Николя Саркози.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам