Надо Знать

добавить знаний



П \ 'пятый Константинопольский собор



Пятый Константинопольский собор - IX Вселенский собор православной церкви, который проводился в Константинополе в 1341, 1347 и 1351 годах. Православные признают решения этих соборов, но не признают их Вселенским (это можно сделать только на следующем Вселенском соборе, который до сих пор не проводился), хотя они де-факто были именно такими. V Константинопольский собор: подтвердил исихазм св.Григория Паламы и осудил философа-рационалиста и церковного деятеля Варлаама Калабрийского, который был оппонентом Григория Паламы.

После Второго Лионского собора 1274 католическая и православные церкви временно объединились. Однако этим попыткам протистала подавляющая часть византийского общества и клира. Поэтому эта попытка объединить Константинополь и Рим провалились. В контексте противостояния про-и антиуниатских партий в XIV веке в среде православных возникли так называемые "исихастськи спора". Эти споры велись вокруг вопроса о природе Божественного света, а также о подлинности опыта этого Света, переживаемого подвижниками благочестия. Значимым фигурой этих споров и защитником православного учения о "нетварнисть" Божественного света стал святогорский монах и впоследствии Солунский архиепископ св. Григорий Палама.

1331 святой пошел на гору Афон и уединился в скиту святого Саввы, возле Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменського монастыря в северной части Святой Горы. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил их учение еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать "тварнисть" Фаворского Света, при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы монахов о молитвенных приемах и о духовных озарение.

Святитель Григорий, защищал учение о Божественном Фаворский Свет. Он изложил свои доводы в богословском труде "Триады в защиту святых исихастов" (1338). До 1340 года афонские подвижники с участием святителя заключили общий ответ на обвинения Варлаама - так называемый "Святогорский томос".

На Константинопольском Соборе 1341 в храме Святой Софии состоялась диспут святителя Григория Паламы с Варлаамом, касающийся природы Фаворского Света.

27 мая 1341 Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в таких энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не созданными.

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитамы и варлаамитамы не закончились. К варлаамистив принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Каленас (1341-1347), к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1323-1341). Митрополит Киевский и всея Руси Теогност, получив решение Константинопольского собора 1341 с изложением учения о сотворенного суть Фаворского света, не согласился с этим учением и написал по этому поводу многочисленные письма патриарха и епископов. [1]

Акиндин выступил с трактатами, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Но несмотря на это Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг тюремному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

1351 Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность учения св. Григория.


Примечания

Источники

п ? в ? р Вселенские соборы
Вселенские соборы Восточной и Западной церкви
Де-факто Вселенские соборы Восточной церкви
Софийский собор ? Пятый Константинопольский собор ? Трулльский собор
Вселенские соборы Западной церкви

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам